«Ненавистный» американский самолёт
«Ненавистный» американский самолёт

Почему в США и в РФ пытаются принизить достоинства истребителя пятого поколения F-35?

На днях в отечественных и зарубежных СМИ вызвали большой резонанс два события, связанных с американским многофункциональным самолётом пятого поколения  F-35. Инциденты, о которых идёт речь, стали поводом для негативных отзывов об этой машине и финансовой политике Пентагона.

28 сентября вблизи базы Beaufort (Южная Каролина) потерпел крушение F-35B. Данную модификацию истребителя отличает способность к вертикальному и укороченному взлёту. Машина стоит на вооружении Корпуса морской пехоты США. Пилот успел катапультироваться. Жертв и разрушений нет.

Через два дня после катастрофы, 30 сентября, состоялся боевой дебют F-35B. Истребитель взлетел с палубы универсального десантного корабля типа USS Essex в Аравийском море. Самолёт нанёс удары по складам вооружения талибов управляемыми авиационными бомбами GBU-12 и GBU-32.

«Критические дефекты»

F-35 поднялся в воздух в 2000 году. Авария в Южной Каролине стала первой катастрофой, в ходе которой был потерян этот самолёт. Необходимо отметить, что F-35 в день совершают десятки полётов как на территории США, так и в других странах-эксплуатантах. Конечно, не обходится без многочисленных поломок и жёстких посадок. Однако единственное за 18 лет крушение отчётливо говорит о том, что F-35 в целом является надёжной машиной.

Американские либеральные СМИ, в частности, The Washington Post, и следом российские журналисты «подхватили» новость об аварии в Южной Каролине, чтобы в очередной раз подчеркнуть дороговизну программы F-35. Дескать, смотрите, куда идут деньги несчастных налогоплательщиков.

Аналогичную реакцию вызвало и первое боевое применение F-35 в Афганистане. Например, 2 октября The National Interest опубликовал материал о том, что неразумно использовать дорогостоящий самолёт и недешёвые боеприпасы (GBU-12 стоит 19 тысяч долларов, и GBU-32 — 22 тысяч) для поражения складов с автоматами Калашникова и гранатомётами РПГ-7. Издание даже посетовало на высокий расход топлива. В заключение приводятся слова заместителя шефа Пентагона Патрика Шанахана о необходимости «найти способы сэкономить время и деньги».

Программа F-35 действительно вызывает немало вопросов. Головной разработчик Lockheed Martin сорвал все планы производства своего детища. В 2003 году Пентагон рассчитывал получить 1966 самолётов к 2019 году, потом количество заказанных машин уменьшилось до 1035 единиц. Но на сегодняшний день компания выпустила чуть более 300 машин. При этом в общей сложности в вооружённые силы США должны быть поставлены 2443 F-35 различной модификации.

Основная причина неудач заключается в том, что истребитель пятого поколения потребовал сотни мероприятий по доработке и устранению недостатков. По состоянию на январь 2018 года у F-35 было выявлено 966 условно «критических дефектов», связанных с неисправностью отдельных систем и элементов конструкции. Из них 111 недостатков могут гипотетически стать источниками тяжёлых травм и заболеваний.

В августе 2018 года некоммерческая организация по надзору за деятельностью американского правительства POGO (Project On Government Oversight) опубликовала расследование, в котором обвинило Пентагон в сознательном занижении количества дефектов.

«Копия протокола заседания Совета по изучению недостатков F-35 от 4 июня 2018 года, полученного POGO, свидетельствует о том, что Совет перевёл 19 недостатков первой категории в менее серьёзную вторую категорию. При этом категория десяти дефектов была занижена без утверждения плана их исправления», — утверждают в POGO.

Минобороны США прибегает к манипуляциям, чтобы скрыть ошибки, допущенные при разработке F-35, и как можно быстрее развернуть масштабное производство, которое окупит программу, считают эксперты POGO.

Цена вопроса

Свои выводы POGO основывает на документах, включая закрытые. Поэтому с большой вероятностью Пентагон действительно использует нечестные приёмчики, чтобы продвинуть самолёт в войска. Однако расследователи не раздувают истерику и отмечают, что каждый отдельный дефект не препятствует эксплуатации истребителя. То есть серьёзная авария может произойти, если откажут сразу несколько систем.

Учитывая 18-летний срок опытной эксплуатации F-35 и всего лишь одну потерю самолёта, напрашивается очевидный вывод — никаких по-настоящему критических проблем у F-35 нет. А затянувшаяся работа по исправлению недостатков (пусть и не всегда честная) свидетельствует о том, что американцы серьёзно относятся к вопросам безопасности пилотов. Та же POGO указывает, что лётчики-испытатели и технические службы не замешаны в манипуляциях.

Очень натянутыми выглядят постоянно встречающиеся обвинения в необоснованно высоких расходах на программу F-35. Общие затраты превысили 400 миллиардов долларов. На первый взгляд эта сумма выглядит гигантской. Однако годовой оборонный бюджет США в среднем составляет около 700 миллиардов долларов. Программа с момента старта научно-исследовательских работ реализовывалась более 25 лет. Таким образом, в год на неё уходило порядка 16 миллиардов. Для казны Соединённых Штатов — это совсем небольшая нагрузка.

Самолёт нового поколения в принципе неизбежно влечёт умопомрачительные затраты из-за колоссального объёма работ, которые должны провести сотни предприятий оборонно-промышленного комплекса. При этом успешный результат ни один разработчик новейшей техники гарантировать не может.

Государство, которое вкладывает десятки миллиардов долларов в не имеющий аналогов самолёт или систему вооружения, всегда сильно рискует. У США были примеры, когда проект приходилось закрывать из-за того, что при всей своей инновационной составляющей он не оправдывал вложенных средств. Яркий пример — самолёт-невидимка Lockheed F-117 Nighthawk. Бомбардировщик был снят с вооружения после появления более эффективного и менее дорогого F-22 Raptor.

Однако даже в случае неудачи, наработки и технологии не пропадают, а реализовываются в смежных проектах. Эта закономерность актуальная и для нашей страны. В частности, в середине 1990-х годов ОКБ Сухого потерпело фиаско в продвижении многофункционального истребителя Су-27М. Но ряд технологических решений, которые использовались в этом закрытом проекте, позволил усовершенствовать истребители Су-30. А в 2005 году Су-27М вновь заинтересовалось Минобороны, и сейчас на вооружении ВКС находится суперсовременный самолёт Су-35С.

Неадекватный негатив к F-35 в США вызван привычными рассуждениями об обоснованности расходов Пентагона и Белого дома на какие-либо нужды. К тому же американские либеральные СМИ крайне отрицательно относятся к Дональду Трампу и к отдельным корпорациям.

В России критику F-35 можно объяснить только завистью. Наша страна постоянно догоняет американцев в сфере авиации. В ответ на новую радиолокационную станцию или ракету учёные СССР/РФ всегда были вынуждены изобретать аналоги или средства противодействия, чтобы сохранить паритет в воздухе и не проиграть гипотетический воздушный бой. Но вместо взвешенного отношения к данной проблеме, на протяжении более 15 лет мы наблюдаем откровенное злопыхательство и желание всячески принизить достоинства F-35, сделав акцент исключительно на её недостатках.

При этом нельзя сказать, что дела у России с самолётом пятого поколения (а у США их уже два) идут хорошо. На текущий момент совершенно непонятно, когда Су-57 начнут массово поступать в войска, хотя её боевой дебют состоялся ещё в 2017 году. По иронии судьбы одна из наиболее вероятных причин — это дороговизна проекта. Ценник на Су-57 превысил 100 миллионов долларов. Кстати, столько уже стоит «ненавистный» F-35.

Формула Вучича Далее в рубрике Формула ВучичаПочему сербский лидер поехал в Москву на переговоры по косовскому вопросу?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»