«Лишить гражданства и не впускать их обратно»
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров на пресс-конференции.Фото: Саид Царнаев / РИА Новости

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров на пресс-конференции.Фото: Саид Царнаев / РИА Новости

Рамзан Кадыров выступил с инициативой лишать российского гражданства лиц, представляющих угрозу национальной безопасности

Глава Чеченской Республики выступил с предложением лишать гражданства России людей, уезжающих пополнять ряды террористических организаций. По мнению Рамзана Кадырова, граждане должны понимать степень ответственности за свои поступки. Следует добавить, что подобная практика уже существовала в советском государстве.

«Уехавший в Сирию или Ирак обязан знать, что закрыл за собой дверь в Чечню, обратной дороги нет. Более того, я считаю, что было бы правильно лишать гражданства тех, кто из любого региона страны уезжает пополнить ряды террористических организаций. И не впускать их обратно в Россию», — написал глава республики в своем блоге.

Впрочем, существующий закон о гражданстве Российской Федерации не предусматривает лишения гражданства, что является наследием ельцинской Конституции. В Актах РСФСР о гражданстве 1918–1921 годов, Положениях о гражданстве СССР 1924–1931 годов, а также в последующих законах СССР о гражданстве такая возможность существовала.

Документы 20-х и начала 30-х годов связывали лишение гражданства главным образом с «контрреволюционными выступлениями против Советской власти». Ряд политологов и сейчас считает, что такая мера актуальна и необходима, поскольку присутствуют все признаки диверсионной работы против национальных интересов российского государства и его национальной безопасности.

Лидер непарламентской партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин поддержал инициативу Рамзана Кадырова и рассказал РП, что на прошлой неделе уже озвучивал предложение по созданию механизма лишения гражданства.

«Право государства и народа лишать гражданства отдельных граждан за действия, направленные против интересов России, должно быть реализовано на законодательном уровне. Как показывают практика и опыт советского государства, не произойдет ничего экстраординарного, и массового выдворения из страны не будет, как об этом сейчас пишут либералы. Другое дело, что опасаться придется тем, кто ведет подрывную деятельность. Патриот, гражданин может спать спокойно», — подчеркнул политик.

По мнению Максима Сурайкина, вопрос на повестке дня стоит очень давно и усиление давления на Россию должно побудить руководство страны принять адекватные меры по защите как от внешней, так и от внутренней агрессии.

«Как известно, гражданство присваивает президент своим указом, таким же образом должна проходить и процедура лишения. Для этого должна быть создана комиссия при президенте, которая будет заниматься выяснением всех подробностей по конкретным случаям антироссийской подрывной деятельности. Это станет адекватной мерой», — убежден Сурайкин.

Напомним, что, согласно закону от 1938 года, лишение гражданства было предусмотрено по приговору суда в случаях, предусмотренных законом, или в силу особого Указа Президиума Верховного Совета СССР (статья 7. — РП.). В законе же 1978 года было дополнительно прописано, что основанием могут стать действия, «порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».

Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года значительно смягчил формулировки: лишение гражданства СССР может иметь место в отношении лица, проживающего за границей. То есть горбачевско-ельцинские законы уже в принципе не допускали лишения гражданства и выдворения из страны. А уже в следующем году в редакции закона было указано, что ни при каких условиях «нельзя прибегать к такой крайней мере, как лишение человека Родины». Это и закреплено в части 3 статьи 6 Конституции РФ, которая гласит, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.

Член Общественной палаты Георгий Федоров считает, что необходимо с осторожностью подходить к проработке механизмов, если такой закон все-таки будет принят. По его мнению, при халатном подходе это может стать инструментом для подавления любого инакомыслия, который может быть применен и к нормальной, нелиберальной оппозиции.

Думский комитет не одобряет инициативу Кадырова

Как отметил в интервью радиостанции «Говорит Москва» председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, глава Чечни Рамзан Кадыров сделал многое для того, чтобы остановить кровопролитные процессы, происходившие в республике.

«Здесь огромная заслуга и его отца, и, несомненно, его. С учетом того, что совсем недавно в республике также имели место, к сожалению, террористические проявления, эта тема, связанная с участием российских граждан в действиях боевиков "Исламского государства", конечно же, приобретает для Рамзана Кадырова дополнительное звучание. Поэтому очень часто могут даваться эмоциональные оценки», — подчеркнул Владимир Плигин.

Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Однако, по его словам, «Конституция Российской Федерации не предполагает и не будет предполагать вопросов лишения российского гражданства».

«В Конституции есть специальное указание о невозможности процедур, связанных с лишением гражданства. Вопросы гражданства регулируются рядом ее глав. Они могут быть изменены только по отдельным, очень сложным процедурам, предполагающим созыв Конституционного собрания, и специальные процедуры, в частности референдум», — пояснил депутат.

При этом парламентарий добавил, что, по его мнению, «в рамках сохранения и действующего развития страны у нас нет необходимости изменять эти главы». Хотя чем право государства на защиту своих интересов помешает развитию страны, парламентарий не сообщил. Не окажется ли так, что часть управленческой элиты может оказаться выдворенной за действия, не соответствующие понятию «гражданин».

«Ледоруб никто не отменял»

По мнению же президента Института проблем глобализации Михаила Делягина, введение закона о лишении гражданства станет лишь полумерой, поскольку государство имеет безусловное право карать преступников, пока они остаются его гражданами.

«Если лишать гражданства за то, что просто кому-то не нравится, — это каприз, недостойный государственности. А лишать гражданства преступников — значит помогать им уйти от ответственности. На мой взгляд, боевики ИГ или Маша Гайдар, как граждане РФ, должны сидеть в тюрьме за соучастие в терроризме, а после лишения гражданства карать их будет невозможно, так как они не совершали преступлений против наших граждан или на нашей территории. Гражданин — это сначала обязательство и права лишь по мере исполнения этого обязательства; зачем снимать груз обязательств с потенциальных преступников, облегчая им жизнь? Вот из- за такого гуманизма, прости господи, Союз и загубили», — резюмировал эксперт.

Депутат Государственной думы Илья Дроздов согласен с инициативой Рамзана Кадырова. Более того, парламентарий предлагает перенять советский опыт по борьбе с политическими врагами. По его словам, государство обязано защищать безопасность своих граждан.

«Рамзан Кадыров сделал это заявление в свете последних событий и угроз со стороны боевиков так называемого "Исламского государства", и здесь я с ним абсолютно согласен. Но останавливаться не нужно — нам нужно много чего перенять из советского опыта. К этому относится и закон о лишении гражданства. Мы ведь с вами знаем, что в России работают открытые враги государства, и такого быть не должно, чтобы граждане России выступали против России. Российское гражданство — это предмет принадлежности и гордости. Если тебе нечем гордиться и ты считаешь, что можно вредить стране, либо сам сдавай гражданство и убирайся, либо должны быть механизмы по принудительному лишению», — уверен парламентарий.

Илья Дроздов уверен, что не стоит забывать об ответственности и неотвратимости наказания. Если кому-то кажется, что можно развалить страну, распилить национальное достояние, а потом уехать на Запад, то и здесь можно вспомнить о советском опыте.

«Я бы советовал вообще не вредить стране, к которой принадлежишь. Тут можно напомнить про одного эмигранта в Мексике, который думал, что ему все сойдет с рук. Не сошло: ледоруб никто не отменял. Если говорить предельно серьезно, то такой ледоруб должен висеть напоминанием для каждого, кто думает выступать против России. А вот законодательно вернуть право государству лишать привилегии быть гражданином надо возвратить, чтобы люди задумались», — убежден депутат.

Ельцинского министра заподозрили в госизмене Далее в рубрике Ельцинского министра заподозрили в госизменеЧлен Общественной палаты РФ Георгий Федоров направил запрос в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку высказываний Андрея Козырева Читайте в рубрике «Закон» Дорогой наш почтальонВо сколько обходятся бюджету аппетиты госчиновников? Дорогой наш почтальон

Комментарии

23 июля 2015, 16:38
Те кто вступает в ряды ИГИЛ -потенциальные самоубийцы. Думаю, им глубоко параллельно, с каким гражданством умирать.
23 июля 2015, 17:33
В чем в чем, а вот в этом я с Рамзаном полностью согласен - гнать надо взашей всю таких "кадров", делать им здесь нечего!
23 июля 2015, 19:14
А ведь в чем-то Кадыров прав! Как бы ни было жестоко лишать людей гражданства РФ, национальная безопасность, все-таки, в разы важнее. И те, кто ее нарушает должен покинуть страну, поскольку может нанести значительный урон всем остальным гражданам нашего государства, и тогда потери будут значительно больше!
23 июля 2015, 22:06
И тут хочется процитировать певца Тимати - Полностью с вами согласен Рамзан Ахматович!
23 июля 2015, 23:01
Лишать нужно не тех, кто куда-то воевать едет, а в первую очередь тех, кто живя в России, не скрываясь, подрывает устои государственности, призывает к беспорядкам, раскачивает лодку. Слишком к таким смутьянам у нас лояльное законодательство. А их все больше и больше.
23 июля 2015, 23:05
По крайней мере внести в УК дополнительную поправку о максимальном потолке наказания, чтобы думали наперед...!
24 июля 2015, 06:43
Согласен.
Они взрослые, а потому могут и обязаны думать о последствиях.
24 июля 2015, 07:21
А если они не погибнут и вернутся в родной Сев.Кавказ для подрывной и диверсионной деятельности? Ведь ИГИЛ не раз заявляло, что претендует на территории всего Кавказа.
У Рамзана наверное собственный дизайнер одежды имеется. такие стильные толстовки с исламской символикой, плюс четки на груди, все в тему. Я сам бы такую прикупил)
24 июля 2015, 15:17
Среди русских много людей, готовых воевать. Кто-то едет воевать за ИГИЛ, кто-то едет воевать за ДНР. Различия конечно между ними огромные, но работа одна - убивать других людей. И совсем не факт, что те, кто воюет за ИГИЛ, будут по возвращении на родину представлять меньшую опасность для общества, чем те, кто воюет за ДНР. Война - это дело вообще очень опасное для психики.
27 июля 2015, 00:32
В Испанской Империи после потери Голландии(читай о Тилле Улленшпигеле)Увеличилось число желающих поступить в команду эспаньол САНТА-МАРИЯ и НИНЬЁ.Потом пошли косяком,Папа Римский делил мир между Англией, Испанией и Португалией.Заметь,ни Франции ,ни Италии и даже СССР(тьфу черт Российской империей не пахло).США не было,а Папа Римский делил мир.Ну как тебе деление.Ты на Папу Пия 12 не похож?Он умер от проказы,ну я дума,от сифилиса,так,что не рискуй лазить в исторические экскурсы.
24 июля 2015, 16:45
Шмотки Рамзана может носить только Рамзан. Это эксклюзив.
25 июля 2015, 12:35
Кадыров жёстко говорит, но очень верные вещи.
27 июля 2015, 00:42
В этой нудной стране,все зависит от МОДЕРАТОРА.Но уже за всего лишь тысячелетнюю историю.Модераторы в этой стране были полными прощелыгами и кончали свой путь в подвалах дома Ипатьева.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»