«Купить чуть дороже металлолома»
Крейсер «Украина» на верфи в Николаеве. Фото: А. Сигниенко / segodnya.ua

Крейсер «Украина» на верфи в Николаеве. Фото: А. Сигниенко / segodnya.ua

Москва может купить у Киева недостроенный ракетный крейсер «Украина» за 1 млрд рублей; эксперты уверены, что он таких денег не стоит

Вопрос о покупке Россией у Украины недостроенного ракетного крейсера так и остается открытым. Так в пятницу в агентстве «Интерфакс» со ссылкой на источник в военно-промышленной комиссии при правительстве была опубликована информация, что вопрос о покупке можно считать решенным.

Крейсер «Украина» оснащен морским вариантом сухопутной системы С-300 — ракетным комплексом среднего радиуса действия C-300 «Форт». На борту установлены 16 пусковых установок противокорабельных ракет «Базальт», три батареи шестиствольных 30-миллиметровых пушек АК-630 «Вымпел», два торпедных аппарата, 130-миллиметровые артиллерийские системы главного калибра.

«Договорились, что до конца года украинский крейсер будет достроен в интересах нашего ВМФ. Мы предложили за него один миллиард рублей. Это очень хорошая цена за недоделанный корабль, и если и будем ее корректировать, то только в сторону снижения», — сообщал источник «Интерфакса».

Позднее РИА «Новости», со ссылкой на свой источник в Минобороны, эту информацию опровергло.

«На последнем заседании подкомитета по безопасности российско-украинской межгосударственной комиссии Украина подтвердила готовность достройки и реализации корабля для Минобороны РФ, — сказал собеседник агентства. — В ответ на это предложение российская сторона обещала проработать вопрос в IV квартале 2013 года и проинформировать о конкретном решении».

Проект ракетного крейсера «Адмирал флота Лобов» (проект 1164 «Атлант», позднее был переименовал в «Украину». — РП) был разработан Северным конструкторским бюро в Ленинграде. Строительство началось в Николаеве летом 1984 года. Спустя шесть лет корабль был спущен на воду. Осенью 1993 года был выведен из состава российского военно-морского флота и перешел в собственность Украины. Он стоит на верфи судостроительного завода имени 61 коммунара в Николаеве. Из-за отсутствия финансирования достройка крейсера была прекращена. Зимой 1998 года президент Украины Леонид Кучма принял решение о достройке корабля, однако к ней так и не приступили. В 2000—2001 годах крейсер планировалось ввести в состав ВМС Украины, однако позже от этой идеи отказались. У Украины не оказалось ракет для комплекса «Базальт», которым крейсер должен быть оснащен.

«Судостроительный завод им. 61 коммунара» — один из крупнейших на Украине, специализируется на производстве военных и гражданских судов, а также проводит ремонтные работы. Строительство корпусов судов производится на трех стапельных местах, которые позволяют строить и спускать на воду корпуса весом до 20 тысяч тонн. Сегодня предприятие убыточно, и власти Украины пытаются его продать. Главная причина — отсутствие заказов.

«Эти ракеты стоят сегодня, наверное, больше, чем сам крейсер», — отметил тогдашний министр обороны Украины Михаил Ежель.

Летом 2004 года крейсер фактически сделали музеем: на него начали водить экскурсии. Украина пыталась продать крейсер Китаю и Индии, однако сделки не состоялись. В апреле 2005 года на переговорах в Москве министры обороны Украины и России решили не проводить достройку крейсера, посчитав, что потребности в этом корабле у вооруженных сил обоих государств нет. Сейчас он остается на балансе завода-изготовителя. Содержание крейсера обходится в 5 млн гривен (чуть больше 20 млн рублей. — РП) в год.

Разговоры о продаже крейсера России идут уже почти двадцать лет. Каждый раз стороны называют разные суммы сделки и степень завершенности работ на крейсере.

Так, например, в 1995 году цена крейсера составляла $ 720 млн. Украинская сторона уверяла, что техническая готовность крейсера оценивается в 96 %.

В мае 2010 года украинские чиновники заговорили о том, чтобы отдать России крейсер бесплатно, взамен заручиться договором о возможность строительства российских кораблей на украинских верфях. Главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий тогда пообещал к 2011 году изучить предложение Украины. Главком ВМФ отметил низкую готовность крейсера (в 50 %) и сообщил, что для его модернизации и ремонта России потребуется около 35 млрд рублей. Переговоры шли в «закрытом» режиме, тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков настаивал на бесплатной передаче крейсера. Подробности переговоров неизвестны, однако они завершились безрезультатно.

В апреле 2013 года снова заговорили о продаже Украиной России крейсера, он был оценен в 25 млн долларов. Осмотр корабля российскими специалистами с ОАО «Северная верфь» и ЦС «Звездочка» показал, что реальная готовность крейсера составляет не более 67 %. Во время переговоров предлагалось выплата за крейсер не деньгами, а поставками запчастей для техники советского производства, стоящей на вооружении ВС Украины.

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин, полагает, что покупать крейсер у Украины не стоит.

«Никто этот крейсер покупать не будет, тем более за такие деньги. Он устарел, не достроен, сейчас российскому флоту такие крейсеры уже не нужны. Просто Украине необходимо от него избавиться, у нее фактически не осталось флота, а крейсер висит у них на балансе, и они не знают, что с ним делать. А у России остались определенные амбиции», — рассказал он «Русской планете».

С Храмчихиным согласен независимый военный эксперт Прохор Тебин: «Украинский крейсер, конечно, не стоит тех денег, что озвучивают, его можно купить чуть дороже металлолома. Чтобы его модернизировать, установить более современное оборудование, вооружение, потребуется еще несколько миллиардов».

По мнению Тебина, покупка крейсера возможна, даже при невыгодных в финансовом плане условиях для России из политических соображений: «Эта сделка могла бы быть использована как мост в возобновлении военного сотрудничества двух государств, налаживании отношений».

Стоит отметить, что это уже не первый недостроенный советский корабль, который Украина безуспешно пытается продать. В 1993 году Украина предлагала России выкупить у нее крейсеры «Ульяновск» и «Варяг». Сделка не состоялась, в итоге «Ульяновск» пустили на металлолом, а «Варяг» продали китайцам по цене устаревшего истребителя.

Комментарии

08 сентября 2013, 11:10
Своего металлолома в портах мало??
09 сентября 2013, 07:30
Да кому нужно это ржавое корыто! Лучше бы вернули себе Крым со всеми его черноморскими портами!!!!
09 сентября 2013, 13:24
Крым должен быть Эльцин-цобако забрать, когда с Кравчуком и Шушкевичем водку пил в Беловежской пуще!!
09 сентября 2013, 14:03
Так а в чем проблема? Надо устроить суд над Ельциным и его незаконными "проделками" и вернуть себе то что нам причитается по праву!
09 сентября 2013, 08:25
А че, нормальная сделка. Наждачкой его зашкурить, подшаманить чуть и пусть плавает. Все быстрее, чем с нуля строить. ))
09 сентября 2013, 09:44
После покупки тщательно обработать напильником? ))))
09 сентября 2013, 08:46
На Украине сейчас тяжелая ситуация, того и гляди дефолт случится. Лишний миллиард не помешает.
09 сентября 2013, 14:01
Водоизмещение крейсера "Украина" - 11 200 тонн, что примерно соответствует и его массе, и если взять цену на чермет по максималке 10 000руб/тонну, то при таких раскладах мы получим примерную стоимость в 100 млн. руб, пусть даже 200 лямов, но ни как не 1 миллиард!!! Поразмыслите над этим, если кому интересно!
09 сентября 2013, 14:13
Ну да, пожалуй насчет "чуть дороже металлолома" - тут наши власти немного слукавили! А что - слабо свои посудины отремонтировать, доделать и на воду спустить, или просто жалко стало "Украину", загнивающую в Николаевских доках?
09 сентября 2013, 15:03
Там же оружие и ракеты. С-300 недешево стоит небось?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»