К плавающему дню календаря
Парад в честь празднования Дня Военно-морского флота СССР в Ленинграде, 1957 год. Фото: В.Федосеев / Фотохроника ТАСС

Парад в честь празднования Дня Военно-морского флота СССР в Ленинграде, 1957 год. Фото: В.Федосеев / Фотохроника ТАСС

С чего начинался российский флот и почему он оказался нежизнеспособным

28 июля Россия отпраздновала День Военно-морского флота. Как и сам российский флот, эта дата претерпела много странных реформ.

Сначала по указу Петра I датой праздника было определено 27 июля (7 августа по новому стилю) – в этот день в 1714 году в ходе Северной войны русский флот одержал победу над шведами при Гангуте, которая стала первой в истории морской победой российского флота. В октябре 1917 года праздник отменили. С 1920 года день Военно-морского флота стали праздновать в ближайший к 18 мая (7 мая по старому стилю) выходной, потому что именно в тот день 1703 года русский флот одержал очередную первую победу на Балтике: в абордажном бою были захвачены шведские бот «Гедан» и шнява. В 1939 году дату праздника вновь перенесли – на 24 июля. Наконец, в 1980-м президиум Верховного совета СССР назначил праздник Военно-морского флота на последнее воскресенье июля.

«Плавающая дата» во многом связана с тем, что, в отличие от Дня Красной армии (23 февраля), невозможно точно установить день зарождения российского флота, а потому приходится привязывать его к первой победе над врагом (что тоже сделать затруднительно). Петр I начал создание флота в 1695 году, заложив несколько верфей под Воронежем. Корабли, которые должны были сойти с них, предназначались для Азовской эскадры.

Петру пришлось строить флот в бедной стране, не обладающей ни специалистами, ни вообще моряцкими навыками, с большим дефицитом главного материала для строительства военных кораблей – дуба.

Разберем по пунктам эти факторы.

1) С 1695 года по 1720-е на постройку флота уходило от 25 до 40% государственного бюджета. Ни одна страна в мире не могла себе позволить столько тратить на флот. В двух ведущих морских державах того времени – Голландии и Англии – на флот уходило около 15% бюджета государства, примерно такие же траты приходились на частные торгово-военизированные компании (типа Ост-Индской). Деньги на флот Петру приходилось выбивать страшным повышением налогов на крестьян (за 20 лет произошло повышение в три раза – примерно с 50 копеек до 1,5 рублей с души). Страшным – потому что налоговый пресс вызвал перманентную череду крестьянских восстаний и их бегство из России в Польшу и в Сибирь.

2) Постройкой 64 судов (из заложенных 76) руководили 39 корабельных мастеров, спешно нанятых за границей; большую часть из них составили голландцы (лучшие корабелы того времени) и итальянцы. Голландцам в России работать не понравилось (они отмечали самодурство Петра и низкую квалификацию рабочих), и большая их часть вскоре покинула воронежские верфи. Суда было поручено достраивать венецианцам. Но их квалификация оказалась очень низкой: из 22 заложенных венецианцами кораблей и галер 16 впоследствии вообще не удалось спустить на воду.

Репродукция гравюры «Взятие в плен двух шведских судов в устье Невы 7 мая 1703 года» работы Алексея Зубова с рисунка Петра Пикара начала XVIII века. Государственный исторический музей. Фото: Михаил Филимонов / РИА Новости

Репродукция гравюры «Взятие в плен двух шведских судов в устье Невы 7 мая 1703 года» работы Алексея Зубова с рисунка Петра Пикара начала XVIII века. Государственный исторический музей. Фото: Михаил Филимонов / РИА Новости

Венецианцев пришлось быстро заменять англичанами – знаменитыми мастерами Я. Деном и О. Наем. Но они уже не смогли исправить проблемы, созданные итальянцами: при спуске кораблей весной 1699 года в воды реки Воронеж пригодными к плаванию на Азовском море оказались всего 5 судов. Англичане кое-как доделали остальные корабли. Итог этой кампании был таков: из 76 кораблей спустили на воду 51, а 25 остались на верфях как брак. Из 51 судна до крепости Азова дошли 23, в Азовское море были выведены 17 кораблей. Остальные 34 корабля (из 51) были непригодны для боев (дали течи, не работала парусная система и т. д.). 25% российского бюджета (из 35%, отпущенных на строительство Азовской флотилии) было в прямом смысле утоплено.

3) Тогда же Петр столкнулся с ограниченностью ресурсов России, имевшей крайне скудные запасы дуба на корабельные корпуса. Эта проблема преследовала российское кораблестроение до середины XIX века, когда дерево было заменено сталью.

До 40% Азовской флотилии строилось из сосны – разительный факт для военного флота того времени, который в основном был выполнен из дуба. Отсюда – течи и прочий брак первых российских судов. Адмиралтейская коллегия в 1730 году оценила запасы дуба в России всего в 539 тысяч деревьев. Для сравнения: до этого на постройку Балтийского флота ушло 150 тысяч деревьев дуба, Азовского – 80 тысяч. При среднем сроке службы корабля в 10 лет и штате флота в 27 кораблей российского дуба хватило бы на 50 лет.

Все эти факторы привели к тому, что средний срок постройки кораблей составил 5,6 года – немыслимо долгое время. А срок службы военных судов не превышал 10 лет (в среднем 5-6 лет), и это при том, что у англичан и голландцев военные корабли оставались в строю 20-30 лет, а вспомогательные суда – до 40 лет.

Поражение в русско-турецкой войне 1711 года заставило свернуть воронежское кораблестроение; кадры корабельных мастеров и квалифицированных рабочих с 1712 года были переброшены в Петербург. Их опыт позволил избежать многих ошибок, но не смог кардинально ускорить процесс строительства кораблей на Балтике, а также существенного повысить их качество.

Петр I в эти годы осознал, что качественный военно-морской флот только собственными силами создать не удастся.

Свернув воронежское кораблестроение, Россия высвободила значительные суммы во флотском бюджете, что позволило в 1712-1713 годах провести закупки и заказы 17 английских и голландских кораблей на 409 тысяч рублей (весь бюджет Адмиралтейства составлял 434 тысячи рублей).

Эта закупка иностранных судов показала еще одну проблему – очень высокую себестоимость российских кораблей. Цена английского или голландского  готового судна из дуба с железным креплением составляла всего 20-25 тысяч рублей – две трети от стоимости аналогичного по величине судна русской постройки. Которое к тому же собиралось из соснового леса с деревянным креплением. Дубовый же корабль с железным креплением российской постройки обходился уже в 45 тысяч рублей! Почти в 2,5 раза дороже, чем его европейский аналог. А качество и быстрота выполнения работ вообще оказывались несравнимыми.

Празднование Дня Военно-морского флота СССР в Ленинграде, 1974 год. Фото: Рудольф Кучеров / РИА Новости

Празднование Дня Военно-морского флота СССР в Ленинграде, 1974 год. Фото: Рудольф Кучеров / РИА Новости

Такая высокая себестоимость российского корабля объяснялась в том числе причиной, которая упомянута выше: основные запасы дуба были теперь на Волге (при постройке Азовской флотилии дуб был почти полностью сведен в Центральной России), на громадном расстоянии от Петербурга, и в связи с этим резко возросли расходы на его перевозку, которые составляли не менее 14% стоимости 66-пушечного корабля. А транспортировка леса на 100-пушечный корабль, даже без стоимости его рубки, обходилась в 40 тысяч рублей (это было эквивалентно подушной подати с 57 тысяч крестьян).

Все эти проблемы, как объясняет историк Николай Петрухинцев, отразились на строительстве судов и обусловили их недолговечность: уже к 1731 году основное ядро петровского флота из многопушечных кораблей вышло из строя. К началу 1730-х годов петровский флот лишился своего ударного ядра, и боеспособной была лишь половина штатного состава флота – 13 кораблей.

«Анализ технологических аспектов строительства и использования «двух флотов» Петра I позволяет избежать типичной ошибки - недоучета специфики России как «периферийной» в мировой системе страны с ограниченными экономическими, бюджетными и техническими возможностями, делающей почти невозможной и стратегически ненужной доктрину мощного наступательного флота на Балтике», – пишет Петрухинцев

Ему вторит другой историк флота: Вячеслав Красиков в своей книге «Северная война или блиц-криг по-русски» пишет: «Впрочем, иного результата ожидать и не приходилось. В отличие от армии, идеи и цели которой были понятны и близки большинству россиян, флот не мог найти в традиционно сухопутной стране никакой опоры ни в умах, ни на практике. Морское мышление нации выковывается многими поколениями широких групп населения, чьи деловые и финансово-экономические интересы напрямую зависят от мореплавания. Создать такой слой искусственно в традиционно сухопутном государстве не удавалось еще никому. И потому выглядит вполне закономерным то, что со смертью Петра мало кому понятная “игрушка” сразу же захирела».

Учесть все эти ошибки и исправить их Россия смогла только в начале ХХ века (после разгрома Цусимской эскадры), когда военное и политическое руководство поняли, что главная стратегия российского флота – не наступательная, а оборонительная. Недавно об этой стратегии на современном этапе подробно на «Русской планете» писал военный эксперт Александр Храмчихин – в статье «Проживем без авианосцев».

Читайте в рубрике «История» Семеро пойдут, Сибирь возьмут!Каникулы в Историю. Серия пятая. Семеро пойдут, Сибирь возьмут!

Комментарии

29 июля 2013, 18:56
На мой взгляд не столь важна дата создания Российского ВМФ, сколь его заслуги. Но больше всего меня, как и любого другого сознательного гражданина, интересует и беспокоит его нынешнее состояние и дальнейшая судьба!
30 июля 2013, 08:53
Представляю ситуацию, когда Петр выделяет половину бюджета на постройку кораблей для Российского флота, а его подчиненные генералы берут эти деньги и спускают их на баб))
30 июля 2013, 10:44
В то время генералы были настоящие, а не мебельных дел мастера.
30 июля 2013, 13:38
Либо на кол, либо голова с плеч - одно из двух, под настроение, но так или иначе абсолютно адекватные меры, и плевать кум ты, брат или сват государю - прежде всего ты предал родину, а значит и царя. А изменников на Руси всегда одно ожидало - смерть!
30 июля 2013, 10:30
Эх, прошляпили Крым и Черноморский флот вместе с его мощной флотилией, большую часть которой хохлы тут же распродали, а остальное спустя несколько лет пустили на лом... Может авианосцы как основная военно-морская сила нам и не нужны, однако хотя бы по одному действующему, боеспособному кораблю на каждый флот иметь не помешало бы!!!
01 августа 2013, 12:55
Вообще-то уместнее и правильней было бы отмечать День ВМФ России весной, в честь спуска на воду первых кораблей Российского Флота в его "колыбели" под Воронежом!
04 октября 2013, 13:52
главное - как всегда в конце..
Петр 1й был просто порченный садист. и собирал себе по европейским кабакам и помойкам таких же. всех восставших против его "художеств" стрельцов он казнил собственноручно.
этому выродку надо было не строить флот а мучить и контролируемо уничтожать русских.
потешную войну для этого с в 5 раз более слабой швецией он начал сам.
закончила ее кавалерия просто перешедшая по льду - в те времена балтика замерзала через год.
флот на этом "шведском озере" был не нужен. со всеми странами балтии кроме города-Любека торговали по суху а горлышко от него было в датских руках до эпохи дредноутов (Зундская пошлина).
русские были мореходами изначално.
Беломорские Поморы открыли Шпицберген (Грумант) по меньшей мере лет на сто раньше норвегов. из-за датчан сидевших на проливах также как турки на босфоре, торговля с Западной европой велась "за уголок" через белое море и ходить там почти до самой крымской войны могли только поморские кочи. у всех остальных судов из-за обледенения случался оверкиль или их терло и давило льдами.
Аляску как и пролив Дежнева открыли казаки задолго до витуса берингуса. продали ее кстати как и Гонк-Конг всего на 99 лет.
так вот - главное: "основатель" галерного флота имератор-гомоманьяк Пидр-1й повелел все суда поморской постройки сжечь! даже размером с большие нефы. и строть новые только по западнгому образцу.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»