Навстречу новой Конституции
Фото: Павел Лисицин/ РИА Новости

Фото: Павел Лисицин/ РИА Новости

Депутаты Госдумы внесли законопроект о Конституционном собрании

Нынешняя наша Конституция действует с 1993 года, то есть ни много ни мало 22 года. Менялись президенты и составы Государственных дум, имели место реформы верхней палаты, изменился порядок избрания депутатов Госдумы и губернаторов, трансформировались административные границы субъектов Федерации, произошло слияние высших судов. Все эти важные новации было возможно осуществить в рамках действующей Конституции.

Чтобы изменить большинство действующих статей Основного закона, требуется конституционное согласие 2/3 депутатов Государственной думы и ¾ членов Совета Федерации при последующем одобрении такого изменения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Что неоднократно и претворялось в жизнь.

Нынешняя Конституция крепко стоит на страже основ конституционного строя и прав и свобод человека. Эти нормы изложены в 1-й и 2-й главах Основного закона. Кроме того, ничего нельзя менять в 9-й главе, посвященной порядку изменения Конституции. Чтобы изменить и эти положения, надо созвать так называемое Конституционное собрание, для чего необходимо, чтобы депутаты обеих палат парламента за это проголосовали.

А вот что делать дальше, не знает никто. Потому что упоминание о существовании конституционного закона «О Конституционном собрании» в нынешней Конституции есть, а сам документ парламентарии так и не приняли. Не было нужды. Теперь же, по словам одного из инициаторов законопроекта, такая необходимость не только назрела, а  чуть ли не запоздала.

На вопрос РП, почему именно сейчас, один из двух инициаторов законопроекта депутат ГД Евгений Федоров (второй — Антон Романов) ответил в том смысле, что сегодня, в нынешней политической и, как ни странно, экономической ситуации, как никогда важными становятся проблемы государственного и национального суверенитета.

Как утверждает парламентарий, их подвигла к новации экономическая ситуация в стране. Отечество переживает трудные времена, связанные и с колебаниями цен на нефть, и с санкциями, и со странной политикой правительства в отношении развития несырьевого сектора экономики. Отдельный разговор — деятельность Центрального банка, работающего так, как если бы он находился на Луне.

Евгений Федоров говорит, что, кто бы ни оказывался во главе национального регулятора, он неизбежно проводит по меньшей мере «независимую» политику. Причем эта «независимость» оборачивается независимостью по отношению к собственной стране. Возможно, это хорошо в развитых экономиках, но не в развивающейся, как у нас. Почему по-прежнему, уже после шквала критики и справа, и слева, и с введением санкций ЦБ упорно продолжает хранить наши деньги за границей? Почему урезаются социальные гарантии, в том числе для пенсионеров? Почему сокращают учителей, врачей? Почему под предлогом консалтинга в Минфине продолжают работать иностранцы и активно влиять на экономическую политику роста страны? На эти вопросы Федоров отвечает однозначно: это пресловутая «пятая колонна», открыто действующая под прикрытием Конституции РФ.

Торжественного заседания палат Федерального Собрания и Совета законодателей РФ, посвященное 20-летию Конституции и парламента России в 2013 году

Торжественное заседания палат Федерального собрания и Совета законодателей РФ, посвященное 20-летию Конституции и парламента России в 2013 году. Фото: Михаил Метцель /РИА Нововсти

Обратимся к первоисточнику. Итак, неизменяемая парламентом, а только лишь Конституционным собранием глава 1, статья 14, часть 4 гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Все. Точка. Надо к этому добавить постановление Пленума Верховного суда от 2003 года, по которому только лишь подписанные, но еще не ратифицированные договоры РФ с другими странами или присоединение (опять же без ратификации) к международным конвенциям уже действуют на территории страны.

Отсюда и печальная «независимость» Центробанка, который больше зависит от базельского Банка международных расчетов и Базельского же комитета по банковскому надзору, нежели от главы государства, Счетной палаты и парламента. Отсюда нормативы капитализации банков и правила кредитования реального бизнеса, из-за этого пришла в нашу страну и ювенальная юстиция в части внесудебного отбирания детей и последующей торговли ими за границей, и много чего еще.

В 1990-е мы умудрились «подмахнуть» множество замечательных, часто не опубликованных в России договоров. Якобы для облегчения экономико-финансовых и торговых взаимоотношений. Но более чем десятилетняя практика показала: никаких преимуществ РФ не получила, а как раз наоборот, в силу этих соглашений подверглась контролю, а то и прямому влиянию. И все это происходит под сенью нашей же родной Конституции.

Еще существует неизменяемая статья 13-я, согласно которой в России «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». И если у какого-то чиновника (а таковых ох как немало!) идеология заключается в том, чтобы делать все для победы сияющего града на Капитолийском холме, вы ничего ему не сделаете. Напротив, тому из представителей властных верхов, кто считает сияющим холмом холм Кремлевский, можно предъявить массу претензий. Надо же, как он посмел!

Заметьте, предлагаемые нововведения никоим образом не покушаются ни на свободу мысли и слова, ни на свободу совести и вероисповедания, ни на свободу объединений, ни на право мирно собираться, ни на право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Запустить процесс создания Конституционного собрания может президент. В составе его делегатов окажутся руководители и депутаты самых низших муниципальных образований. Их наберется, по мнению Евгения Федорова, около 50–60 тысяч человек. Целый стадион. Но это будут люди, непосредственно выбранные напрямую жителями страны, известные избирателям вдоль и поперек. К тому же прошедшие тяжелую школу выживания не только себя любимых, но и той общины, муниципии, которой они руководят или которую представляют. «Это тот же референдум», — утверждает Федоров. Только, несомненно, более компетентный, добавим мы.

Перед сбором членов Конституционного собрания будут проходить обсуждения и дискуссии в прессе. Все предложения будут направляться президенту, который организует с помощью депутатов парламента и доверенных экспертов обобщение обращений и предложений.

В документе сказано: «В целях формирования проекта новой Конституции Российской Федерации члены Конституционного собрания направляют Президенту Российской Федерации предложения, сформированные по результатам публичных слушаний. Президент Российской Федерации учитывает предложения членов Конституционного собрания и вносит подготовленный проект новой Конституции Российской Федерации на рассмотрение Конституционного собрания».

Именно президент окончательно предоставит обобщенный проект новой редакции Основного закона Конституционному собранию, который оно может принять либо отвергнуть. Тогда глава государства имеет право обратиться непосредственно к народу, вынеся документ на референдум. Остается добавить, что законопроект Евгения Федорова и Антона Романова получил в правительстве отрицательный, негативный отклик. Ибо «дорого-с». 

Провинциальный тупик Северного Кавказа Далее в рубрике Провинциальный тупик Северного КавказаВ регионе нет реальных планов комплексного развития Читайте в рубрике «Закон» Десять лет без права на коннектСиловики предложили ввести в УК наистрожайшие меры против хакеров Десять лет без права на коннект

Комментарии

04 сентября 2015, 13:23
Дорого - это отмазка. Ясно, что никто не хочет изменять Конституцию в угоду национальным интересам. А почему - указано в статье, потому что в ГД все еще очень сильно прозападное лобби.
04 сентября 2015, 15:17
По мне, так в первую очередь России нужно избавится от приоритета международного права над внутригосударственным. А уже потом, отталкиваясь от этого, выстраивать новые схемы развития внутри страны. Без этого шага ничего в принципе поменять невозможно.
05 сентября 2015, 10:16
Земский собор
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»