«Мы не нефтепереработчики, мы мазутчики»
Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Фото: Константин Чалабов / РИА Новости

Глава союза нефтегазопромышленников России предложил построить плановую экономику в одной отдельно взятой отрасли

В четверг в пресс-центре «Аргументы и факты» президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль ответил на вопросы журналистов. Эксперт предсказал, что цены на бензин к концу года вырастут на 10%, и предложил государству вмешаться в процесс ценообразования, ввести талоны на заправку для малоимущих и составить план развития отрасли на 30-40 лет.

Налоги, качество и география

Эксперт начал свое выступление с анализа факторов, влияющих на ценообразование в топливной сфере. Он отметил, что от 55 до 65% цены на топливо приходится на различные налоги и акцизы.

«У нас есть такой дурацкий налог, называется НДПИ – налог на добычу полезных ископаемых. То есть, если мировая цена высокая, то и у нас очень высокий НДПИ. Он сегодня составляет $140-$150 с одной тонны. А куда этот налог девать? Он переходит на стоимость моторного топлива», – объяснил Шмаль.

Помимо этого, на цену влияют высокие и постоянно растущие акцизы, продолжил эксперт.

«Было время, когда они стояли на одном месте и составляли 3629 рублей на тонну бензина, а сейчас, в 2014 году, акциз на бензин 4-го класса составляет 9916 рублей на тонну. В 2015 году акциз будет уже 10858 рублей на тонну бензина. Естественно они будут распространяться на цену на моторное топливо», – продолжил глава отраслевого союза.

Отдельно Шмаль коснулся темы качества нефтепереработки как фактора, влияющего на цену топлива.

«Сегодня глубина переработки у нас – 72%, а в США, например, 97- 98%, в Европе 85-87%.  То есть мы не нефтепереработчики, мы мазутчики. Сегодня большая часть всего топлива, которое мы получаем – это мазут. Причем  мазут мы продаем по цене ниже, чем цена на нефть.

Это парадокс. Мазут получается почти в два раза дешевле, чем нефть», – посетовал глава отраслевого союза и для наглядности взял в руки стакан,

пояснив свою и без того прозрачную мысль аналогией: это как если бы стакан стоил дешевле, чем стекло, из которого он изготовлен.

По данным эксперта, из одной тонны нефти в России сегодня получают 140 литров бензина, а в США – 420 литров. Выход светлых продуктов вместе с керосином, печным топливом и другими продуктами в российской нефтепереработке составляет примерно 62%, а в американской – более 80%.

Геннадий Шмаль. Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ

Геннадий Шмаль. Фото: Светлана Привалова / Коммерсантъ

Немаловажную роль в формировании цен играет и географическое положение нефтедобывающих заводов, продолжил Шмаль.

«Половина наших нефтеперерабатывающих заводов расположена вдоль Волги. Это, наверное, было правильно, когда главной транспортной магистралью у нас была река Волга, но эти времена прошли. Сегодня получается, что транспортная составляющая в цене на топливо у нас довольно большая», – поделился наблюдениями эксперт.

Заправки для бедных

Высокие цены – проблема социальная, констатировал Шмаль, предупредив, что в России значительная часть населения просто не выдержит дальнейшего подорожания топлива и вынужденно откажется от поездок на личных автомобилях.

«Нужно подумать о создании социальных заправок, где топливо стоило бы дешевле. Люди, которые получают маленькую зарплату, пенсионеры, могли бы заправляться там.

Также можно обсудить и создание талонной системы.

То есть талоны, по которым топливо стоило бы дешевле на 30-40%, чем на заправке. Часть затрат брало бы на себя государство», – предложил президент Союза нефтегазопромышленников.

В качестве аргумента эксперт привел расходы условного владельца самого бюджетного российского автомобиля – ВАЗ.

«Сегодня 1 километр проехать на «Жигулях» стоит 6,8 рублей, то есть это стоимость бензина, амортизации, я уже не говорю про ремонт. За 100 километров получается 680 рублей, это немало», – отметил он.

Еще одним способом социальной поддержки автомобилистов, по мнению эксперта, могла бы стать выработка социальных норм потребления, в пределах которых топливо отпускалось бы по фиксированной цене ниже рыночной.

Учет, контроль и планирование

России не хватает долгосрочной стратегии развития топливноэнергетического комплекса, уверен Шмаль.

«В стране должна быть достаточно четкая концепция ценообразования на топливо, которая позволит снизить остроту проблемы. У нас пока нет какой-то единой точки зрения», – отметил эксперт; по его мнению, государство должно регулировать ценообразование в отрасли, как это делается во многих других странах мира.

«Примерно 50% стран жестко регулируют цену на нефть. Причем это касается и стран с развитой рыночной экономикой – это и Канада, и Мексика. В Северной Америке только США жестко не контролируют цены, но, тем не менее, пристально за ними следят», – рассказал Шмаль.

Отсутствие контроля и регулирования сказывается на конечном потребителе не только в нефтяном секторе, но и в газовом, отметил он.

«Если сравнить с 2005 годом, то цены для населения увеличились в 3,2 раза. В июле 2013 года они составляли 4246 рублей за тысячу кубических метров. Это примерно $121. Конечно, мировые цены значительно выше, но и для нас цена выросла», – привел данные эксперт.

«Если сделать равные цены на внутреннем и внешнем рынках, мы задушим нашу промышленность. Она и так у нас неконкурентоспособна. Многие наши газохимические предприятия просто не выживут», – спрогнозировал Шмаль.

Для того, чтобы этого избежать, нужно иметь четкое представление о развитии нефтегазовой индустрии на несколько десятков лет, уверен глава отраслевого союза.

«У нас нет внятной промышленной политики, нет понимания, как мы будем развиваться через 30-40 лет. Минфин разрабатывает программу на три года. А раньше министры – тот же Столыпин, Витте – смотрели на 30-40 лет вперед», – пояснил выступающий.

«Будущее нашего нефтегазового комплекса не зависит от сегодняшних цен на рынке, от того, сколько мы сегодня добываем. Оно сегодня зависит от того, какие новые регионы мы можем привлечь к развитию, какие технологии мы можем применить, чтобы сланцевая нефть и сланцевый газ для нас были не экзотикой, а нормальным явлением», – поделился своим видением Шмаль.

Ветер против нефти

На вопрос корреспондента «Русской планеты» о том, как может измениться баланс между традиционным топливом и возобновляемыми источниками энергии, Шмаль ответил категорично.

Ветряная электростанция на автобане в Германии. Фото: Julian Stratenschulte / EPA / ИТАР-ТАСС

Ветряная электростанция на автобане в Германии. Фото: Julian Stratenschulte / EPA / ИТАР-ТАСС

«Я убежден, что до конца века, нефть, газ и уголь будут главными составляющими топливного баланса. Надо заниматься и солнцем, и ветром, и приливами, но сегодня это очень дорогое удовольствие. Германия в прошлом году только на дотации этим экзотическим видам потратила 26 млрд евро. Это больше, чем мы вложили во все развитие нефтяной промышленности России», – сказал эксперт, добавив, что в Европе доля альтернативной энергетики составляет сегодня всего 10-12%.

10% бензинового роста

В завершении пресс-конференции Геннадий Шмаль поделился своими прогнозами по ценам на топливо, но сразу отметил, что непредсказуемость курса рубля значительно осложняет эту задачу.

«Я считаю, что на 10% в течение этого года цена на бензин вырастет. Не нужно забывать и про инфляцию. В прошлом году цена топлива выросла на 7,8% – это данные статистики, на самом деле, если посчитать, будет несколько больше. А в 2014 году будет немножко расти цена нефти, будет расти курс доллара, тем более, если мы отпустим рубль, поэтому я и делаю такие прогнозы», – объяснил отраслевой эксперт, добавив, что в условиях роста цен на бензин потребителям стоило бы обратить внимание на газовое топливо.

«Наш рынок от этого страдает» Далее в рубрике «Наш рынок от этого страдает»Москва вновь заговорила о возможных санкциях в отношении белорусской молочной продукции

Комментарии

07 февраля 2014, 00:41
Отличное интервью, Геннадий Шмаль грамотный специалист, попложение в переработкой нефти стало откровением, это сколько у нас черного золото нерационально расходуется, переводим нефть в мазут для котельных, позор
07 февраля 2014, 09:04
Позор когда в стране, где проживает всего 2% от населения планеты Земля и содержится 40% мировых запасов углеводородов, люди вынуждены платить за топливо европейскую цену. Особенно по сравнению с их доходами.
07 февраля 2014, 09:52
Я одного не понимаю - почему в нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей стране такие проблемы с топливом и столь высокие цены для своих же граждан!? Да и тому же аграрному сектору, особенно отечественным его субъектам, почему бы не продавать топливо по льготам, зачем душить ценами на корню, что за лютый идиотизм!!!???
07 февраля 2014, 13:42
Потому что нашим проще закупать жратву за рубежом, чем развивать свой АПК. И на перепродаже заработать можно, и фермеров до нитки обобрать тоже навар)
07 февраля 2014, 10:17
Вот что в 90х годах было? Мы вроде сами хотели контролировать качество на всех уровнях обработки свои богатства,как мы тогда думали общие. Вот те кто продвигал эти законы и убеждал людей в этом , тот больше всех и нажился на дбоыче.
07 февраля 2014, 13:45
А ведь еще готовится новый порядок расчета для транспортного налога, который станет напрямую привязан к экологическому классу автомобиля. То есть владельцы ВАЗов и прочих отечественных авто должны быть готовы к серьезному увеличению платы за эксплуатацию своего неэкологичного железного коня. Или искать деньги на новую иномарку.
07 февраля 2014, 15:54
Точно! И теперь ясно к чему такие пошлины на иномарки..Покупают больше ВАЗов=Платят больше государству, больше расходуют на ремонт и прочее(а это еще 18%в в иде НДС)
07 февраля 2014, 17:23
Давно пора избавится от вазовских крокодилов. Во всяком случае в городской черте, пусть на ВАЗах в деревнях ездят
07 февраля 2014, 19:26
Так у деревенских как раз денег не хватит, что бы такой налог платить. Ведь ВАЗ и экология - такой же нонсенс как ВАЗ и технология.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»