Кандидаты на вылет
Пилоты самолета Ту- 204 авиакомпания Red Wings перед вылетом в аэропорту Внуково. Фото: Андрей Рудаков / РИА Новости

Пилоты самолета Ту- 204 авиакомпания Red Wings перед вылетом в аэропорту Внуково. Фото: Андрей Рудаков / РИА Новости

Госдума может разрешить иностранцам работать пилотами гражданской авиации. Профсоюз летного состава: их следует привлекать как инструкторов

В пятницу правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, разрешающий иностранным гражданам входить в состав летных экипажей российской гражданской авиации, в том числе — занимать должность командира воздушного судна. Принятие этого закона подразумевает корректировку Воздушного кодекса РФ и закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Необходимость подобных мер на сайте правительства аргументируется нехваткой летных кадров в стране; подчеркивается также, что проект закона разработан в целях «создания недискриминационного статуса российских авиакомпаний в рамках Евразийского экономического сообщества и СНГ».

Основной причиной дефицита командиров воздушных судов, составители законопроекта называют длительный срок их подготовки (требуется шесть-восемь лет после окончания училища), а также то, что летные училища России выпускают недостаточно пилотов.

Как указано в сопроводительных документах к проекту, которые оказались в распоряжении агентства РИА «Новости», закон будет носить временный характер и действовать до 1 января 2019 года. За этот период планируется привлекать по 200 иностранных пилотов в год, тогда как летный состав в целом должен ежегодно пополняться на 1,1—1,5 тысячи пилотов.

Помощник президента Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) по связям с общественностью Игорь Ободков рассказал «Русской планете», как к закону относятся в профессиональной среде, в чем состоит сегодня главная проблема российской гражданской авиации и почему она недосчитывается пилотов.

— Этот закон ни к чему хорошему не приведет, в нашем профсоюзе все против него по нескольким причинам.

Во-первых, благодаря различным «усилиям», начиная с ельцинских времен и до последнего момента, был полностью загублен российский авиапром. А сейчас те, кто находится в нашем правительстве, хотят загубить российскую школу пилотов, —

говорит Ободков. — Те, кто к нам приедет после принятия этого закона, будут самыми натуральными «летными» гастарбайтерами. В первую очередь к нам поедут из стран СНГ, а также из стран третьего мира. Потому что, может, у российских пилотов и где-то приличная зарплата, но все остальное — полное дерьмо! По сравнению с западными компаниями наши условия труда никуда не годятся. Если у них в контракте записано 12—15 дней выходных, у нас в лучшем случае — шесть дней. Из приличных иностранных компаний сюда не поедут. Из киевских, казахстанских училищ мы еще можем как-то проверить качество кадров и чему их там учат. Но может прийти и неизвестно кто.

При этом, как отмечает представитель шереметьевского профсоюза, главная причина неукомплектованности летного штата заключается в политике авиакомпаний, которые не хотят брать на работу неопытных выпускников.

«Из тех выпускников летных училищ, которые получили специальность в прошлом году, на работу смогли устроиться только 42 %, то есть больше половины остались без работы. А в каждого из них вложено около пяти млн рублей. А авиакомпании не хотят их брать, потому что их придется доучивать.

Кому-то удается устроить вторым пилотом, их до этого доучивают еще полгода-год», — рассказал профактивист.

Ободков отмечает, что ситуация уже настолько критична, что в профессиональных кругах активно обсуждается идея вернуться к практике времен Советского Союза, когда по окончании училища выпускников распределяли, «потому что сейчас никакой программы для них нет, и что с ними дальше будет — непонятно».

— После катастрофы в Казани заговорили о том, что нужно провести переаттестацию всего летного состава — они своего российского летного состава не знают, и уровня его квалификации. А если придут иностранцы, они тоже переаттестацию проходить будут? Придут «темные лошадки» с неизвестным прошлым. Вопрос стоит и о личном отношении иностранца к России в плане безопасности, и профессиональные качества будут непонятно какие, — говорит Ободков.

Сейчас пилоты почти всех российских авиаперевозчиков, у которых нет собственных тренировочных центров, проходят обучение в автономной некоммерческой образовательной организации «S7 Тренинг», которая находится в Москве неподалеку от аэропорта Домодедово. 22 ноября СК начал там проверку, поскольку в «S7 Тренинг» обучались пилоты разбившегося 17 ноября в Казани лайнера Boeing, на борту которого находились 50 человек, в том числе двое детей и сын президента Татарстана Ирек Минниханов; все они погибли.

По словам Ободкова, в профсоюзе летного состава считают, что в этой катастрофе, как и в предыдущих (В Перми четыре года назад и в Тюмени в прошлом году. — РП), виновато руководство авиакомпаний. Менеджмент, стремясь сократить издержки, увеличивает нагрузку на летный состав сверх нормы и ищет лазейки в законодательстве: «Везде при расследованиях обнаруживали, что были нарушения рабочего времени в графике работы и отдыха. И задолженности по отпускам у пилотов — больше ста дней».

— Трудовое законодательство соблюдается только частично, нет отдельных спальных мест для отдыха экипажа. На дальномагистральные рейсы необходимо лететь с тремя пилотами в штате. В Америку так и летают, потому что американцы требуют соблюдения международных правил безопасности. А в Японию летают вдвоем, потому что там не так строго, а штата не хватает все больше и больше, — добавляет он.

Оптимальным решением в сложившейся ситуации представитель профсоюза считает активное развитие летных школ и тренажерной базы, а также привлечение иностранцев на вакансии не пилотов, а инструкторов по подготовке командиров воздушного судна: «Иногда дают добро на должность командира судна тем людям, на которых указало начальство. А иностранные инструкторы на это не пойдут и будут подготавливать качественный персонал».

Читайте в рубрике «Закон» Дорогой наш почтальонВо сколько обходятся бюджету аппетиты госчиновников? Дорогой наш почтальон

Комментарии

14 декабря 2013, 11:12
Кто-то предлагал использовать в гражданской авиации уходящих со службы военных пилотов - имхо правильное решение. Военные -люди ответственные, да и налет у них солидный. Пусть работают. А доверять самолеты таджикам и узбекам - это уж слишком.
14 декабря 2013, 16:34
Правильно,военным надо доверять,однако становится новый вопрос,ведь их тоже надо переучивать-доучивать,потому что они военная техника отличается от пассажирской.
16 декабря 2013, 11:52
Переучить опытного военного пилота на пилота авиалайнера - дело нескольких месяцев. Главное - чтобы он на автоматическом уровне привык бы к новой машине, а освоить её он может и за пару недель!
16 декабря 2013, 18:27
Ну, те кто принимают такие решения, сами-то вряд ли будут летать рейсами авиакомпаний, нанимающих таджиков с купленными дипломами. А простонародье никого не заботит, даже наоборот - еще немного население подсократится.
Но тогда принцип раздельности услуг для господ и для смердов должен соблюдаться неукоснительно. А то вон в татарской авиакатастрофе неловко получилось - большие люди разбились вместе с простолюдинами, и даже чиновно-депутатские корочки не смогли обеспечить им бессмертия.
14 декабря 2013, 13:15
Полностью согласен с российским авиационным профсоюзом - надо привлекать исключительно высококвалифицированных иностранных летчиков для инструктажа и обучения при подготовке нового поколения наших собственных, отечественных летчиков, а не нанимать иностранных "летчиков-гастарбайтеров", так как смысл затеи в таком случае полностью теряется, как и перспектива всей нашей авиации!!!
16 декабря 2013, 11:59
А что, к примеру в Аэрофлоте средняя зарплата пилота не ниже, чем в той же Люфтганзе. Правда, в других российских авиакомпаниях ситуация на порядок хуже.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»