Новости – Политика
Политика
Краткая история советского Севастополя
Бой на Графской пристани Севастополя, 1944 год. Фото: Евгений Халдей / РИА Новости, архив
Визит Сталина в 1948 году, депутат севастопольского горсовета Берия, город двойного назначения при Хрущеве и стабильное развитие в годы застоя
24 апреля, 2014 09:13
20 мин
Севастополь известен как город богатого военного прошлого и неизменная на протяжении двух веков база Черноморского флота. Куда меньше общественному сознанию России запомнился тот факт, что к моменту распада СССР город Севастополь был крупным промышленным, а главное, важным научным центром Советского Союза.
Город, которого не было
В 1944 году Севастополя не было. Город был стерт с лица земли в буквальном смысле слова — это не лирика, а скупой факт архивной статистики. С 22 мая по 20 июня 1944 года на месте бывшего Севастополя работала специальная комиссия строителей и инженеров, скрупулезно подсчитавших, что в городе разрушено 94% всех зданий и сооружений на сумму 2,5 миллиарда рублей в ценах 1944 года (в грубом пересчете на сегодняшний день это примерно $20 миллиардов. — РП).
Первые немецкие бомбы упали на Севастополь ночью 22 июня 1941 года, затем последовала длительная осада города, а что уцелело в ходе нескольких штурмов и множества артобстрелов и бомбардировок, — взорвали весной 1944 года немцы при отступлении. Территория Севастополя была освобождена 9 мая, ровно за год до окончания Великой Отечественной войны. Если к июню 1941 года население города насчитывало 114 тысяч человек, то через 10 дней после освобождения на территории уничтоженного Севастополя было зарегистрировано всего 11 тысяч жителей…
Вид на улицу Ленина в Севастополе в день освобождения города, 9 мая 1944 года. Репродукция фотохроники ТАСС
Вид на улицу Ленина в Севастополе в день освобождения города, 9 мая 1944 года. Репродукция фотохроники ТАСС
19 ноября 1944 года появилось Постановление № 1605 Совнаркома (правительства) СССР «О первоочередных мероприятиях по восстановлению Севастополя». К марту 1946 года в городе проживали уже 56 тысяч человек, в основном занимавшиеся восстановлением разрушенного. Кроме того, на расчистке завалов и разрушений в Севастополе работали около восьми тысяч немецких и румынских военнопленных.
Генеральный план реконструкции и развития Севастополя был утвержден Советом Министров РСФСР (именно России, не всего СССР) 30 апреля 1946 года. План был рассчитан на четверть века, город должен был быть восстановлен к 1950 году, а за 20 лет его население должно было вырасти до 200 тысяч человек. В первый послевоенный год в Севастополе насчитывалось всего 364 автомобиля. К 1948 году была полностью восстановлена система водопроводов, но сам город большей частью еще лежал в руинах.
Сталин и севастопольский депутат Берия
В августе 1948 года в город приехал Сталин, его сопровождали два человека, отвечавших тогда за гражданскую часть советской экономики, — Алексей Косыгин и Николай Вознесенский. Визит не был торжественным и официальным, все проходило в рабочем порядке и почти секретно, без обычных для таких случаев статей в советской прессе. По городской легенде, изложенной позднее местными краеведами, именно Сталин в те августовские дни распорядился вернуть историческое имя проспекту Нахимова и снести минарет единственной в городе татарской мечети.
Сама мечеть была разрушена немецкими бомбардировщиками еще в 1942 году, уцелел лишь минарет. Через три года после войны здание мечети восстановили, используя, в том числе кирпич разобранного минарета — естественно, в этом деле обошлись без высоких указаний Сталина. В восстановленном здании расположился архив Черноморского флота. У татарской мечети Севастополя к этому времени была большая история. Мечеть была в городе со времени его основания, в ходе Крымской войны она была разрушена. И восстанавливать ее не стали под предлогом малочисленности татарского населения Севастополя — в реальности по причине явной нелояльности крымских татар в ходе недавней войны с Англией, Францией и Турцией. Мечеть снова появилась в Севастополе лишь в 1914 году и действовала до 1938 года, пока ее мулла Юсуф Рахимов не был репрессирован.
Поучительна и история переименований проспекта Нахимова. Старейшая улица города, ранее называвшаяся Морской, получила имя героя обороны Севастополя вскоре по окончании Крымской войны. В 1921 году проспект Нахимова ненадолго стал проспектом Троцкого, а затем проспектом Фрунзе. Нахимов оборонял Севастополь и Крым от англо-французов, а Троцкий с Фрунзе их брали у белых. Но во второй половине 40-х годов XX века, в разгоравшейся «холодной войне», пример обороны города от войск западной коалиции, возвращение старого имени оказались актуальным.
Проспект Нахимова в Севастополе, 1972 год. Фото: РИА Новости
Проспект Нахимова в Севастополе, 1972 год. Фото: РИА Новости
На деле Сталин, посещая Севастополь, интересовался не архитектурой, а ходом восстановления базы Черноморского флота. Начиналась полномасштабная «холодная война», когда Турция, прежде сохранявшая осторожный нейтралитет, после 1945 года, опасаясь выросшего могущества СССР, откровенно ориентировалась на США. В этих условиях Черноморский флот и его главная база становились важным фактором нового противостояния.
Сталин остался недоволен темпами восстановления. По итогам визита он подписал совершенно секретное постановление «О восстановлении города и Главной Базы Черноморского флота — Севастополя». С этого момента город восстанавливался как первоочередной объект в масштабах РСФСР и СССР, а бюджет вырос в 17 раз.
Севастополь восстанавливался как «закрытый город», главная база флота. Для решения этой задачи Советом министров СССР на 1949–1952 гг. выделялось 1,523 миллиарда рублей. Половина этой суммы отводилось на восстановление военных объектов.
Одновременно было решено сделать Севастополь городом республиканского подчинения. Так Севастополь был выделен из Крымской области, и начиная с 29 октября 1948 года городской исполком подчинялся напрямую Совету министров РСФСР.
В срочном порядке решили и проблему нехватки рабочей силы. В город посылались целые эшелоны строителей и просто молодых людей без профессии, которые уже на месте поступали в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения). Рабочим, занятым на восстановлении двух городов — Севастополя и Сталинграда, — постановлением правительства выплачивались специальные надбавки к зарплате.
Все ключевые объекты Севастополя строились с учетом возможности применения ядерного оружия. Это контролировал лично главный куратор советского ядерного проекта — Лаврентий Берия. Для этих целей он даже был официально избран депутатом Севастопольского городского Совета. Архивы сохранили немало писем и записок Берия по проблемам Севастополя и его восстановления.
Хрущев «открывает» Севастополь
Город был полностью восстановлен за 10 лет, к 1954 году. Это совпало по времени со щедрым крымским подарком Хрущева — Севастополь вместе со всем полуостровом перешел к Украине уже без изъянов недавней войны. Впрочем, тогда это было чисто административное изменение — просто теперь гражданская часть Севастополя напрямую подчинялась не Москве как столице РСФСР, а столице УССР Киеву. Для флота же и его базы все оставалось по-прежнему, он подчинялся Главному штабу ВМФ СССР.
Никита Хрущев, 1960 год. Фотохроника ТАСС
Никита Хрущев, 1960 год. Фотохроника ТАСС
Однако к концу 50-х годов хрущевские преобразования коснулись и флота, и его севастопольской базы. До этого времени Севастополь развивался исключительно как город для военных кораблей. На уровне правительства СССР не разрешалось размещение в Севастополе каких-либо производств, не связанных напрямую с обеспечением флота и самого города. Город оставался «закрытым». Его основные промышленные предприятия специализировались на ремонте и строительстве военных судов. Вместо имен они носили номера: заводы № 11 и № 13 Министерства обороны и завод «почтовый ящик № 4» Государственного комитета СССР по судостроению. Всего на этих производствах были заняты свыше 10 тысяч рабочих.
Из предприятий, не связанных исключительно с обслуживанием города и флота, а работавших для гражданской экономики всей страны, в Севастополе располагалась только крымская экзотика — филиал винного завода «Массандра» и винзавод «Золотая Балка».
В 1959 году Хрущев решил снять с Севастополя статус «закрытого города». Это проводилось в рамках затеянного им масштабного сокращения армии и флота. Понимая, что тысячи уволенных со службы моряков-черноморцев надо срочно трудоустроить, Хрущев принял решение создать в Севастополе в дополнение к военно-морской базе большую базу гражданского рыболовного флота. Благо для такого проекта тут имелись и кадры, и заводы, и удобная бухта.
ЦК компартии Украины и Совет министров УССР 30 марта 1960 года приняли специальное постановление «О мероприятиях по развитию промышленности Севастополя, в связи с трудоустройством военнослужащих, уволенных из Черноморского флота». Так в городе помимо военных моряков и судостроительных заводов появилась база рыболовного флота в Камышовой бухте и два крупных предприятия — «Атлантика» и «Югрыбтрансфлот», — чьи корабли ловили рыбу по всему мировому океану, а активы включали расположившиеся в Севастополе консервные заводы и научно-исследовательские лаборатории.
Одновременно ранее чисто военный Севастополь становился не только промышленным, но и научным центром. До этого в городе работали изучавшая флору и фауну Черного моря Биологическая станция Академии наук СССР, Морской гидрографический институт и морская обсерватория. В начале 1960-х годов к ним добавился переведенный из Москвы Научно-исследовательский институт океанографии с большим по тем временам штатом в 600 сотрудников. Была значительно увеличена численность научных работников биостанции, гидрографического института и всех конструкторских бюро на судостроительных предприятиях города. «Открытие» города способствовало и росту его населения. Если по переписи 1959 года оно достигло 150 тысяч человек, то к 1 января 1961 года выросло до 169 тысяч.
Прогресс брежневского «застоя»
60-е годы стали временем радикального изменения техники военного флота — советский ВМФ, ранее состоявший в основном из артиллерийских кораблей, предназначенных для защиты побережья, превращался в ракетный флот.
В 1963 году в городе создается Севастопольский приборостроительный институт, предназначенный для обеспечения квалифицированными кадрами развивающегося научного сектора военной промышленности города. А расположенное в Севастополе Высшее военно-морское училище имени Нахимова начинает подготовку специалистов по ракетной технике, управлению атомными подлодками и ядерными реакторами.
В городе появляются новые, все более сложные производства: завод «Парус» Министерства приборостроения СССР, разрабатывавший блоки управления для атомных подлодок, завод радиоаппаратуры имени Калмыкова Министерства радиопромышленности СССР, специализировавшийся на системах связи Военно-морского флота и атомных подводных лодок, завод «Маяк», занимавшийся разработкой сигнальной аппаратуры для флота.
В городе возникает целая система конструкторских бюро, связанных с атомным подводным флотом: КБ «Таврия», КБ «Коралл», КБ «Черноморец», Севастопольский филиал Всесоюзного института источников токов (СовНИИТ) и другие. Их работа была строго засекречена, им выделялись огромные средства для научных исследований и проведения испытаний на базе севастопольских морских заводов.
Малый противолодочный корабль дает залп реактивными глубинными бомбами на праздновании дня Военно-морского флота, 1971 год. Фото: А. Поликашин / РИА Новости
Малый противолодочный корабль дает залп реактивными глубинными бомбами на праздновании дня Военно-морского флота, 1971 год. Фото: А. Поликашин / РИА Новости
Почти все научные и промышленные центры Севастополя отныне одновременно работали на военный и гражданский флот. Так, Севастопольский Морской гидрофизический институт Академии наук СССР занимался изучением океанского шельфа в интересах базировавшегося в городе большого рыболовного флота и одновременно работал над изучением методов обнаружения атомных подводных лодок.
По градостроительным планам, созданным в то время, население Севастополя к 1980 году должно было достигнуть 300 тысяч. Но за период так называемого «брежневского застоя» рост населения Севастополя превысил даже самые оптимистические планы 60-х годов. К 1981 году в городе «морской славы» проживали 348 тысяч человек (рост за 10 лет почти на 100 тысяч человек). К тому времени город был не только главной базой Черноморского флота, но и одним из крупнейших в СССР научно-технологических центров.
На начало 80-х годов Севастополь по праву считался одним из самых комфортных мест проживания в Советском Союзе. Этому здесь способствовало буквально все — от мягкого черноморского климата и красивой архитектуры с многочисленными зелеными насаждениями до прекрасного по советским меркам продовольственного снабжения этой части плодородной Украины и относительно высоких зарплат на флоте и предприятиях советского ВПК.
Ноздря против Хронопуло, перестройка в Севастополе
Конец 80-х годов запомнился жителям Севастополя борьбой за власть Ноздри и Хронопуло. Нет, «лихие 90-е» еще не начались и это были не клички лидеров криминальных группировок. Виктор Ноздря был бригадиром, но в классическом значении этого слова — бригадиром судовых слесарей-монтажников Севастопольского морского завода имени Орджоникидзе. А Михаил Хронопуло, происходивший из понтийских греков, с 1985 года в чине адмирала командовал Черноморским флотом.
1989 год стал годом первых по-настоящему свободных выборов: на одно место в высшем законодательном органе СССР от Севастополя претендовали 12 человек. К заключительному туру остались двое — бригадир Ноздря и адмирал Хронопуло. В день голосования, 26 марта 1989 года, Севастополь отдал предпочтение Ноздре. Во-первых, он был местный «прораб перестройки», а во-вторых, тогда вообще было модно голосовать против начальства.
Михаил Хронопуло, 1990 год. Фото: В. Киселев / РИА Новости
Михаил Хронопуло, 1990 год. Фото: В. Киселев / РИА Новости
Еще более бурным оказался 1991 год. В январе 93,8% избирателей Севастополя на местном референдуме голосовали за вхождение Крыма и города как отдельных от Украины субъектов непосредственно в состав СССР. Уже в марте на общесоюзном референдуме 83,1% избирателей Севастополя высказались за сохранение Советского Союза.
В августе 1991 года Севастополь оказался свидетелем известных событий вокруг «путча ГКЧП». Утром 22 августа в городе все читали официальную газету Черноморского флота «Флаг Родины», в которой адмирал Хронопуло сообщал, что: «Перестройка зашла в тупик. Обо всем этом с горечью, болью и полной ответственностью заявлено Государственным комитетом по чрезвычайному положению в СССР в специальном обращении к советскому народу... Мы должны скрупулезно разобраться в опубликованных документах советского руководства, изучить и уяснить их содержание, понять всю обоснованность и необходимость принятия чрезвычайных мер по спасению социалистической Отчизны».
Командующий Черноморским флотом в таких дипломатических выражениях, как будто извиняясь и стесняясь, поддерживал тех, кто в Москве попытался отстранить от власти Горбачева. Но сами московские участники ГКЧП к тому времени уже практически капитулировали, а первый и последний президент СССР находился всего в 30 километрах от Севастополя на правительственной даче.
В связи с этим накануне обращения Хронопуло, утром 21 августа 1991 года крымский аэропорт Бельбек окружили прибывшие из Севастополя бойцы штурмового батальона морской пехоты Черноморского флота.
Морпехи расположились по периметру аэродрома, оборудовав в близлежащих виноградниках наблюдательные посты. У входа в аэропорт были установлены два станковых пулемета, а с двух концов взлетной полосы аэродрома встали БТРы. Морские пехотинцы должны были обеспечить прилет в Крым делегации из Москвы то ли для ареста, то ли для переговоров с Горбачёвым. Но все решительные действия сторонников ГКЧП из Севастополя этим и ограничились.
Вечером 22 августа войска вернулись в казармы. В начале сентября 1991 года Хропонуло был отправлен в отставку, а через несколько месяцев исчез Советский Союз.
«Севастополь-2000»
Последний советский Генеральный план развития Севастополя был утвержден 27 августа 1983 года. Он был рассчитан до 2000 года и предусматривал развитие Севастополя как научного центра. Предусматривалось значительное увеличение численности работников, занятых в перспективных, как бы сейчас сказали, «высокотехнологичных» отраслях промышленности (судостроительной, приборостроительной и радиотехнической). Для этих целей в плане был заложен и заметный рост числа и численности высших и средних учебных заведений Севастополя.
По генплану к началу третьего тысячелетия в промышленности Севастополя должны были работать около 60 тысяч человек, а научными исследованиями заниматься 12 тысяч научных сотрудников. Но черноморская «Силиконовая долина» по-советски не получилась. Распад СССР и последовавшие за этим процессы привели к тому, что в 2000 году численность промышленных рабочих Севастополя была меньше советского плана в три раза. Точно так же численность научных работников в НИИ и КБ города к 2000 году едва превышала четыре тысячи человек вместо запланированных в 1983 году 12 тысяч.
Бывший флагман Черноморского флота крейсер «Михаил Кутузов» стоит в севастопольской бухте, 1994 год. Фото: РИА Новости
Бывший флагман Черноморского флота крейсер «Михаил Кутузов» стоит в Севастопольской бухте, 1994 год. Фото: РИА Новости
Начало экономического кризиса Севастополя совпало с окончанием холодной войны. Одним из итогов встречи Горбачева и Буша-старшего на Мальте в 1989 году стал резкий спад активности и финансирования Черноморского флота и его главной базы. Сокращение финансирования флота ударило по всему городу. Дальнейший кризис Севастополя углубил распад СССР и всем знакомые процессы 90-х годов в постсоветских республиках.
Для демографических процессов характерна некоторая инерционность, поэтому советский демографический рост Севастополя достиг своего максимума уже после распада СССР в 1994 году — 416,2 тысячи жителей. С середины 90-х годов численность населения города начала неуклонно снижаться, составив в 2000 году 388 тысяч. Ежегодно «демографический минус» составлял почти пять тысяч человек. По состоянию на 2013 год в Севастополе проживали 343 тысячи человек.
По статистике всесоюзной переписи населения 1989 года в Севастополе проживали 393 тысячи 15 человек, из них 292 тысячи 605 русских, 81 тысяча 147 украинцев, 7 тысяч 482 белоруса, 2 тысячи 801 еврей, 1 тысяча 211 татар (казанских) и 1 тысяча 14 молдаван. Остальные национальности насчитывали от нескольких сотен до нескольких десятков человек. Из этих малых диаспор в несколько сотен самыми крупными были чуваши и поляки. Крымских татар в Севастополе в 1989 году проживали 253 человека. Из 393 тысяч жителей на украинском языке разговаривали 34 тысячи человек — меньше половины от прописанных в городе украинцев. В начале XXI века этнический состав города изменился незначительно.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости