Пиранья в макете
Экспонат на выставке Euronaval-2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News

Экспонат на выставке Euronaval-2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News

РП подводит итоги крупнейшей выставки военно-морской техники и вооружения Euronaval-2014

В Париже в пятницу, 31 октября, завершилась международная военно-морская выставка Euronaval 2014, шедшая с понедельника.

Она проводится раз в два года под эгидой Минобороны Франции и считается одним из самых значимых мероприятий такого рода. В этот раз модели военных кораблей, морской авиации, образцы других видов вооружений и спецоборудования для ВМС привезли 370 компаний, включая флагманов отрасли. Для изучения рынка и заключения новых контрактов прибыли делегации из 115 государств — рынок военного судостроения по объему достигает $50 млрд в год.

«Пытаются вытеснить Россию»

Несмотря на некоторое охлаждение отношений Кремля и стран — членов НАТО на фоне украинского кризиса, российский павильон был одним из самых больших на выставке. В нем под крылом «Рособоронэкспорта» и «Объединенной судостроительной корпорации» были представлены экспозиции 20 компаний.

Тем не менее замдиректора «Рособоронэкспорта» Сергей Ладыгин заявил о кознях, которые строят против России конкуренты. «То, что происходит в связи с этими санкциями, — это, в том числе, борьба за рынки. Одни участники пытаются вытеснить других, в частности Россию, и я думаю, европейцев тоже. Делается все для ослабления российских и европейских традиционных рынков, чтобы туда пришли новые участники», — сказал Ладыгин в интервью телеканалу НТВ.

Вместе с тем российские представители провели переговоры о возможности совместного военного производства с Бразилией и ЮАР. Россия уже вовлечена в ряд крупных проектов с Индией, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на главу российской делегации Анатолия Пунчука.

Made in Russia

У представителей стран, желающих усилить свои военно-морские силы за счет российской техники, была возможность ознакомиться с ее широким ассортиментом. Россияне привезли модели фрегатов, корветов, сторожевых кораблей и подлодок.

Среди них следует отметить корабль проекта 1135.6. Он создан на основе хорошо зарекомендовавшего себя советского сторожевого корабля 1135 и отвечает всем современным требованиям, сообщил «Русской планете» президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Экспонат на выставке Euronaval 2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News

Экспонат на выставке Euronaval-2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News

«На его вооружении стоит комплекс коллективной обороны типа "Штиль" с большим поражающим потенциалом; зенитно-артиллерийский комплекс "Каштан", который поражает цели как ракетами малой дальности на расстоянии до 15 километров, так и автоматическими пушками калибра 30 миллиметров; мощная гидроакустическая станция нового поколения, позволяющая обнаружить подлодки на расстоянии в несколько десятков миль; противолодочные торпедные аппараты и бортовые вертолеты, а также артиллерийская установка А-190 калибра 100 миллиметров», — перечислил эксперт.

Другим заметным экспонатом на российских стендах была модель многоцелевого фрегата проекта 22356. Как отмечает Сивков, это сделанный по технологиям «стелс», очень мощный и интересный корабль, способный решать широкий спектр задач.

«Он вооружен 16 ракетами типа "Калибр", одной установкой ЗРК "Риф", 130-миллиметровой артиллерийской системой. Это весьма большое количество систем вооружения. В ракетные пусковые установки также могут заряжаться противолодочные ракеты. По своим боевым возможностям корабль может обеспечивать устойчивость крупным боевым соединениям, включая авианосные, поражать надводные и наземные цели», — описал проект Сивков.

Из подводных лодок ничего принципиально нового показано не было. Россияне привезли дизель-электрические субмарины проекта 636 и «Амур-1650», уже знакомые иностранным заказчикам.

Неатомные подлодки проекта 636 по эффективной стоимости можно считать лучшими в мире, полагает Сивков. «Подлодки "Амур-1650″ — дальнейший этап развития неатомного флота, их активно продвигают на экспорт и ставят на вооружение российские вооруженные силы. Проект длительное время был заморожен по причине определенных проблем с двигательной установкой и бортовой электроникой, но сейчас эти проблемы решены», — добавил специалист.

Пиранья на страже морей

Определенный ажиотаж вызвал показ новой модификации малоразмерной подлодки, получившей название «Пиранья-Т». Похожую разведывательную субмарину пытались найти в своих водах шведские военные.

Экспонат на выставке Euronaval 2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News

Экспонат на выставке Euronaval-2014 во Франции. Фото: Stephane de Sakutin / AFP / East News

Российский проект «Пиранья-Т» является лучшим в своем роде, отмечает автор «Независимого военного обозрения», военно-морской эксперт Владимир Щербаков. При этом он подчеркнул, что эти лодки еще не построены, и проект существует только на бумаге. По его словам, Россия предлагает различные проекты класса «Пиранья» уже десять лет, однако все заказчики хотят увидеть живой образец.

«Поэтому главная проблема проекта подлодки состоит в том, что пока не нашлось никого, кто бы заказал хотя бы одну лодку», — подчеркнул в разговоре с РП Щербаков.

По мнению эксперта, российскому флоту проект подлодок «Пираньи-Т» неинтересен. «У нас флот более крупный, и задачи, которые эти лодки могли бы решать в другой стране мира, у нас в принципе решаются теми силами, которые есть. Нам это пока не нужно. В будущем, если у нас будет более крупный флот, более специализированный, то, возможно, их и закажут. Но пока интереса нашего флота к ним фактически нет. И зарубежные заказчики все время задают два вопроса: есть ли они у нас и состоят ли где-то на вооружении», — пояснил он.

Новые «Пираньи» могут привлечь другие государства — сейчас подводными флотами пытаются обзавестись не только крупные державы, но и небольшие и не очень богатые страны. «Они тоже хотят иметь в своих флотах подводные силы, а такие подлодки имеют возможность решать достаточно широкий круг задач, обладая при этом маленьким размером и маленьким водоизмещением», — добавляет Щербаков

Французский футуризм

Почти половину всех экспозиций представили хозяева выставки, прежде всего всемирно известная DCNS (Direction des Constructions et Armes Navales; фр. Дирекция по строительству военных кораблей). В России о ней обычно вспоминают в связи с контрактом на поставку двух десантных кораблей-вертолетоносцев типа Mistral, который находится под угрозой срыва из-за санкций Евросоюза. Тема «Мистралей» не обошла и эту выставку, хотя обе стороны, были крайне осторожны в высказываниях — и россияне и французы отметили свою готовность к сотрудничеству.

На своих стендах DCNS показала множество моделей своих модификаций фрегатов FREMM и корветов типа Gowind, неатомные варианты подлодок Barracuda и Scorpene, а также макет экспортного проекта большого авианосца DCNS Evolved Aircraft Carrier (DEAC). Водоизмещение перспективного корабля оценивается в 55 тысяч тонн, а длина в 272 метра. На палубе макета были изображены палубные самолеты Rafale-М и Е-2D, а также ударные беспилотники Neuron. По данным неофициального блога ЦАСТ, единственным возможным покупателем авианосца является Бразилия.

DCNS также выставили необычный футуристический проект — модель сверхсовременного боевого тримарана XWIND-4000. Боевой корабль с принципиально новой архитектурой будет иметь гибридную силовую установку — дизельные двигатели и электрические аккумуляторы. Управляется тримаран, напичканный электроникой, с помощью тачскринов, голосовых команд и сенсорных контроллеров. «Он проектировался как полностью компьютеризированный корабль», — цитирует веб-ресурс Strategic Defence Intelligence менеджера DCNS Филиппа Сатуда. Про его вооружение известно немного, но с его палубы смогут подниматься беспилотные самолеты и вертолеты разведывательного и ударного типов.

Морской винтокрылый дрон

Контракт на разработку такого палубного БЛА во время выставки заключили Airbus и DCNS. Планируется создать дрон-вертолет на основе платформы TANAN, он будет интегрирован в боевую систему современного корабля и серьезно расширит его возможности.

Как пояснил РП специалист по беспилотным системам Денис Федутинов, наличие БЛА на борту корабля позволяет существенно повысить его ситуационную осведомленность. «Можно поднять средства наблюдения на высоту в несколько сотен метров и существенно расширить "горизонт". Наличие достаточно легких беспилотных БЛА вертолетного типа в этом смысле является весьма эффективным решением, которое может быть использовано, в том числе, на небольших кораблях прибрежной зоны», — говорит специалист.

БЛА Tanan уже демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже в 2013 году, а также на берлинском ILA и французском Eurosatory в текущем году, отмечает Федутинов. «Проект разрабатывался EADS как конкурирующий с такими более легкими системами как Skeldar от SAAB и Camcopter S-100 от Schiebel. Однако реализация его идет медленно. Между тем Camcopter, как первый успешно реализованный проект в подобной категории, продолжает захватывать рынок. Чтобы пробиться на рынок системы, появившиеся позднее, должны быть существенно лучше конкурентов, что в принципе достаточно непросто», — рассуждает он.

Итоги Euronaval-2014

Опрошенные эксперты сходятся во мнении, что выставка дает представление об общем положении отрасли современного военного кораблестроения, но фиксирует не поворотную точку, а уже сложившееся положение дел на международном рынке. В выставке впервые участвовали судостроители из Турции, Бельгии и ОАЭ, но говорить о появлении новых флагманов индустрии еще рано.

Российская делегация на Euronaval больших успехов не достигла, считает независимый военный эксперт Павел Фельгенгауэр. По его словам, это связано с санкциями, введенными Россией и Западом друг против друга. «Западными странами на нас наложено полное эмбарго, и оно носит взаимный характер. А то, что мы пытаемся продавать странам третьего мира, от этой выставки сильно не зависит», — уверен аналитик.

Емельян Пугачев и национальный вопрос Далее в рубрике Емельян Пугачев и национальный вопросКазацкий атаман и его представления о «полной свободе» Читайте в рубрике «Экономика» Перспектива для всехУ регионов России существует возможность получать гранты на социальные проекты Перспектива для всех

Комментарии

01 ноября 2014, 14:44
Все крупные военые объекты стремятся к уменьшению размеров и расширению разведовательных способностей, это очевидно
03 ноября 2014, 11:52
Компактность и мобильность, при сохранении мощи - будущее не только флота, но и вооруженных сил в целом.
04 ноября 2014, 09:00
Честно говоря, я вообще не сторонник торговли перспективным вооружением между странами, а уж тем более боевыми кораблями. Считаю, что торговать нужно другими вещами, а оружие производить самим, строго в том количестве, которое необходимо стране. Это личное мнение.

04 ноября 2014, 09:10
Мне тема с морскими БЛА, да и беспилотниками вообще, очень и очень нравится. Считаю, что нам катастрофически не хватает собственных аналогичных моделей и нужно плотно работать в этом направлении. Но, для эффективной и полноценной их работы нам безусловно необходима стабильная работа ГЛОНАСС.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»