Казацкие коллаборанты и казацкая люстрация
«Яицкие казаки в походе» неизвестного художника XVIII—XIX века

«Яицкие казаки в походе» неизвестного художника XVIII—XIX века

История последнего бунта на реке Яик

Мощное Яицкое восстание казаков в 1772 году стало прологом к повстанческой войне Емельяна Пугачева и к окончательному превращению народа казаков в военных крепостных Российской империи.

Барщина кровью

После подавления повстанческой войны Кондратия Булавина (1708), с распространением фактической юрисдикции Российской империи на все войсковые области Присуда Казацкого социальное положение широких слоев казацкого народа значительно ухудшилось. Известный современный историк Б. А. Алмазов считает, что социально-экономическая политика российского самодержавия по отношению к казакам была направлена на «выбивание экономических основ независимости у большей части казачества, расслоению его и постепенному переводу на службу империи». «Новые запреты и законодательные акты, — подчеркивает Алмазов, — превратили в итоге казачество в одно из самых угнетенных состояний в России. Власть предержащие постоянно внушали казакам, пугая жизнью за границей, например в Турции, что там-де христиане платят "налог кровью", то есть часть христианских мальчиков становятся янычарами и всю жизнь обречены служить и воевать. При этом отчего-то забывалось, что российские казаки платили такой же "налог кровью" непрерывно и поголовно, все — от мала до велика».

Действительно, после фактической ликвидации политического суверенитета Войска Запорожского и Войска Донского — участие казаков и их роль в бесконечных войнах ХVIII века, которые вела Российская империя, неуклонно возрастали. С точки зрения официальной истории, эти войны рассматривались как действительно необходимые, однако для рядовых казаков смысл их участия в боевых действиях в Швеции, Польше и Германии был совершенно непонятен. Тем не менее казаки воевали: в трех войнах со Швецией, с немцами в Семилетнюю войну. Без массового участия казаков длительное военное противоборство России с Турцией вряд ли стало бы столь безусловно победоносным. В известном сражении под Кинбурном, например, Суворов фактически только с казаками сумел отбить турецкий десант, а при взятии крепости Измаил в 1790 году более половины его армии составляли донские и запорожские казаки.

В Британской энциклопедии статья о казаках помещена в разделе «Туземные иррегулярные войска из районов военной колонизации». Казаки приравнены к сипаям, бенгальцам, зуавам и гуркам — воинственным самобытным народам, которые в колониях европейских империй платили «дань» своей кровью, участвуя в качестве особых этнических подразделений в колониальных войнах. Такое определение действительного военного статуса казаков в Российской империи представляется оправданным.

Картина К. И. Кеппена «Спасение генерала Суворова гренадером Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне» 1787 года.

Картина К. И. Кеппена «Спасение генерала Суворова гренадером Степаном Новиковым в сражении при Кинбурне» 1787 года.

Уже в 1722 году царь Петр I переселил тысячу семей донских казаков в низовья Волги — для прикрытия центральных уездов России от военных рейдов азиатских и кавказских ватаг. При этом казаков не спрашивали, хотят или не хотят они уехать с благодатных донских земель в безводные солончаковые степи Прикаспия «послужить матушке-России»? Мотивация к переселению обеспечивалась непосредственным участием в этом процессе штыков регулярных русских полков. Спустя полвека, потомков этих переселенных казаков — опять все теми же колонизаторскими методами — переселили ближе к Кавказу, поскольку теперь главная военная угроза была там.

Другой отряд донских «вынужденных переселенцев», в числе 500 семей, был отправлен в 1724 году царской администрацией на реку Сулак в Дагестане. Там большинство казаков умерло — сырой, болотистый климат Сулака с мириадами гнуса и гнилой водой оказался губителен даже для «неубиваемого», казалось бы, здоровья донцов. Подобные примеры можно приводить почти бесконечно.

Пришли за яицким казачеством

Длительное время Яицкое войско находилось на периферии процессов борьбы западных областей Присуда Казацкого за свой суверенитет. Однако в середине ХVIII века продвижение Российской империи все дальше на восток — за Волгу — существенно изменило жизнь яицких казаков, издревле населявших земли нижнего и среднего течения уральской реки Яик. С появлением российских крепостей, царских мытарей, помещиков и их крепостных крестьян быстро ушли в прошлое те времена, когда яицкие казаки считали свою Родину «золотым донышком с серебряной покрышечкой». Исконно казаки не занимались земледелием, их традиционные источники жизнеобеспечения, в отличие от русских, были другими: скотоводство, рыболовство, промысловая охота, добыча соли.

«Ногою твердой став» на реке Урал, российская администрация немедленно взялась сужать социально-хозяйственную базу казаков. Оренбургское губернское начальство справедливо полагало, что только неизбывная нищета и полная зависимость от милостей царской администрации способны смирить вольнодумство и лихость казацкого народа.

Казаки уральской сотни лейб-гвардии, вторая половина XIX века.

Казаки уральской сотни лейб-гвардии, вторая половина XIX века.

Рыбная ловля на Яике и добыча соли на озерах — вековечные, абсолютно свободные промыслы казаков — были объявлены государственной монополией. Теперь казаки вынуждены были арендовать за звонкую монету у своего государства собственные рыболовные тони и солеварни. В низовьях Яика появились учуги (рыболовные переметы от берега до берега), которые по приказу помещиков и административных властей ставили крепостные крестьяне-переселенцы. В результате выше по реке резко упали уловы рыбы — этого главного «хлеба» яицких казаков.

Российская администрация на Яике была представлена исключительно выходцами из Центральной России, а подчас даже из Лифляндии и Курляндии — новых прибалтийских провинций империи. Оказавшись в чуждой им казацкой среде, эти люди вольно или невольно начинали применять извечный принцип «разделяй и властвуй». Была сделана главная ставка на постепенный, но прочный отрыв родовой казацкой старшины от собственного народа, на превращение старшины в некое подобие туземных дворян, при одновременном полицейском принуждении широких слоев рядового казачества к «верноподданничеству».

«В недрах самого казачества, — отмечал в этой связи выдающийся казацкий историк Федор Щербина, — нашлись сильные союзники политики правительства России — казачьи старшины. При их значительном участии над казачьим самоуправлением и вольностями был поставлен крест».

На Яике — ввиду значительного территориального отрыва этого войска от основных центров казацкой этносоциальной культуры в Запорожье и на Дону — крест над вольностями и самоуправлением казаков ставили совершенно беззастенчиво. Некоторая часть яицкой старшины стала откровенно коллаборационистской. Так называемые наказные атаманы, поставленные губернским начальством, за бесценок скупали у рядовых казаков рыбу, перепродавая ее русским купцам, присваивали казенное жалование, выдававшееся строевым казакам за службу, с дикой коррупцией вершили станичные суды.

В допетровские времена в социальной среде казаков эффективно работал механизм самоочищения народа от паразитарной прослойки. Древняя процедура обязательной отчетности атаманов и старшин всех уровней перед собранием (кругом) вооруженных казаков-мужчин, возможность легко сменить, а то и казнить по решению круга любое административное лицо обеспечивали этносоциальной системе казацкого народа особую целостность, прочность. С приходом московских, а затем петербургских администраторов во всех областях Присуда Казацкого все резко изменилось.

Уральцы на выставке рыбы, XIX век.

Уральцы на выставке рыбы, XIX век.

Административные злоупотребления, казнокрадство и самодурство местных чиновников стали стремительно распространяться — сместить ворюг путем перевыборов стало невозможно, поскольку проведение казацких кругов было запрещено под страхом смерти. Всех войсковых атаманов назначало русское правительство, вначале из числа казацких коллаборационистов, а затем — после царствования Екатерины I — исключительно из инонациональных представителей.

На Яике казакам приходилось всего хуже. Здесь все вопросы разрешала Военная коллегия, находившаяся в Петербурге. В ее составе ни одного этнического казака, разумеется, не было. Казацкое население под угрозой штыков рейтаров стало подсудно исключительно царским судьям. Казаки-мужчины, подобно российским крепостным, стали подвергаться телесным наказаниям.

«Служба казацкая становилась год от года тяжелей, — пишет выдающийся историк, академик Владимир Мавродин, — казаки чувствовали, что надвигалось "регулярство", чего они боялись больше всего. На территории Яицкого казачьего войска возводились крепости, а с севера грозил Оренбург с его губернатором и большим гарнизоном, послушным правительству». Владимир Мавродин специально подчеркивает, что при попустительстве назначенных властью наказных атаманов, в результате «часто проводимых чисток яицкого казачества многие казаки распрощались со своим казацким состоянием и были направлены в солдаты».

«Пусть привыкают, чертовы дети, к челобитным»

Писать челобитные, прошения и доносы по начальству казаки долгое время считали постыдным делом. Однако, как говорил прославленный кошевой атаман Запорожской Сечи Иван Серко, «нужда закон меняет». Во второй половине ХVIII века яицкие казаки самым убедительным образом были приучены к составлению верноподданнических бумаг.

Процесс «обучения» начался в 1756 году. Видный представитель казацких коллаборационистов, наказной атаман Андрей Никитич Бородин получил в конце этого года черную метку от казаков. Явно назревало восстание: казаки укоряли атамана в расхищении войсковой казны, в грабительских ставках арендной платы за рыбные промыслы по Яику, произвольных поборах, в наказании плетьми казаков, пытавшихся потребовать у него отчета — «яко озорников и людей мятежных».

Дело закончилось бы, несомненно, убийством коллаборациониста и введением карательных войск, но тут в процесс вмешался уважаемый казак из старшины — атаман Сакмарского городка Иван Логинов. Искушенный в российских методах составления бумаг «по начальству», сакмарский атаман направил личную жалобу в Военную коллегию. Жалоба гуляла по оренбургским и петербургским кабинетам несколько лет, в течение которых социальное напряжение в среде яицкого казачества продолжало нарастать.

В 1762 году российская администрация решилась наконец прислать на Яик специальную комиссию, которую возглавил генерал-майор И. А. Брахфельд. По принципу «если кто-то кое-где у нас порой» комиссия констатировала факты некоторых злоупотреблений, однако категорически высказалась за оставление Бородина на атаманской должности.

Конфликт на Яике закономерно вошел в новый виток и получил свое кровавое разрешение только в 1766 году. Военная коллегия командировала на Яик для «рассмотрения по существу» очередной жалобы казаков известного «птенца гнезда Петрова», генерал-майора Гаврилу Черепова.

Знамя яицких казаков 1698 года.

Знамя яицких казаков 1698 года.

Прибыв с войсками в Яицкий городок, генерал Черепов велел всем казакам собраться на майдане у войсковой канцелярии. Собравшиеся казаки некоторое время, по старой привычке круга, пытались гласно, открыто втолковывать генералу-держиморде суть своих претензий. В ответ Черепов окружил станичников полком драгун и потребовал дать подписку о безусловном подчинении всех казаков власти атамана Бородина. Встретив решительный отказ, «птенец Петров» приказал открыть огонь по безоружным людям. Майдан обагрился потоками крови...

Черепов расстрелял мирный сход казаков не просто так. Генерал ожидал, по-видимому, массовой вспышки народного гнева на Яике, хотел, возможно, отличиться в жестком подавлении бунта. Иначе трудно объяснить, отчего он немедленно затребовал от оренбургского губернатора А. А. Путятина усиленную военную команду, якобы крайне необходимую ему для защиты от «воровства» казаков.

Губернатор срочно отрядил на помощь Черепову двухтысячный карательный корпус. Однако судьба в этот раз сохранила казаков — на форсированном марше по зимней степи в мороз и вьюгу насмерть замерзли около 400 солдат. Куцые «петровские» мундиры явно не подходили для уральских степей. Началось разбирательство, в ходе которого генерал Черепов на вопрос губернатора о причине вероломного расстрела казаков простодушно ответил: «Пусть привыкают, чертовы дети, к челобитным».

Испорченное настроение генерала Рейнсдорпа

Положение на Яике даже после кровавой бани, устроенной генералом Череповым, все более напоминало социальный нарыв: широчайшие круги казачества, так называемая «Войсковая рука», наотрез отказывались признавать полномочия назначенных Оренбургом атаманов. Замена одного коллаборациониста на другого ничего не изменила: нового наказного атамана Петра Тамбовцева казаки ненавидели даже больше.

Особое недовольство казаков вызвало решение Военной коллегии о направлении в Дагестан нескольких сотен человек с семьями ­для формирования южного участка Терской казацкой линии. Казаки наотрез отказались не только ехать в Кизляр, но и вообще исполнять свою войсковую службу по охране юго-восточных границ России.

Возврат к исполнению своей пограничной службы казаки поставили в прямую связь с возвращением на Яик национальных казацких политических институтов: Войскового круга — как высшего законодательного органа для Яицкого войска, избирательной процедуры назначения атаманов всех уровней — как единственного средства восстановления административной управляемости и социального доверия в войске.

Однако имперская администрация и не думала уступать. В Петербурге и Оренбурге привычно рассчитывали на штык безропотного русского рекрута, полагая усиление жестокости единственным средством обуздания этого «татарского сброда».

Генерал-губернатор Оренбургской губернии Иоганн Рейнсдорп, датчанин немецкого происхождения, в отличие от своего предшественника — мягкого и совестливого князя Абрама Путятина, был настроен самым решительным образом. Не понимая разницы между национальным менталитетом казаков и менталитетом крепостных крестьян Центральной России, генерал Рейнсдорп делал ставку в ликвидации вялотекущего казацкого бунта исключительно на жесткие полицейские методы.

«Поход Яицких казаков на Ургенч в 1603 году» художника С.А. Сиренко, 1990 год. Источник: yaik.ru

«Поход Яицких казаков на Ургенч в 1603 году» художника С. А. Сиренко, 1990 год. Источник: yaik.ru

Рейнсдорп отправил в Яицкий городок следственную комиссию во главе с генерал-майором Иваном Давыдовым. Комиссии, как это было традиционно принято на окраинах империи, были приданы карательные войска. Оренбургский губернатор рассчитывал, по-видимому, что генерал Давыдов покажет наконец-то казакам кто в доме хозяин.

Однако незлобивый и внутренне презирающий полицейские функции армейский генерал не спешил обагрять свои руки кровью мирных людей. Правда, генерал Давыдов приказал арестовать 43 казаков, на которых указали полицейские филеры как на зачинщиков мятежа. Арестованных забрили в солдаты и с полицейской командой отправили в Оренбург — для дальнейшего следования на фронт Русско-турецкой войны 1768—1774 годов.

Конвой не смог добраться до Оренбурга благополучно. В урочище Кайрачковая балка ватага казаков перехватила отряд: произошел бой, в результате которого 23 пленных казака, не закованных в колодки, были отбиты.

Рейнсдорп был в ярости от такой наглости «мятежных абреков». Настроение губернатору окончательно испортили дальнейшие события: яицкие казаки, в ответ на арест и глумление над побратимами, наотрез отказались останавливать убегающую из имперского рая в Туркестан орду калмыков. После объявления сполоха на сборный пункт явилось только 18 (!) казаков, да и те демонстративно приехали на истощенных, негодных к преследованию клячах. Понятно, что после такой конфузии мягкосердечный генерал Иван Иванович Давыдов был немедленно отозван в Оренбург.

«Кровавое воскресенье» Яицкого городка

Преемником Давыдова в Яицком городке стал генерал-майор Михаэль Иоганн фон Траубенберг — туповатый лифляндский помещик, не сумевший за 25 лет службы в российской армии научиться сносно говорить по-русски. Он говорил так, что понимать мог только один человек на свете — его пожилой денщик Кузьма Иванов.

С таким переговорщиком трудно было ожидать успеха в разрешении застарелого конфликта российской администрации и казаков.

Войдя в строю бригады драгун в Яицкий городок, Траубенберг не стал церемониться с «абреками». Была немедленно арестована казацкая делегация во главе с уважаемым всем Войском сотником Иваном Кирпичниковым, которая только что вернулась из Петербурга после подачи очередной жалобы на произвол губернской власти. Всей остальной казацкой старшине немец недвусмысленно порекомендовал подготовиться к экзекуции.

На следующий день после ареста побратимов — 12 (25) января 1772 года — казаки собрали Войсковой Круг. Решения этого высшего органа национальной казацкой демократии были очевидны: казаки еще раз попросили Траубенберга сместить проворовавшихся атаманов, выпустить на свободу арестованных заложников, вывести войска из города. Взамен станичники обещали немедленно вернуться к исполнению своих войсковых обязанностей на границе.

На круге раздавались, впрочем, голоса некоторых трезвомыслящих казаков, пытавшихся убедить станичников, что договориться с Траубенбергом добром все равно не получится и нужно готовиться к неизбежному бою. Однако эти голоса потонули в прекраснодушных надеждах казацкого большинства, все еще наивно верящего в справедливость. Было принято решение пойти на следующее утро к Траубенбергу мирной процессией — с семьями, иконами и священниками, чтобы убедить сатрапа в мирных намерениях войска и желании казаков преодолеть конфликт путем взаимных уступок.

Утро 13 (26) января 1772 года выдалось хмурым. Со стороны Яика дул резкий порывистый ветер, мела поземка. Неожиданно над площадью Старого собора — центральной площадью городка — повисла огромная, невесть откуда взявшаяся стая ворон и галок. «Карга [по-казацки ворона. — Н. Л.] мяртвячину шукае», — тревожно говорили меж собой старики.

Огромной процессией (очевидцы определяли число собравшихся в пять тысяч человек), выпустив вперед священников с иконами, безоружные, празднично одетые казаки двинулись в сторону площади Старого собора. Траубенберг не ожидал столь массового схода казаков и первоначально растерялся. Он направил к процессии капитана гвардии С. Д. Дурново с приказом задержать манифестацию казаков переговорами о якобы уже предрешенном выводе войск.

Одновременно генерал отдал приказ выводить из казармы солдат и расставлять на площади Старого собора пушки. Орудия, выставленные на прямую наводку, прикрыла рота драгун и около 200 казацких коллаборационистов — сторонников «наказного» атамана.

Когда мирная процессия, высоко подняв большую золоченую икону Богородицы, вступила на площадь — раздался залп картечью из пушек. Орудия стреляли почти в упор — картечь буквально вырубила в толпе коридоры. Одновременно было убито более 100 человек, из которых значительную часть составляли старики, женщины и дети. Раненных насчитали впоследствии более 400 человек.

Много позднее, в начале 1919 года, член «ленинской гвардии», большевик И. Рейнгольд предупреждал, что в политических отношениях с казаками требуется особая осторожность, ибо «ни на минуту нельзя упускать из виду того обстоятельства, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица — вооруженный лагерь, а каждый хутор — крепость».

Жаль, что умного Исаака Рейнгольда не могло оказаться рядом с солдафоном Траубенбергом, а главным советником недалекого генерала в этот роковой день оказался гвардии капитан Дурново. Возможно, что в этом случае кровь в Яицком городке не пролилась бы вовсе.

«Мне в отмщение — и Аз воздам»

После пушечного залпа казаки мгновенно перегруппировались. Молодежь стремглав взобралась на крыши куреней и открыла шквальный ружейный огонь по стоявшим на площади пушкарям. Буквально за несколько минут пули потомственных воинов положили пушкарей на месте. В этот момент около 500 казаков в лоб атаковали орудийную позицию и, развернув хоботы пушек в сторону карателей, открыли огонь по драгунам. Испуганные столь неожиданным поворотом событий солдаты панически бежали, за ними кинулись наутек и коллаборационисты.

Это стало началом конца для царского сатрапа и его казацких прислужников. Мгновенно площадь Старого собора заполнилась разъяренным народом. Уже не только вооруженные мужчины, но и казачки — «бабы и девки с дрекольем» — гнали обезумевшую от страха толпу карателей по улицам городка. Бравый Траубенберг, которого явно по ошибке наградили в 1770 году орденом Святого Георгия 4-й степени, пытался спрятаться под крыльцом дома наказного атамана. Казаки выволокли сатрапа из-под крыльца за шиворот и тут же зарубили. Труп негодяя выбросили в мусорную кучу.

Одновременно был убит главный яицкий коллаборационист — наказной атаман Петр Тамбовцев, а также все те офицеры и солдаты, которые пытались стрелять в казаков, общим числом 11 человек. Все остальные драгуны, хотя и жестоко избитые, были взяты в плен. С предателями из числа казаков обошлись гораздо жестче: все, кого удалось захватить 13 января, общим числом более 40 человек, были немедленно казнены.

Клейменый и сосланный Яик

Это удивительно, но яицкие казаки не рассматривали свое вооруженное выступление как вызов Российской империи. На Войсковом круге вечером 13 января они сформировали новое руководство Яицким войском. Коллегия из трех войсковых поверенных — сотника Василия Трифонова, есаулов Терентия Сенгилевцева и Андрея Лабзенова — должна была вступить в переговоры с российским правительством. Казаки готовы были вновь встать на защиту рубежей империи и просили у Петербурга только одного — восстановления национальной демократической традиции в виде Войскового круга и выборного войскового атамана. В демократической процедуре замены административных лиц в войске казаки, совершенно справедливо, видели залог того, что мятежи и кровавые репрессии на Яике никогда не повторятся.

Войсковые поверенные предприняли все возможное, чтобы конструктивные переговоры с российской администрацией состоялись. Уже в двадцатых числах января в Петербург казацкими делегатами была доставлена петиция, в которой Яицкое войско призывало к миру и заявляло о своей готовности по-прежнему служить империи. Военная коллегия, специально выгадывая время, приняла петицию к ознакомлению, но одновременно отдала указание Рейнсдорпу готовить на Яик специальный карательный корпус.

В мае 1772 года на Яик из Рассыпной крепости выдвинулась военная армада из пяти тысяч регулярной пехоты, трех тысяч калмыков и ногайцев и более 60 стволов артиллерии. Возглавил карательный корпус очередной уроженец Лифляндии, генерал Магнус Фердинанд фон Фрейман, в русском миру — Федор Юрьевич.

Гравюра с Емельяном Пугачевым неизвестного художника, 1770-е годы.

Гравюра с Емельяном Пугачевым неизвестного художника, 1770-е годы.

На половине пути к Яицкому городку к Фрейману прибыла казацкая делегация — сотники Перфильев, Курбетев и Дюбин. Фрейман принял казаков, но в качестве предварительного условия к переговорам потребовал выдать всех зачинщиков, виновных в бунте. «Мы все виновны», — попытались защитить свою новую старшину казацкие парламентеры. «Ну тогда все и ответите!» — хладнокровно сказал немец, с любопытством рассматривая «абреков» через офицерский монокуляр.

3-4 июня 1772 года у реки Ембулатовки состоялось кровопролитное сражение казаков «Войсковой руки» с карательным корпусом генерала Фреймана. Казаки сражались мужественно, однако исход сражения решило подавляющее преимущество русских войск в артиллерии.

7 июня карательные войска без боя вступили в Яицкий городок. На всех дорогах, ведущих из столицы войска, были выставлены пикеты. Войсковой круг был упразднен. Каратели свирепствовали: вскоре все тюрьмы и даже войсковые конюшни были заполнены арестованными. С немецкой педантичностью велось следственное дело о бунте: заплечных дел мастера работали по 20 часов в сутки. Яицкий городок как будто вымер: казаки массово вывезли свои семьи на хутора и заимки в степь.

Только в июле следующего 1773 года следствие посчитало возможным завершить работу — целый год в сущности мирное казацкое население истязали всеми доступными методами. За время следствия часть арестованных была без суда казнена. Многим вырвали ноздри и клеймили. 85 казаков — лучшая часть «Войсковой руки» Яика — были до бесчувствия биты кнутом, клеймены и сосланы вместе с семьями в Сибирь. На все войско, словно на враждебную покоренную державу, была наложена огромная денежная контрибуция.

Даже с воспоминанием о былом суверенитете Яицкого войска было покончено: войсковую канцелярию полностью ликвидировали, а ее древний, представлявший колоссальную историческую ценность архив был сожжен. В Яицком городке на постоянной основе разместили гарнизон русских солдат — большего унижения для казаков-старообрядцев было невозможно придумать. Комендант гарнизона, полковник И. Д. Симонов сосредоточил в своих руках всю административную власть на территории бывшего Яицкого войска.

Петербургское правительство было уверено, что вопрос о былом суверенитете Яицкого войска закрыт раз и навсегда. Однако Емельян Пугачев и уцелевшая казацкая старшина «Войсковой руки», скрывшаяся на потайных хуторах в протоках Урала, считали иначе.

Автор — доктор исторических наук

Ушел живым: 50 лет отставки Хрущева Далее в рубрике Ушел живым: 50 лет отставки ХрущеваВ октябре 1964 года впервые в истории страны отставка ее лидера произошла через бескровный бюрократический переворот

Комментарии

17 октября 2014, 10:31
Очередная статья доктора Лысенко, призванная противопоставить российскую государственность и казачество и развести их по разным полюсам. Опять у автора казаки это народ. Народ это сложившаяся на определенной территории общность людей. На какой одной определенной территории сложилось казачество? Второе - общий язык - каким особым, отличным от других языком, обладали казаки Дона, Кубани, Амура, Яика? Народ имеет определенные внешние этнические черты - их мы можем выделить у казахов, тувинцев, белорусов....а каковы они у казачества????
2. Фактические ошибки, которыми постоянно нас "радует" доктор наук
а) "В известном сражении под Кинбурном, например, Суворов фактически только с казаками сумел отбить турецкий десант" - это фальсификация- как минимум из 4 тыс. гарнизона у Суворова было 1500 чел из состава Орловского и Козловского полков. А спас Суворова под Кинбурном Степан Новиков - гренадер Шлиссельбургского полка (и этот момент есть на иллюстрации в статье). Так что не одними казаками оборонялся Кинбурн да и решающую роль в отражении десанта сыграли регулярные части.
б) " абреки" - так речь идет о событиях на Южном Урале или Кавказе? автору стоит определиться.
в) "под угрозой штыков рейтаров" - к сведению автора рейтары - это кавалерия и фузеи со штыком им не положено. Да и к правлению Екатерины Второй рейтар в России оставался всего один эскадрон.
г) "Птенцы гнезда Петрова" - это сподвижники Петра Первого, а Г. Черепов начал службу в 1737 году в царствование Анны Иоанновны через 12 лет после смерти Петра Первого и относить его к сподвижникам Петра ошибочно.
д) Оказывается народом у автора статьи да еще и самобытным являются наряду с казачеством сипаи (наемные солдаты в колониальной Индии, набиравшиеся из местного населения).
е) "Однако Емельян Пугачев и уцелевшая казацкая старшина «Войсковой руки», скрывшаяся на потайных хуторах в протоках Урала, считали иначе" - очередная небрежность - Яик был переименован в Урал в 1775 году уже после восстания (крестьянской войны) Е. И. Пугачева.
ж) 12(25) января и 13(26) января 1772 года - дважды тут автор, упоминая даты по старому и в скобках новому стилю, забыл элементарную вещь - что разница между старым и новым стилем для 18 века составляет не 13, а 11 дней. То есть не 13(26) января, а 13(24) января....
Вывод: доктор исторических наук и вообще человек, имеющий историческое образование, такое написать не мог....или степень ненастоящая, или писал не доктор, а кто-то другой.....




17 октября 2014, 14:10
Поддержу автора первого комментария выдержкой из своего комента к статье того же автора: «Казачество: этнос, субэтнос или сословие?»:

Кроме сходного генетического кода любой народ определяется совокупностью культурных элементов, которые могут объединять его с другим народом (народами) или наоборот – отличать. В историческом контексте я перечислю лишь некоторые из таких элементов:
- единый русский язык;
- православность;
- патриархальность;
- высокий статус женщин;
- наличие развитой песенной тадиции;
- бытовой аскетизм;
- любовь к кулачному бою;
- любовь к лошадям;
- уникальная культура бань;
- положительное отношение к алкоголю;
- отрицательное отношение к наркотикам;
- умение работать с топором;
- умение строить дома и крепости из брёвен;
- умение строить лодьи;
- прирождённый навык судовождения;
- склонность к дальним путешествиям;
- любовь к рыбалке;
- нерадивость в земледелии;
- привычка селиться возле рек и других водоёмов...
Вот далеко не все признаки, по которым можно смело поставить знак равенства между казаками и русскими. В частности, всё что перечислено, можно отнести как к казачеству, так и к поморам Белого моря.
Если же кто-то готов основательно рассматривать отличие казацкого народа от русского, то надо бы показать те признаки, где это различие можно заметить. Любое утверждение, претендующее на научность, требует простых и ясных доказательств.
17 октября 2014, 15:32
Как бы там ни было, считаю, что мой прямой предок - генерал-майор фон-Фрейман сделал доброе дело для России - разогнул пальцы оборзевшим казакам.
17 октября 2014, 16:02
Что же вы так скромно себя обозвали тут, когда имеете такого великого предка?
17 октября 2014, 16:05
боится славы, наверное)
17 октября 2014, 18:16
"Эхо войны.."
19 октября 2014, 13:40
Как бы там ни было, русские в 1945-м разогнули всем фонам и самураям... Хорошо попросят - повторим.
19 октября 2014, 13:52
Не дай бог, конечно, но если сильно надо - можем.
17 октября 2014, 16:04
Только вот не "лодьи", а ладьи. А вообще - согласен, казаки - это часть русского народа, но ни какой не отдельный этнос, или даже суб-этнос! Скорее это стиль и образ жизни.
17 октября 2014, 18:27
Как они могут быть отдельным этносом когда казаки это просто вольные русские с собственной землей и потому имевшие право выбора службы и обязанные только подушной податью, да бежавшие в дикие земли русские от разорившихся помещиков по провинности или еще по какой нужде, абы какие ушкуйники(по нынешнему войны-наемники)?!
Девать их кудато надо было и чем то кормиться они должны были и потому позволено им было селиться в диких землях - того самого Донбасса и причерноморья.
А уже посля они намыкавшись в краинной "вольности" присягнули они на службу царю российскому. Но глупости вольной своей не позабыли и часто чудили.

Мой дед из тех самых вольных поволжских артельных рыбарей промысловиков никогда не бывших крепостными. Но поскольку надела земельного не имели то и звания казацкого не имели.
19 октября 2014, 13:26
Есть варианты: "лодья" и "ладья". Я придерживаюсь первого, поморского.
25 октября 2014, 22:15
Есть официальная грамматика русского языка. И вот её-то как раз и нужно придерживаться.)
27 октября 2014, 23:04
Вот именно: "придерживаться". Но есть ещё авторские варианты написания. За собой следите грамматику.
А конкретно по части "лодья-ладья" Луке Сурину и Setchira рекомендую заглянуть в "Толковый словарь русского языка" В.И.Даля, прежде чем делать замечания.
Кстати, Setchira, в предложении: "Ни кто на блюдечке не принесет!", - "ни кто" надо писать слитно.)
21 октября 2014, 18:56
1. Отсутствие среднего рода уже выводит казачью мову за пределы русского, но я, будучи казаком, не смог бы понять и половину сказаного казаком из 1914. Из Ригельмана: "домашний их язык татарский" (что у немца из 18-го века было "татарским" и предполагать не берусь).
2. Православие не делает греков и сербов русскими. Религиозность же казаков изрядно отличалась от великорусской - в чем-то мягче в чем-то намного жестче.
3. Ирландцы - тайные русские?
4. В Московии никогда статус женщины не был равен ее статусу, например, на Дону. Хотя и на Дону (лишь после вмешательства Москвы) ее статус понизился - совсем не хочу сказать, что Москва вмешалась исходя из сексиских соображений)), но с кем поведешься.....
5-7. Бред Сивой Кобылы (БСК), 90% мира и 99% Европы сюда приписать можно.
8. У вас "лошади" у нас "кони". У россии с 17-го века толковой конницы не было (если казаков не считать), последнюю вырезали при Конотопе. Потом лишь жалкие крохи типа Нижегородцев и Северцев (привет драгуну Буденному)).
9-13. БСК, мальчик, ты что курил перед тем как на клаву напрыгнуть - не кури больше, спайсы тебя до добра не доведут. Попробуй книжки читать - это совсем не больно))
14-15. Интересное утверждение - кроме ушкуйников (кои послужили, по некоторым данным, частью этногенеза казаков - интересующиеся найдут инфу (форма церквей и т.п.)), так вот - кроме ушкуйников и поморов о "русских морпехах", кроме казаков, слышать не доводилось.
16. Не наговаривай на великороссов.
17. Записывай туда всю Евразию. Но у казаков это была не любовь - образ жизни.
18. Как тебе великороссы за "нерадение к земледелию" бестолковку не оторвали.... о времена, о нравы...
19. Мальчик, те сколько лет? Ты хоть одну книжку читал? Тебе хоть что-то говорят такие названия - Междуречье, Древний Египет и т.д., и т.п.? Хоть ты тресни, но я не хочу считать своими сородичами хетов, египтян и евреев.

Короче, мальчик, читай книжки, поверь, там много умных вещей, а там, глядишь, таким глупеньким казаться не будешь.

И подарок от Ригельмана (1778): " а мнят, будто б они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов, взялися, и для того считают себя природою не от Московских людей, и думают заподлинно только обрусевши, живучи при России, а не Русскими людьми быть. И по такому их воображению никогда себя Московскими не именуют, ниже любят, кто их Москалем назовет, и отвечают на то, что "Я, де, не Москаль, но Русской, и то по закону и вере Православной, а не по природе".

Что бы и дальше в просак не попадать, русские - великороссы, малороссы, белороссы и казаки. Не надо нас смешивать, мы - русские, но не великороссы, мы - казаки.
23 октября 2014, 13:27
Хлопчик кучерявый, что ты так сильно расплакался? Скажи, кто тебя обидел? - Дядя заступится. И за тебя и за всех ригельманов, что путают русский с татарским. Не беспокойся, всех поправим, но в порядке очерёдности. Надо подождать. Всё ещё только начинается. Так что… Не плачь, я куплю тебе калач. А будешь плакать – я куплю тебе лапоть.
23 октября 2014, 16:26
Очень бы хотелось, хлопчик, судя по всему, лысый (иначе с чего бы я "кучеревым" стал))), так вот очень бы хотелось стать в один ряд с Александр Ивановичем, но не судьба...

я не великоросс, чтобы с могилками спорить и пред ними кулачками трясти.... Каждому свое.

Всех твоих сородичей правили, надо будет и ты в их рядок станешь. Лучше вспони, за сколько поросят або кутят твоего прадеда сменяли )))
23 октября 2014, 17:06
И, опять же, мальчик, ты бы хоть один факт привел меня или Ригельмана опровергающий - только слюни и вопли, не вполне ясно о чем.... шо ты, шо укры-нацюки - одного поля ягоды, тупые и крикливые...
24 октября 2014, 00:10
Совсем расплакался кучерявенький... Ещё немного и полностью на мову перейдешь.
24 октября 2014, 04:27
Т.е. у тебя ни одного аргумента нет в принципе.

За "кучерявенького" - респект))) чтобы это не означало. Бо, по любому, переход на такой уровень аргументации - сам по себе показателен.
25 октября 2014, 22:22
Ригельман - ваш кумир? )
17 октября 2014, 15:35
Неуважаемый г-н Лысенко опять бредит по всем направлениям сразу. Причем, бредит так капитально и безосновательно, что меня начинают "терзать смутные сомнения" (с), а является ли для этого автора научная деятельность ЦЕЛЬЮ, а не средством для достижения каких-то иных, не декларируемых им целей?
Хочу привести высказывание нашего эмигрантского историка Н.Ульянова в его капитальном труде относительно историка Грушевского: "Эрудиция же и талант Грушевского поставлены были на службу не науке, а политике. Он и созданная им школа отличались от прежних историков-украинофилов тем, что фальсифицировали историю не в силу заблуждений, а вполне сознательно... (там где) Ученая совесть Костомарова всегда толкала его на протестующие выступления в подобных случаях...."
17 октября 2014, 15:59
Однако, уже век спустя потомки этих самых Яицких казаков не щадя живота бились "за веру, царя, и отечество" с отрядами Красной Армии. Помните Чапаева!? Вот то-то же...
А вообще казаки народ вольный, вспыльчивый, но в то же время отходчивый. Все эти вспышки неповиновения - из-за отсутствия должной дисциплины и безграмотной политики верховных властей!
24 октября 2014, 05:50
Офигенный "аргумент".... русских жгли, ноздри вырывали, клеймили - однако, шли и в войнах побеждали "за веру, царя, и отечество"

С концовкой согласен полностью ("безграмотной политики верховных властей").
17 октября 2014, 16:31
Хочется также сказать и несколько слов относительно самого материала.
Судя по всему, г-н Лысенко является приверженцем идеологии, которая в среде польских шляхтичей называлась "сарматизмом".
Ведь очевидно, что об этническом обособлении казаков без опаски можно говорить исключительно в период зарождения казачества, а, точнее, относительно того периода времени, о котором нам почти ничего не известно (потому и говорить можно: "Имею Мнение, Хрен Оспоришь...").
Как только мы начинаем располагать более-менее достоверными данными, никакие из них, указывающие на этническую самостоятельность казаков по отношению к великороссам-московитам или малороссам-русинам не наблюдаются (16-18 века).
Ясно, что патетика "этнического сарматизма" г-на Лысенко в таком случае может быть обращена исключительно на верхушку казачества, его старшину, как на потенциальных наследников "этнических" казаков, которые науке не известны. Все это уже попахивает идеей степного "лыцарства", которую так развивала запорожская старшина, бывшая еще вчера босотою и голотою, а теперь (хмельниччина) потребовавшая у польской короны для себя шляхетских прав. Большинство простых казаков, не говоря уже о тех, кого в Сечи называли "пидсусиды", и слыхом не слыхивали о какой-то своей этнической уникальности, ибо хорошо помнили, от каких панов "втикли" поколение-другое назад.
17 октября 2014, 17:18
Также вызывает мощное непонимание мнение г-на Лысенко (понятное по его мифологии, но не понятное, потому что не подтверждается историческим контекстом) отношение казаков к военным предприятиям (службе) Русского царства (империи).
Надобно сказать, что зерно у казаков первоначально появлялось 3 путями: грабеж, торговля и "корма", выделяемые Москвой и Краковым. Грабеж центральной властью всегда строго запрещался (даже противника за исключением военных действий), а торговля - регламентировалась. Тогда, быть может, г-н Лысенко попытается внятно объяснить, чем же обеспечивалась сытая жизнь казачества, на расписывание которой ("до прихода злобной Москвы") он тратит столько места в своих "трудах"?
Неужели неким "особым отношением", преференциями в их адрес со стороны Москвы и Кракова? Например (цитирую): "Размер хлебных поставок на Дон в первой половине XVII века доходил до 200 тонн, а к концу века вырос до 500 тонн. В XVIII их размер еще более увеличился, и выдача хлеба казакам прекратились лишь в начале XIX века".
Тогда (в контексте Российской империи), вызывает стойкое непонимание недоумение г-на Лысенко, "как это так, от казаков требуют военной службы?" Но, лично у меня, недоумение г-на Лысенко вызывает... недоумение! А что же, г-н Лысенко полагает, что солдата кормят ради жизни на печи? В казаки, ведь, никого идти не неволили. Наоборот, с этим постоянно боролись. Не нравится? Сдавай надел и иди куда хочешь.
Если же г-н Лысенко по-прежнему считает, что казачество - это самостоятельный вольный народ со своим государственно-подобным образованием, то может ли он объяснить, почему в 16-17 веках (до восстания Хмельницкого) казачество не является объектом военной экспансии со стороны Москвы и Кракова? И не надо преувеличивать военную полезность казачества тех времен: литовский гетман, кн. К.Острогожский нанес 60 поражений татарам без помощи сечевиков. До штурма Казани Москва и не слышала про казаков, а как-то справлялась уже почти 100 лет со своими степными противниками. Можно с уверенностью утверждать, что именно разгром Большой Орды, а затем ликвидация, либо погромы ее наследников создали благотворную среду для развития казачества, ибо СВЯТО МЕСТО ПУСТО НЕ БЫВАЕТ!!!
Однако, мы четко знаем, что центральная власть никогда не рассматривала казаков как своих "соседей", а относилась к ним исключительно как к служилым людям (см. дебаты Кракова и сечевых гетманов относительно числа "реестровых"). Почему? Может, потому что так оно и было?
Тогда в чем же, по мнению г-на Лысенко "западло" участия казаков, например, в Семилетней войне? Как раз открывается возможность заняться набиранием "живота". Ведь не об этом ли печаловалось донское казачество с середины 17 века, что, мол "царь-де Московский за зипунами ходить не дает... ". Так ведь и не дает, что, если мир с соседом, то грабить его нельзя. А если ограбить, сосед (Османы, Персия, Речь Посполитая) или "грозливое" письмо напишет на Москву царю (а не на Дон атаману почему-то) или войной пойдет на Русь (а не на Дон почему-то).
Таким образом, расцвет казачества со второй половины 16 века помимо личной храбрости, военного умения, истовой религиозности, следования своим устоям и традициям объясняется также надежным тылом, уверенностью в отсутствии угрозы с северной стороны, прямым "кормлением", торговым преференциями и земельным "дачами"
24 октября 2014, 06:27
В чем "корма" принципиально отличаются от дани крымцам?

И вопрос, как "великому" историку - не в попытке ли не платить казакам, паче - борьбы с ними, свернул себе шею Годунов?

"истовой религиозности" - женитьба "вокруг куста рябины" от Разина? (сам написал о 16-м веке) Было по-разному - могли и на смерть пойти из-за веры, а могли вмести с крымцами и на Москву пойти.

"мы четко знаем, что центральная власть никогда не рассматривала казаков как своих "соседей"" - угу, а общение через Посольский приказ - "по приколу"? Ну, была в Расее-матушке нужда в чиновниках - вот и потому.... смех.

Про "семилетнюю войну" - глупость не сусветная - предложи сейчас кому-нить послужить на Огненной Земле в принудительном порядке или на Земле Королевы Мод - радости будет только у тебя, и то в штанах. По тем временам для казаков большой разницы между Швецией и Антарктидой не было.

Столько бреда.... россыпь...

" может ли он объяснить, почему в 16-17 веках (до восстания Хмельницкого) казачество не является объектом военной экспансии со стороны Москвы и Кракова?" - Москва посапывала в две дырки и очень радовалась, когда казаки отбивали крымский полон, "не до жиру..."

А то, что казаки на 100 с лишним лет позже татар приняли русское подданство (и то под пушками) - велика тайна сия есть? У Кракова свои заморочки были (если на принцип - найду инфу).
17 октября 2014, 18:27
Забыл добавить еще один способ добывания казаками пропитания. Но он касается только запорожцев:

"Несладко было и семейным казакам. Им разрешалось жить только вблизи Сечи по балкам, луговинам, берегам рек, лиманов и озер, где появлялись или целые слободы, или отдельные зимовники и хутора. Жившие в них казаки занимались хлебопашеством, скотоводством, торговлей, ремеслами и промыслами и потому назывались не «лыцарями» и «товарищами», а подданными или посполитыми сичевых казаков, «зимовчиками», «сиднями», «гниздюками».

«Официально зимовные козаки назывались сиднями или гнездюками, в насмешку — баболюбами и гречкосиями; они составляли поспильство, т. е. подданное сословие собственно сичевых Козаков. Кроме воинской службы, они призывались для караулов и кордонов, для починки в Сичи куреней, возведения артиллерийских и других козацких строений. Но главною обязанностью гнездюков было кормить сичевых козаков. Это были в собственном смысле слова запорожские домоводы: они обрабатывали землю сообразно свойству и качеству ее; разводили лошадей, рогатый скот, овец, заготовляли сено на зимнее время, устраивали пасеки, собирали мед, садили сады, возделывали огороды, охотились на зверей, занимались ловлею рыбы и раков, вели мелкую торговлю, промышляли солью, содержали почтовые станции и т. п. Главную массу всего избытка зимовчане доставляли в Сичь на потребу сичевых Козаков, остальную часть оставляли на пропитание самих себя и своих семейств.

Республика принимала на свои земли выходцев из Украины и Белоруссии. Они трудились здесь как сельскохозяйственные рабочие по казачьим хуторам, или как свободные землепашцы на выделенных для них землях.
В старых актах нет указаний, что они обращались в Казаков. Здесь они считались "подданными" казачьего товариства, точно так, как раньше были "подданными" польско-литовских магнатов и были обязаны выполнять некоторые повинности.
24 октября 2014, 06:51
И что? Вроде бы как, что-то написал, к чему? Подтвердить что казаки - нация, не принимавшая в в свои ряды чужаков? Сенкс, но и без тебя знали о том.

Хотя (если в промежутке просмотра Губки и Батхедов выделишь время на просмотр "Тараса Бульбы" (про книгу и не говорю - "чукча не читатель, чукча писатель") узнаешь много нового.
17 октября 2014, 18:29
Очередной бред щеневмиерлика над которым усмехается доля потому как он утверждает свое право мояхатаскраю.
И верно - его хата с краю и голосу он не имеет.
17 октября 2014, 21:24
Уважаемый автор! Умиляют комментарии ваших истовых усердных "поклонников", все тех же. А какое огромное желание приравнять русских казакам! Так было всегда: "народ казаками желает быть".
Казаки - это народ.
Конечно, сегодня многие записываются "в казаки", нарядятся и ходят. И не только русские. Забавные такие. Смотрю на них, гоняющих бабок у метро, и спешу согласиться - это и есть русские "казаки". Тогда конечно. Но именно тогда острее понимание того, что есть этнические казаки, а есть костюмированные русские.
Казака определяет не папаха и шаровары, не нагайка и усы, казака определяет ДУХ, ВОЛЯ, РОД!!! Да просто взгляд! Кто в теме, знает, о чем я говорю.
К счастью, этническому казаку плевать на то, что о нем говорят неказаки! Так что, тужтесь дальше Дундуки и Негрусы!

14 декабря 2014, 17:07
Айгуль, совершенно в дырочку. Привет тебе от потомственного казака.
17 октября 2014, 21:30
А статья мне понравилась. И преувеличить военную полезность казачества невозможно! Тяжела судьба непокорных и свободолюбивых "лыцарей"! Вся история казачества - трагедия. Спасибо господину Лысенко. Надеюсь увидеть еще Ваши работы. Да и "фанатам" нужно как-то себя реализовывать. Успехов!
18 октября 2014, 01:04
ха ты просто одна из зомби или сам лысенко который сам себе премию выписывает
18 октября 2014, 01:19
вообще то казаки это не этнос это люди которые собирались в сечь из всех концов нашей большой родины там были многие народности и как можно определить в них одну этническую культуру образом жизни обладали безусловно одним порядком если это можно назвать так ну тоже соглашусь но а этносом то как тот же самый русский человек или белорус или украинец или ещё кто а какая национальность у казака? Раньше это и не спрашивали только вероисповедание было твоим паспортом
18 октября 2014, 16:48
А вот с этим полностью согласен. И хотя костяк казачества изначально и всегда был русским, однако же среди казаков были и многие иные народности. Так что казачество - это скорее призвание и образ жизни, некое объединенная едиными целями, ценностями, традициями, и взглядами на жизнь и мир вокруг себя сообщество. При чем казачество на Руси образовалось еще задолго до царей и Российского государства, и имеет в себе не только славянские русские корни, но и впитало в себя наследие скифов, сарматов и этрусков!!!
20 октября 2014, 12:00
Думаю, основной "нерв дискуссии" как раз в том, какой народ был "основой" казачества. Рассуждения об этносе - пустой звук, поскольку нет чётких единых критериев определения этноса даже у этнологов. Например, новозеландцы по происхождению являются почти исключительно англичанами, но, тем не менее, сами себя они осознают новозеландцами.. Однако, если вы скажете им, что, мол, вы ребята произошли от немцев, то они поправят. При этом надо понимать, что даже генетически чистый пример с новозеландцами далеко не параллель для случая с казаками, поскольку казаки во все времена (кроме современности) проявляли необычайную подвижность, с лёгкостью перемещаясь по всей территории России. А это типично русская этническая черта народного характера.
24 октября 2014, 07:33
"проявляли необычайную подвижность, с лёгкостью перемещаясь по всей территории России. А это типично русская этническая черта народного характера."

Это же как надо ненавидеть свою страну, ее историю чтобы такую глупость написать? Русские всегда отличались самым низким уровнем мобильности (не считая желания в Москву переехать). На том Россия и стоит - пофиг орда, пофиг немчура, пофиг все - с места не сдвинешь. Как тот русский солдат которого "мало убить, надо повалить еще".

На чем Столыпин и обжегся - никакие коврижки (громадные наделы и субсидии) не могли заставить русского мужика поехать в Сибирь. Потому и есть хохлячий Зеленый Клин, но нет русской Желтороссии (если ты хотя бы понимаешь о чем я грю).
24 октября 2014, 21:46
Всё правильно: у русских вся Россия и Сибирь, а у хохлов только "клинышек"... Да и тот маньчжурский.
24 октября 2014, 22:15
Да уж.... мозгов если нет - не купить. Глупышка, если Владик - Маньчжурия... - вопросов не имею, моя вина - зарекался - не общаться с глупыми... все, хватит.
25 октября 2014, 21:19
Не Владик, юный недоумок, а несколько хуторков на окраине, по бедности... И только для временного проживания, рядом с хунхузами.
27 октября 2014, 23:10
Все земли севернее Стены, весь Уссурийский край, принадлежали исключительно маньчжурам, до того как стали российскими. Да и весь Китай был маньчжурским. Мозгов нет у тебя, хлопчик.
14 декабря 2014, 17:13
Владимир. А каким образом мои предки, завоевали Сибирь, Аляску, Командоры и часть Курил, сиднем сидеть на печи, много не навоюешь.
20 октября 2014, 16:32
А по мне - весьма интересная статья. Да, у товарища Лысенко есть свои предпочтения. Ну что же, он вполне может их высказывать, а воля читателей - согласиться или не согласиться.
Лично меня больше в этой исторической статье напрягло другое:
"...сместить ворюг..."
"...для царского сатрапа..."
"...явно по ошибке наградили в 1770 году орденом Святого Георгия 4-й степени..."
"Труп негодяя..."
и особенно вот это:
"Утро 13 (26) января 1772 года выдалось хмурым. Со стороны Яика дул резкий порывистый ветер, мела поземка. Неожиданно над площадью Старого собора — центральной площадью городка — повисла огромная, невесть откуда взявшаяся стая ворон и галок. «Карга [по-казацки ворона. — Н. Л.] мяртвячину шукае», — тревожно говорили меж собой старики."
ну никак не тянут на историческую статью, попахивая откровенно художественным произведением, и не самого лучшего качества.
Поэтому огромная просьба к Николаю Лысенко - пишите дальше, у вас очень интересные статьи. Только будьте-таки историком, а не публицистом.
Спасибо!
21 октября 2014, 23:29
Нынешний современный историк постоянно сражается с армией диванных экспертов и троллей разного уровня, особенно его его научные публикации печатают на интернет ресурсах. Привыкайте.
22 октября 2014, 08:28
Лысенко - не мой кумир, он казакиец, я - нет, был сторонником КНОДа, но, будучи экономистом, скажу - Дон и Кубань не могут жить без России и наоборот. Самое главное - ЗАЧЕМ? Мы не великороссы, мы не хохлы - "внучек, мы не кацапы тай не хохлы, мы казаки" ( сорь, инет не позволяет передать звучание - красиво было).
28 октября 2014, 08:51
КАЗАЧИЙ ИСТОРИК САВЕЛЬЕВ О ЯЗЫКЕ КАЗАКОВ ЮГА РОССИИ
(Выдержка из моего комментария к статье «Казаки: нация, этнос или субэтнос?», опубликованную на РП 14 апреля, 2014 г., где тот же автор излагает татарскую версию происхождения казачества.)

…историк Савельев прямо указывал в своей книге «Древняя история казачества» на Великий Новгород как основной исток казачества Всевеликого Войска Донского, напомнив и про вечевые традиции, и про новгородских ушкуйников, разумеется. Его сведения просто уникальны. Цитирую:

«Еще в конце XII в. отважные новгородские «повольники» или «ушкуйники» основали на р. Вятке гор. Хлынов, переименованный впоследствии в Вятку, и оттуда предпринимали свои торговые путешествия или военные набеги вниз по Волге. В 1361 г. они проникли в столицу Золотой Орды Сарайчик, а в 1364–65 гг. — за Уральский хребет на берега р. Оби.
Предводители этих «ватаг» именовались «ватманами», а впоследствии атаманами. Основанные повольниками общины, по примеру Новгорода и Пскова, управлялись «вечем», т. е. народным «кругом», где каждый гражданин имел равный голос со всеми.(...)
При движении на Дон с Днепра черкасов, белогородских и старых азовских казаков новгородцы спустились вниз по этой реке до самого Азова, смешались с другими казацкими общинами и таким образом положили основание «Всевеликому Войску Донскому», с его древним вечевым управлением.
Казаки-новгородцы на Дону — самый предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, рослы, с широкой могучей грудью, белым лицом, большим, прямым хрящеватым носом, с круглым и малым подбородком, с круглой головой и высоким лбом. Волосы на голове от темно-русых до черных; на усах и бороде светлее, волнистые. Казаки этого типа идут в гвардию и артиллерию.
Говор современных новгородцев, в особенности коренных древних поселений, во многом сходен с донским, жителей 1-го и 2-го Донских округов. (Здесь Е.П. Савельев приводит ряд примеров сходства в говоре новгородцев и донцов…) Новгородцы лучше, чем москвичи, знали древние сказания о начале Руси и ее славных витязях-богатырях. Язык их деловых бумаг, как и старых донских казаков, чище московского и отличается от последнего как чистотой, так и образностью выражений.
Новгородцы также занесли на Дон названия: атаман, стан, ватага, ильмень (общее название большого чистого озера) и др. Кроме того, многие донские станицы и хутора носят чисто новгородские названия: (Здесь Е.П. Савельев приводит ряд примеров, в том числе упоминая о древнем поселении новгородцев-ушкуйников на Северной Двине, где «жители отличаются предприимчивым и энергичным характером, не знавшие никогда крепостного права.»…)
Присутствие новгородского элемента в Донском казачестве сказывается также в архитектуре построек древних церквей, часовень, народной орнаментации, нравах, обычаях, суевериях, свадебных обрядах, вечевом правлении, говоре и проч.» (Е.П. Савельев «Древняя история казачества»)
14 декабря 2014, 17:20
Согласен, среди казаков часто встречаются северные слова и выражения.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»