Единая, неделимая и окончательная
Учебники по истории. Фото: Игорь Зотин / ИТАР-ТАСС

Учебники по истории. Фото: Игорь Зотин / ИТАР-ТАСС

В концепции нового учебника по истории нет татаро-монгольского ига, а брежневский застой назван стабильностью

В среду на сайте Российского исторического общества опубликован окончательный вариант концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, который должен послужить основой для единого учебника. Он несколько скорректирован по сравнению с предыдущей версией.

«Необходимость создания нового учебника истории России диктуется, прежде всего, развитием мировой исторической науки, накоплением новых исторических знаний, возросшим общественным интересом к событиям прошлого», — говорится в пояснительной записке к документу. Документ состоит из 82 страниц, 13 из которых посвящены методическим вопросам, остальные — непосредственно основным положениям будущего учебника истории.

На последней странице концепции приводится перечень из двадцати «трудных вопросов истории России», больше половины которых относятся к XX веку. Для их оценки рекомендуется «подготовить серию тематических модулей, методических пособий и книг для учителя, а также дополнительных справочных материалов, соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события».

Примечательно, что в разделе VI, посвященном истории Советского Союза в 1920—30-е годы, слово «союз» написано с маленькой буквы.

«Целью разработки новой концепции является формирование общественно согласованной позиции по основным этапам развития российского государства и общества», — говорится в основных положениях документа.

Далее речь идет об образовательном и воспитательном потенциале истории, о многоуровневом представлении о ней, а также о ступенях изучения предмета в школе.

Историю России авторы концепции разделяют на девять периодов, краткое содержание каждого из которых сопровождается пояснительным текстом.

Первый раздел — от Древней Руси к Древнерусскому государству — охватывает период VII—XV веков.

Из текста исчезло присутствовавшее в предыдущем варианте концепции упоминание о том, что династия Рюриковичей, объединившая восточных славян под единой княжеской властью, была варяжской (скандинавской) по происхождению.

Нет в концепции устоявшегося понятия «татаро-монгольское иго»: оно заменено «ордынским игом», которое упоминается всего лишь раз и только в скобках. Но чаще в документе говорится просто о «зависимости русских земель от Золотой Орды».

К «трудным» вопросам в концепции отнесена роль варягов в образовании Древнерусского государства, а вот вопрос об историческом выборе Александра Невского скорректирован по сравнению с предыдущей версией. Из него исключено упоминание выбора в пользу Золотой Орды.

Картина Павла Рыженко «Калка». Источник:histrf.ru (http://histrf.ru/)

«Калка», Павел Рыженко. Источник: histrf.ru

Второй раздел касается XVI—XVII веков. Авторы отмечают, что это время формирования России как «многонациональной державы».

«Противоречивость этой эпохи нашла свое отражение в годы правления первого российского царя — Ивана IV Грозного, когда царская власть приобрела ярко выраженный деспотический характер», — говорится в документе.

Период Смутного времени характеризуется термином «гражданская война»

и датируется 1604—1618 годами, хотя ранее датой окончания смуты традиционно считался 1613 год, когда царем был избран Михаил Романов. Вероятно, авторы новой концепции связывают завершение смуты с Деулинским перемирием с Речью Посполитой, которое было подписано как раз в 1618 году. Вопросы об оценке правления Ивана Грозного и Смуте также отнесены к «трудным».

Третий раздел охватывает период от Петра I до Павла I. Россия поступательно наращивает свое влияние и расширяет территории, при этом внутри страны усиливается крепостное право и расширяются права дворянства. Среди «трудных» вопросов — причины, последствия и цена петровских преобразований.

Раздел IV касается периода с царствования Александра I до революции 1917 года. По сравнению с предыдущей версией пояснения к этому разделу претерпели самые значительные изменения и были существенно дополнены.

«В XIX веке формируются основные институты современного общества: демократия, гражданское общество, социальная защищенность и социальное равенство, массовая культура. Россия не составляла исключения в этом движении. Однако специфика ее эволюции заключалась в том, что на эти процессы накладывалась консервация политического режима самодержавия и отдельных социальных институтов», — говорится в документе. Реформы Александра II характеризуются как «Великие», особо выделяется Крестьянская реформа, отменившая крепостное право. При этом в концепции подробно говорится о безуспешных попытках его отмены Александром I и Николаем I.

«Отсутствие изменений политической системы и ее авторитарный характер стали причиной дисбаланса страны», — значится в документе.

«Проблема взаимоотношений общества и власти — узловой вопрос в истории России XIX столетия. Это было время поиска форм общественной самоорганизации. Тогда за сравнительно короткий период был пройден путь от светских салонов и университетских кружков к политическим союзам и партиям, которые, претендуя на активное участие в деятельности институтов власти, вступали в неминуемый конфликт с правительством», — отмечают авторы концепции.

Отдельно говорится о феномене российской интеллигенции, оформившейся в условиях сопротивления самодержавию и «по самой своей природе противостоявшей власти».

Не упоминаются в пояснении к разделу такие темы, как Кавказская война и Революция 1905 года; политические преобразования начала XX века авторы ставят в заслугу власти.

«Выступая инициатором преобразований, правительство не было монополистом в социально политической сфере, а сама судьба реформ во многом зависела от его повседневного взаимодействия с общественными силами. Примером такого сотрудничества стали столыпинские реформы, которые проводились в условиях конституционного эксперимента 1906—1917 гг. Сама же деятельность Государственной думы и реформированного Государственного совета — уникальный (хотя далеко не во всем успешный) для России исторический опыт каждодневного сотрудничества народных представителей и правительственной администрации», — говорится в концепции.

Репродукция литографии «Военные действия горцев против русских при Ахатли 8 мая 1841 года во время Кавказской войны 1840—1950 годов». Источник: РИА Новости

Репродукция литографии «Военные действия горцев против русских при Ахатли 8 мая 1841 года во время Кавказской войны 1840-1950 годов». Источник: РИА Новости

При этом ни одного «трудного» вопроса к этому периоду авторы концепции не приводят.

Периоду с 1914 по 1921 год посвящен отдельный раздел под названием «Россия в годы великих потрясений»,

по сравнению с предыдущим вариантом он сокращен на год: прошлая концепция окончание этого этапа датировала 1922 годом. Заглавие раздела очевидно отсылает к известному афоризму Петра Столыпина.

События 1917 года охарактеризованы как Великая российская революция, а начавшийся в октябре «советский эксперимент» — как важнейшее событие мировой истории XX века.

«Ставшая национальной трагедией Гражданская война явилась следствием глубокого раскола российского общества», — говорится в концепции; акцент делается на катастрофических людских потерях в ходе Первой мировой и Гражданской войны и их последствиях.

«На повестке дня стоял главный вопрос — о существовании российского государства» — так завершается пояснительный текст к разделу. А последним событием этого этапа названо Тамбовское восстание 1920—1921 годов.

В разделе VI речь идет о Советском Союзе 1920—30-х. Положительно характеризуется новая экономическая политика большевиков (НЭП), также отмечается, что ряд социальных реформ, предпринятых ими, были проведены впервые в мире (в более раннем варианте они также были названы прогрессивными).

«Очевидны успехи СССР в области ликвидации массовой детской беспризорности и неграмотности, равноправия женщин, внедрения основ социальной гигиены, создания системы охраны материнства и детства. В 1930-е годы было введено всеобщее бесплатное начальное образование, а в городах — семилетнее обучение», — говорится в концепции.

После отказа от НЭПа начинается форсированная индустриализация, «осуществленная во многом за счет разорения деревни». Ее цена авторами концепции характеризуется как крайне высокая, при этом отмечаются успехи в развитии военной промышленности. В целом развитие СССР в первые два десятилетия «носило противоречивый характер», отмечают авторы документа.

К положительным явлениям отнесены модернизация промышленности, культурная революция в городе и деревне, социальная мобильность, энтузиазм населения.

«С другой стороны наблюдалось свертывание реальной демократии, усиление идеологической цензуры, поиски "врагов народа" и массовые политические репрессии. Пик массовых репрессий пришелся на 1937—1938 гг.», — говорится в концепции.

Седьмой раздел посвящен Великой Отечественной войне. Она характеризуется авторами как важнейшая часть Второй мировой войны.

«События на советско-германском фронте носили наиболее ожесточенный и кровопролитный характер. 70—80 % германских потерь в ходе Второй мировой войны пришлись на Великую Отечественную войну. СССР внес решающий вклад в победу Антигитлеровской коалиции», — говорится в документе. Авторы выделяют несколько этапов ВОВ; первый приходится на июнь 1941 года — ноябрь 1942 года, когда основной задачей был срыв блицкрига, массовая мобилизация и эвакуация промышленности. Затем следует период коренного перелома, в котором, согласно традиции, отдельно выделяется Сталинград и битва на Курской дуге, а потом и третий период — окончательный разгром нацистской Германии и ее союзников. К «трудным» вопросам истории войны авторы концепции относят цену победы в Великой Отечественной.

Следующий раздел охватывает 1945—1991 годы. «Апогей и кризис советской системы» — так его называют авторы концепции. Этот период в документе делится традиционно: послевоенное правление Сталина, хрущевская «оттепель» и десталинизация.

Правление Леонида Брежнева авторы концепции характеризуют словами «эпоха стабильности или, как иногда говорят, застоя».

При Сталине, утверждают авторы документа, «в силу консерватизма политических институтов» Советскому Союзу не удалось найти адекватного ответа на новые геополитические и технологические мировые вызовы. Десталинизация Хрущева характеризуется как непоследовательная и противоречивая.

«Брежневский период, считающийся самым стабильным в истории нашей страны в ХХ в., тоже неоднозначен. Его начало совпало со столь ожидавшимися реформами, но уже на рубеже 1970—80-х гг. страна входила в состояние экономического и идеологического кризиса», — говорится в концепции.

Что касается изменений, которые претерпела концепция по сравнению с прошлым своим вариантом, то в тексте появилась фраза о том, что в СССР 1960—70-х годов было «усилено внимание к социальным проблемам, что соответствовало идеям социализма и общеевропейским тенденциям тех лет».

Отдельно говорится о политике по отношению к национальным республикам и выравниванию уровня их экономического развития за счет общесоюзного бюджета. Также отмечается, что большое внимание уделялось интернационализму и формированию новой исторической общности «советский народ».

«Нельзя сказать, что эти усилия не принесли свои плоды, доказательством чему стало растущее число межнациональных браков», — отмечают авторы концепции.

При этом в окончательном варианте документа появилась и критическая оговорка.

«Вместе с тем это не снимало определенной напряженности в межнациональных отношениях: в республиках формировались национальные элиты, в различных формах выражавшие интересы регионов», — говорится в концепции.

В период перестройки была предпринята попытка «обновить социализм», но к 1988—1989 годам власть потеряла контроль над ситуацией в стране, что и привело к распаду СССР в 1991 году.

Последний раздел посвящен новейшему периоду истории России и охватывает 1991—2012 годы.

«Это время можно условно разделить на три основных хронологических этапа: 1991—1993 гг., 1993—2000 гг., 2000—2012 гг.», — считают авторы концепции.

Первый этап характеризуется как постсоветский, во время которого был реализован демонтаж советской экономической системы, но при этом уровень жизни резко упал.

В окончательном варианте концепции скорректирована оценка политического кризиса октября 1993 года: эти события названы трагическими. Если раньше утверждалось, что противостояние президента Бориса Ельцина и парламента грозило развалом страны, то теперь добавилась фраза: «Россия оказалась на пороге гражданской войны».

Что касается второго этапа, то здесь была немного скорректирована оценка событий на Северном Кавказе.

Если раньше чеченские войны назывались «военно-политическим кризисом и восстановлением конституционного порядка», то теперь от формулировки осталась только первая часть,

хотя долгое время вторая чеченская война официально называлась именно «восстановлением конституционного строя в республике».

Третий этап, который охватывает последние 12 лет, охарактеризован авторами концепции кратко. Президент Владимир Путин за первые два срока смог стабилизировать ситуацию в стране. «Благоприятная конъюнктура способствовала экономическому росту, который продолжался в России вплоть до начала мирового экономического кризиса 2008 года», — говорится в документе. А преемственность власти была подтверждена возвращением Путина на пост президента в марте 2012 года. При этом последний из «трудных» вопросов истории касается причин и оценки стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е годы.

Комментарии

Сложное это дело - написать такой учебник истории, который удовлетворил бы всех.. Тем не менее, в данном виде меня концепция учебника истории вполне удовлетворила. Можно докопаться до мелочей вроде происхождения Рюрика или "кризиса советской системы" в середине века, но в целом, повторяю, годится..
31 октября 2013, 17:31
Что касается ига, то все правильно - татары-булгары никакого отношения к монгольскому игу не имело
30 октября 2013, 23:01
Отличный вариант учебника, Мединский руку приложил, обошли все острые углы, Сталина в приличном образе представили, интернационал в правильном ракурсе показан, на кавказских событиях акцента особого нет, йа удовлетворен, детей учить можно
30 октября 2013, 23:06
Я не понимаю всю шумиху вокруг этого учебника, как будто школьникам больше неоткуда почерпнуть информацию, мы в начале 90-х учились по советским учебникам, и ничего, дураками не выросли
30 октября 2013, 23:37
Вы понимаете,что наши поколения разделяют. Наших детей будут учить так,что бы мы были убеждены в разных истинах. О какой стабильности может быть речь,если по всей стране был застой,как он есть. Когда мы называем вещи своими именами,мы понимаем друг друга. У нас есть традиции в речи упоминать фразы,фразеологизмы,афоризмы,пословицы,каким либо образом связанными с различными событиями в стране. Вот это и есть наша история,это и есть,в глобальном смысле ,народная молва,передающая истинный взгляд предков на это событие. Я не хочу представлять,что в будущем мою внучку будут учить тому,что в мою молодость была эпоха реформ с рыночной развивающейся экономикой. В этой информации не будет переданы взгляд на мир и состояние людей в этот период. Как мы видим все меняется,идет странная и абсурдная борьба,народа с властью. Много хорошего, много спорного,очень интересное и ужасное время,в котором мы живем должно остаться таким же в знаниях наших потомков,что бы они не повторили наших ошибок. Только это и есть главная задача истории, и все интерпретации и изменения являются лишь клочками бумаги и текста,не имеющих никакой цены.
31 октября 2013, 09:21
В любом случае, всю историю будущие школьники будут сверять с той же википедией, так что реальной логики во всей суете вокруг учебника не вижу
31 октября 2013, 11:45
Википедию легко прикрыть,там не коммерсанты с властью и огромными связями ,там обычные люди,которые ходят без охраны. А как вы думаете можно изменить огромный кусок истории,что бы примирить два различных народа,к примеру,проживающих в одной стране. Как вы думаете,на что пойдут силы,желающие этого?
31 октября 2013, 09:46
Главное, что бы новое поколение училось на ошибках поколения предыдущего, делало правильные выводы и не наступало на те же грабли. Мы помучились, может наши потомки будут жить в более лучшей стране?
31 октября 2013, 11:35
Как любил говаривать товарищ Тютчев: "Русская История до Петра Великого - одна панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело."
01 ноября 2013, 09:53
Интересно будет почитать что потомки скажут про эпоху Путина.....
31 октября 2013, 16:06
Никогда не любил школьную историю. Мне почему-то всегда казалось, что всех этих событий на самом деле не было, а всю эту якобы официальную историю придумали какие-то люди, что бы скрыть от нас страшную правду.
20 ноября 2013, 20:41
"В концепции нового учебника по истории нет татаро-монгольского ига" - увы, все, что связано с клеветой на ордынцев - предков не только тюркских народов России и стран ЕврАзЭС, но и многих и многих русских, перешло из "учебников времен Очакова и покоренья Крыма" в "стандарт истории России по-новому".
Ибо смена термина "татаро-монгольское иго" на обтекаемую формулировку "золотоордынская зависимость " – оно, на первый взгляд, вроде бы серьезный "шаг вперед". Но увы, это только "показуха", по-моему. На самом деле мало что изменили"профессиональные историки" - по сути, все, что касается антиордынской и в целом прозападной идеологии курса истории романовых-западников, перешло и в "новый учебник" истории.
И главное, осталось искажение и сокрытие подлинной истории средневековых татар - предков не только современных татар, но и многих представителей современных тюркских народов, да и многих и многих русских.
Ведь Романовым – колонизаторам Московии-Руси и Великой Степи – Евразии (“которая до 18-го века включительно называлась Татарией” – Л.Н. Гумиев), - необходимо было сокрыть во мраке подлинную историю стратегических этносов Евразии.
Читайте о ней в статьях “О подлинной истории стратегических этносов Евразии”, "Нераскрытое наследие великого евразийца", а также «Чингиз-хан и татары: немного из того, что нам неизвестно» - в них о том, что от нас утаивали и утаивают агенты влияния тех, «которые могут быть для нас только хитроумными эксплуататорами, а никак не верными друзьями» (Л.Н. Гумилев).
Эти статьи легко найти в Интернете по названиям. Там в статьях ссылки на труды (книги), в которых излагается полное и обоснованное фактами расследование-разоблачение фальсификаций идеологов-пропагандистов врагов наших предков - в том числе романовских "гастарбайтеров-историков" и других сочинителей "исторических произведений" - как западных, так и ближне- и дальневосточных.
Читайте также обо всем сказанном, и о многом другом малоизвестном доные из Истории отечества, в книгах "По следам черной легенды", "Великая Орда: друзья, враги и наследники" и "Наследие татар". Главы из книг, их облоки и оглавления опубликованы на сайте "ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)". Сайт легко найти в Интернете по названию.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»