Нужен ли России лоббизм?
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

В «Парламентской газете» прошел круглый стол, посвященный судьбе закона о лоббизме

Лоббизм — институт политической системы, представляющий собой процесс по продвижению интересов частных лиц, корпоративных структур, а также выступающих от их лица профессиональных лоббистских фирм и общественных организаций в органах госвласти с целью добиться принятия выгодных политических решений. Заметим сразу, что на представленной инициаторами закона карте мира, где указаны государства с официально признанной лоббистcкой системой, в основном видны белые дыры. Он существует в основном в англосаксонских странах, хотя Великобритания окрашена в стыдливый розовый свет в отличие от ярко-красных Америки или Канады. Видимо, и на родине парламентаризма уже сильно ограничивают деятельность лоббистов. Интересный вывод был сделан из-за того наглядного факта, что в подавляющем числе государств, не исключая и старые демократии, лоббизм запрещен. «Вот где поле работы для наших лоббистов, — радостно прокомментировал карту президент некоммерческой организации "Национальный союз лоббистов" Дмитрий Курганов. — Мы охватим ШОС, БРИКС, ЕврАзЭС». Но как именно и для чего, умолчал.

Это уже пятая попытка протащить через Государственную думу соответствующий документ. Ничего не получалось. Депутаты, правительство, администрация президента в конечном итоге видели в нем фактическую легализацию коррупции и, более того, ее усиление. Поэтому инициаторы нынешнего закона, как мантру, неимоверно часто повторяли словосочетание «лоббизм — это антикоррупционная мера». Но опять же, почему она антикоррупционная, толком никто не объяснял, а вместо этого многозначительно смотрел вдаль. Мол, это и так понятно. Более того, когда Дмитрий Курганов, развивая увлекательную тему, в качестве аргумента вдруг привел тезис о том, что «лоббизм — это не борьба с коррупцией, а замещение коррупции, и эта связь постепенно будет исчезать», в зале повисло тягостное молчание, а участники поспешили перейти к следующей теме. Как говорится, оговорочка по Фрейду.

На круглом столе были представлены механизмы работы лоббистских структур, даже чуть ли не штатное расписание каждого офиса. Итак, кто они — то ли «представители», то ли «продвиженцы» народных, предпринимательских, социальных, общественных и всяких других чаяний и нужд? Заместитель председателя Госдумы Николай Левичев, комментируя концепцию законопроекта «О лоббизме», указал, что документ должен определять самого лоббиста как индивидуального предпринимателя, занимающегося продвижением интересов на профессиональной основе.

Типичный лоббист — член одной из самоорганизующихся коммерческих и почему-то некоммерческих организаций. Разумеется, не депутат, не чиновник, не работник госкорпорации, даже не сотрудник PR-службы частной компании. Их должно быть 10–12 тысяч человек. «Как в Вашингтоне! — с гордостью за нашу светлую перспективу уточнил кто-то. — А в Брюсселе их вообще 30 тысяч!» Ну куда нам до Брюсселя, хоть бы вашингтонские стандарты освоить. В России таких организаций, по мысли авторов, будет около 200 с ежегодным оборотом в 100 млрд рублей. Совсем неплохо.

Они будут участвовать в тендерах на госзакупки, отчего те, по словам инициаторов, сразу же станут прозрачными, как горный ручей. Они будут участвовать в конкурсах и тендерах. Не только осуществлять экспертную деятельность, но и как-то внедрять ее результаты. И, по мнению Николая Левичева, от всего этого, если говорить о чиновничестве и депутатском корпусе, снизится коррупция и увеличится ответственность, а у бизнеса вырастет эффективность. Вот в последнем можно не сомневаться. 

Второй железобетонный аргумент авторов законопроекта — «ну ведь лоббизм фактически существует, и его надо вывести из тени». Справедливое вроде суждение, но не бесспорное. Участники круглого стола говорили о том, что вот даже «Независимая газета» печатает рейтинг российских лоббистов и что-де нет в нем только Владимира Путина. С другой-то стороны, было бы странно, если бы он там вдруг оказался. Также упоминалось, что Торгово-промышленная палата официально имеет статус лоббиста. Но извините: это почтенная, можно сказать авторитетная организация, куда входят солидные, проверенные люди, специально для этого предназначенные. И она функционирует на законных основаниях, а ее деятельность в общем-то известна. Упомянули такие организации, как Российский топливный союз, Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков, Энергетический клуб России, Ассоциация операторов сетей GSM, Союз независимых производителей газа, Ассоциация производителей табачной продукции, Ассоциация российских банков, Всероссийский союз страховщиков, наконец, профсоюзы.  И тут сразу возник вопрос: ну а вы, господа, куда лезете? И для чего? Может, на первых порах достаточно лоббистов и так?

Потом, кстати, возникла поразительная мысль: а ведь и партии у нас никто не отменял. Вон в Госдуме их целых четыре. А еще есть Совет федерации, уже традиционно называемый «клубом региональных лоббистов». Куда еще-то?

Интересным был такой аргумент: «Вот показывают раненую девочку по Первому каналу. А ведь и ее лоббирует журналистка». Мы даже не будем называть того, кто это сказал. Потому что это, как говорится, «без комментариев». Это было не единственное подобное высказывание: создавалось мнение, что лоббисты будут трудиться на благо самых разных социальных групп. Но мы все живем в России. И, конечно, предполагаются некоммерческие лоббистские организации, но как-то не очень сейчас верится, что интересы, например, определенной группы больных или матерей будут «продвигаться» ли, «предоставляться» ли бесплатно или за совсем малые деньги. Над этим тоже предстоит крепко подумать. Делать надо, но внятных предложений услышано не было.

Следует сказать, что в национальной программе борьбы с коррупцией есть пункт о необходимости разработки закона о лоббизме. И, как сказал представитель администрации президента Андрей Ильин, президент ждет от правительства соответствующих предложений. «Мы лоббистскую деятельность не можем не замечать», — добавил он.

Источник: pnp.ru

Представитель Торгово-промышленной палаты Владимир Сметана высказался так: «Лоббизм всегда вокруг денег. Лоббизм всегда вокруг конкретной статьи в бюджете. И бюджет формируется в правительстве таким образом, что, когда публикуется его проект, мы вдруг удивляемся, почему этим столько много, а тем почти ничего. Сейчас есть Общественная палата, общественные советы при министерствах — это ведь тоже лоббисты. Так что их надо легализовать, взять за основу какой-нибудь работающий иностранный закон, но, самое главное, соотнести его с российскими реалиями». 

Если авторы и явные сторонники закона и его скорейшего принятия упирали на необходимость легализации и большую пользу лоббизма, опять заметим, без должных, на наш скромный взгляд, явных доказательств, то приглашенные в качестве экспертов и заинтересованных сторон с сомнением обращали внимание на российскую современную специфику. И как-то последние были более понятны.

У Андрея Ильина состоялся интереснейший обмен репликами с одним из участников круглого стола, сказавшим: «А как же судьба объединения имени Хруничева, которое воспользовалось услугами американских лоббистов и их вычеркнули из санкционного списка?» На что был дан такой ответ: «Для объединения это, безусловно, хорошо, но хорошо ли это для Соединенных Штатов?» Возражений не последовало, все только засмеялись. Вот в этом-то, видимо, и заключается главная проблема, которую предстоит решить и правительству, и законодателям, и обществу: как не навредить России.

«Лоббизм и коррупция стоят очень рядом, — заметил начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Юрий Семин. — Лоббизм может осуществляться в условиях, когда в стране нет таких больших коррупционных рисков, как в России. У нас были попытки легализации лоббизма принятием поправок всего к четырем федеральным законам. А тут должен быть хорошо разработанный федеральный закон».

Мы бы добавили, что это должен быть пакет законов, описывающий, в частности, борьбу с системой сговоров, поясняющий, что принимать за лоббизм, а что за сговор. Юридически это должно быть прописано безупречно, ясно и недвусмысленно. Необходимо введение уголовного наказания за сговор. В нашем недостаточно структурированном обществе вводить лоббизм — это действительно усиливать коррупцию. «Все должно быть прописано досконально, надо посмотреть на ситуацию не в категориях оценочного характера, а увидеть реальность: кто с кем и как работает, какие социальные группы — у нас их тысячи — реально могут представлять лоббисты, как они реагируют на те или иные ситуации», — дополнил свою речь Андрей Ильин.

Завершая дискуссию, модератор круглого стола член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный подтвердил наши опасения: «Необходимо ответить, где проходит грань криминального и легального лоббизма, и принимать закон надо только вкупе с антикоррупционным законодательством».

Когда слушаешь выступающих, невольно приходит мысль: мы, как всегда, пытаемся сесть в последний вагон, может, уже и не идущего никуда поезда. Андрей Ильин начал свое выступление с фразы: «Засилье лоббизма в США — одна из самых больших проблем американского парламентаризма». В Германии термин «лоббизм» стал носить негативный оттенок. Были проведены изменения в законодательстве. Сейчас вместо лоббизма «общественно-политические коммуникации», «взаимодействие с органами государственной власти» и «политическое консультирование». В стране есть множество групп, занимающихся этим вопросом. Наиболее влиятельными являются Объединение немецких профсоюзов, Федеральный союз немецкой промышленности, Федеральное объединение германских союзов работодателей, а также другие различные объединения, благотворительные фонды, неправительственные организации. Также этой деятельностью занимаются PR-агентства, юридические фирмы и исследовательские центры. Вам это ничего не напоминает? Это же система, похожая на ту, которая у нас либо уже имеется, либо формируется. Может, развивать то, что есть?

Больше часа продолжался круглый стол, и большое спасибо «Парламентской газете», которая озаботилась даже прямой трансляцией события на своем сайте. Кстати, вот такие простые интернет-трансляции, например хотя бы с заседаний общественных советов министерств, весьма украсили бы нашу политическую жизнь и, возможно, значительно уменьшили бы и уровень коррупции, и заинтересованность в лоббистах. О лоббировавших закон о лоббировании все же хочется сказать особо. Уж взялся лоббировать, так будь добр — лоббируй так, чтобы все рты раскрыли. Неуверенность, невнятность, отсутствие ярких, доступных и понятных простому человеку аргументов — так можно охарактеризовать нынешнее мероприятие, не в обиду будет сказано участникам. Так что, может, нам стоит подождать с лоббизмом-то? А то как-то боязно вручать полномочия лоббистов людям с сознанием 1990-х.

Напоследок хочется сказать немного о депутатах. Вот кто официальный, полномочный, законный, непременный лоббист всего народа. И, может, мы начнем с того, что депутаты начнут чаще встречаться с простыми избирателями, представителями общественных и предпринимательских организаций, экспертами, научным сообществом. Хочется, чтобы чаще проходили парламентские слушания и на них могли бы попасть все заинтересованные стороны, чтобы эти слушания активнее освещались и обсуждались в прессе. Крайне необходимо резко развить механизм парламентских расследований, и опять же лучше их освещать в СМИ. Ведь основа нашей конституционной системы — это народовластие, представленное депутатами. И нам приходилось видеть, что это работает в России, особенно когда парламентарий избирается непосредственно в округе. Или если он избран от партии, то минимум раз в месяц проводит там неделю. Это действительно работает. По крайней мере, должно работать по Конституции. 

Куба останется другом России Далее в рубрике Куба останется другом РоссииДружба с Гаваной — ответ Москвы на угрозы, исходящие от США Читайте в рубрике «Закон» Десять лет без права на коннектСиловики предложили ввести в УК наистрожайшие меры против хакеров Десять лет без права на коннект

Комментарии

02 июля 2015, 21:17
Помимо цивилизованного лоббизма, в котором, в принципе, нет ничего дурного, в России процветает лоббизм теневой, который осложнен тем, что теневые лоббисты заседают в самых верхах. Следовательно, победить его не представляется возможным. Не бывает же так, что бы пчелы были против меда))
02 июля 2015, 23:45
Абсолютно все что-то лоббируют. Не верю, что есть люди в нашем управляющем аппарате, которые только за честное развитие государства.
Да у нас как был лоббизм, так и остается, только называется это "решать вопросы"...
02 июля 2015, 21:37
Это смотря какой... Но в целом так: лоббизм прежде всего нужен лоббистам. Народу же важен конечный результат - есть ли от этого польза для абсолютного большинства и каковы будут долгосрочные последствия для потомков. Если да - то конечно. Если же это чисто чей-то хитровыдуманный субъективизм - то естественно нет.
03 июля 2015, 12:04
Просто вы не до конца понимаете суть лоббизма. Он в любом случае не может быть выгодным "для всех", наоборот - призван удовлетворять интересам узкого круга лиц.
Лично я вообще считаю, что лоббизм - это неотъемлемая часть коррупции, и с ним необходимо однозначно бороться!!!
02 июля 2015, 22:18
На проблему стоит посмотреть с другой стороны. А если лоббизм в режиме кикстартинга?
03 июля 2015, 12:05
Это обманка. Как его не крути, а лучше он от этого не станет.
Я вообще сильно подозреваю, что и само понятие "кикстартинга" придумали сами лоббисты.))
03 июля 2015, 02:25
Лоббизм плох по определению ведь он исключает чистую конкуренцию. А зная наших чиновников , могу предположить, что лоббировать они могут все что угодно за определённую сумму. Получается, что крупный бизнес может купить закон.
03 июля 2015, 10:13
Почитал, отличный круглый стол устроили граждане, черное назвали черным, а белое - белым, молодцы, председательствовал видимо Капитан Очевидность
05 июля 2015, 19:44
Ну как лоббизм может быть цивилизованным, особенно в России? Интересы народа, малого предпринимательства никто не станет лоббировать - на это деньги нужны, а у народа и микробизнеса их нет. "Опора России" защищает только богатеньких, маскирующихся под малый бизнес. Крупный олигархический бизнес и так правит страной. Мы все знаем, в чьих интересах принимаются все решения. Какой смысл выведения из "тени" жирных котов, с ними всё ясно. Их надо наоборот ограничивать и лоббизм запретить. А закон продумать о мерах защиты населения от лоббистов.... а также... чиновников.... депутатов....
05 июля 2015, 23:36
как это никто не станет, сейчас созданы все условия для малого предпринимательства. ИП можно зарегистрировать за неделю
06 июля 2015, 15:31
А на регистрацию никто и не жаловался. Нашли тоже проблему.
05 июля 2015, 23:22
Нужен ли России лоббизм? Шкурничество (кто не знает - найдёт в словаре), коррупция (опять же - с этим у нас всё в шоколаде). Русские поговорки: "вОрон вОрону - глаз не выклюет", "рука руку моет - и обе чисты бывают"...
06 июля 2015, 09:40
Очень странный вопрос поднят. Лобби - само по себе явление не честное и отвергает игру по правилам и здоровую конкуренцию. Не нужно нам это. Такие вещи лишь тормозят развитие здоровой экономики страны и законность и право в широких смыслах этих слов.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»