Грабли СССР?
Фото: Александр Уткин / РИА

Фото: Александр Уткин / РИА

Федеральные власти ценят «зарубежных друзей» выше собственного народа

Новый, 2016-й год может преподнести крайне неприятный подарок региональным чиновникам. Расходы местных бюджетов на обслуживание долгов вырастут сразу на 32%. А федеральный центр, который планировал довольно «скупое» повышение субсидий на «выравнивание бюджетной обеспеченности» — на 5,5%, теперь и вовсе решил объем помощи сократить.

В ожидании дефолтов

Долги российских регионов становятся неподъемными. Это неприятное для местных администраций обстоятельство уже столь очевидно, что его признали даже в Счетной палате. В 2016 году края, республики, области и округа должны заплатить в общей сложности 400 млрд руб., но этих денег у них нет. В 12 субъектах федерации долговая нагрузка превышает годовой доход. При этом процедура банкротства регионов в законодательстве не предусмотрена, хотя дефолты по отдельным долгам не редкость.

Сегодня в составе России насчитывается 85 регионов. Из них донорскими — то есть субъектами, которые отдают в федеральный бюджет больше, чем из него получают, — являются всего 14. Это Московская, Калужская, Ленинградская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская, Ярославская области; Ненецкий, Ханты-Мансийский (Югра) и Ямало-Ненецкий автономные округа; Республика Татарстан; города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Все эти субъекты согласно приказу Минфина были оставлены без федеральных дотаций еще в 2014-м. И, как видим, пока не разорились. Что помогает этим регионам держаться на плаву и без федеральных «выравниваний»? Прежде всего доходы от добычи сырья. Пусть центр и отбирает основные доходы (об этом ниже), но Тюменская область, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа — это нефтегазоносный клондайк России, и даже остающихся денег им хватает на безбедную жизнь. Нефтегазовая рента составляет 64% доходов бюджета Тюменской области (благодаря этому она живет без долгов), 55% — Сахалинской, 39% — Ханты-Мансийского АО и 27% поступлений в бюджет Татарстана. Ну а Москва и Санкт-Петербург поднимаются в первую очередь за счет недвижимости и сферы услуг.

Впрочем, не стоит питать иллюзий: ни нефть, ни столичный статус не являются страховкой от долговой ямы. Как, собственно, и нахождение региона в списке доноров отнюдь не означает, что ему никогда не потребуется помощь из федерального центра. Как ни парадоксально, но донор может и вовсе не иметь профицита собственного бюджета — и с каждым годом таких регионов становится все больше. Если в 2010 году профицит показали 20 субъектов федерации, то в 2014 году — уже только 9. У того же Татарстана долгов на 105 млрд руб., и ежегодно несколько миллиардов он тратит только на выплату процентов.

Министр финансов РФ Антон Силуанов. Фото: Анна Исакова / пресс-служба Госдумы РФ / ТАСС

Медвежья помощь

Согласно Бюджетному кодексу РФ, помощь центра региону может быть оказана еще тремя (помимо невозвратных траншей на «выравнивание бюджета») способами:

  • субвенции — выделение средств на строго определенные цели, например под программы, на которые у местных властей не хватает денег;
  • субсидии — перечисление денег на различные проекты на условиях софинансирования; хорошим примером служит программа жилья для молодых семей — субсидия от государства покрывает часть стоимости квартиры, а остальную часть вносят ее будущие владельцы;
  • бюджетные кредиты — предоставление регионам в пользование определенных сумм с последующим их возвратом и на возмездной основе.

Вот о бюджетных кредитах хотелось бы поговорить поподробнее.

Современные финансовые проблемы регионов возникли аккурат в тот момент, когда многие уже решили, что можно наконец выдохнуть. С начала 2015 года общая сумма региональных долгов долгое время не поднималась выше 2,17 трлн руб., что после нескольких лет галопирующего роста казалось просто сказочным успехом. Ситуацию удалось улучшить очень незамысловатым способом: государство просто выдавало регионам бюджетные кредиты, чтобы те расплатились по банковским займам и были в долгу уже у федерального центра. И какое-то время это работало. Но чудесное время быстро закончилось — в последние месяцы объем региональных долгов вновь начал расти. На данный момент 37,3% от совокупного объема региональных долгов — это именно бюджетные кредиты и проценты по ним. Глава Минфина Антон Силуанов четко заявил: «Вопрос об амнистии долгов регионов перед бюджетом не стоит».

Интересно получается. Россия списывает долги зарубежным странам в совершенно невообразимом количестве. Только в XXI веке федеральная власть простила:

  • Алжиру — 4,7 млрд долларов;
  • Эфиопии — 5,9 млрд;
  • Вьетнаму — 9,5 млрд;
  • Сирии — 9,8 млрд;
  • КНДР — 10 млрд;
  • Афганистану — 11 млрд;
  • Монголии — 11,1 млрд;
  • группе африканских стран — более 20 млрд оптом;
  • Ираку — 21,5 млрд;
  • Кубе — 31,7 млрд долларов.

В общей сложности мы списали 140 млрд долларов одних только основных долгов, не считая процентной нагрузки по ним. Но списать 2 млрд долларов Краснодарскому краю или 1,1 млрд долларов Красноярскому — избави боже, как же федеральный бюджет проживет без этих средств?

Психология экономической унитарности

Из чего формируется федеральный бюджет? В первую очередь из налогов и сборов по всей России. Получается, что федеральный бюджет получает от регионов средства «бесплатно», а потом предоставляет им по своему разумению, а когда и под проценты.

Все долги российских регионов федеральному бюджету и госбанкам (а это более 50% общего долга) — результат противоестественной политики, при которой финансовые взаимоотношения с зарубежными государствами священны, а внутри собственной страны можно творить что угодно. При этом как-то забывается, что страна Россия, раскинувшаяся от Калининграда до Чукотки, ничего не должна ни Центробанку, ни Министерству финансов. Мы обязаны вместе содержать армию, финансировать общегосударственные инфраструктурные проекты, науку, гуманитарные программы — но в последние годы, кажется, сильно перегнули с централизацией.

Россия становится федерацией, только когда окраины что-то должны центру, все остальное время это предельно унитарное государство. Ничего плохого в этом нет, но нельзя говорить даже о формальном самоуправлении территории, если она вынуждена отдавать все заработанное в «центр». Сейчас регионы имеют право оставить себе в среднем менее 10% собственных средств — это в первую очередь местные сборы и продажа имущества; при этом понятно, что бесконечно продавать имущество невозможно. Все остальные доходы, включая основные части НДФЛ и налога на прибыль, идут в федеральный бюджет, откуда распределяются на усмотрение Москвы. Доля остающихся на местах денег постоянно снижается.

В результате региону нет смысла стараться заработать больше — все равно деньги отнимут. Отсюда равнодушие и инертность региональных властей — не говоря уж о том, что для усиления зависимости окраин от центра федералы стараются назначать туда заведомо некомпетентных руководителей. В Москве думают, что таким путем борются с сепаратизмом, хотя в конечном счете добьются обратного результата: присланные наместники лишь объединяют местные элиты против себя.

* * *

Нужно решительно менять бюджетную политику. Государственные долги регионов необходимо списать, а финансовые власти каждого субъекта федерации должны быть прямо заинтересованы в развитии предпринимательства на своей территории — при этом им должна оставаться солидная часть налогов, которые и пойдут в итоге на местные социальные программы. Даже если благодаря такой политике уменьшится объем вливаний в Чечню и Крым — трагедии не будет, Рамзану Кадырову и Сергею Аксенову тоже не мешало бы проявить не только ораторские, но и менеджерские способности.

Финансовое положение региона должно зависеть не от аппаратного веса губернатора, а от эффективной и слаженной работы властей на местах. Экономическая сверхцентрализация страны опустошает ее регионы. Да, вогнать кого-то в долги — значит сделать его покорным и управляемым, но вряд ли это лучший рецепт построения успешного социального государства.

Внутренние долги России только подтачивают ее единство.

Радар для Ближнего Востока Далее в рубрике Радар для Ближнего ВостокаРоссия приступила к формированию Объединенных систем противовоздушной обороны союзных государств

Комментарии

13 ноября 2015, 08:44
Такая вот вертикаль власти. Дашь регионам больше воли - кто-то делом займется, а кто-то самоуправством. Власть развращает очень, за всеми нужен контроль
По мне - назначали губернаторов и надо назначать, только федеральный центр должен определять регионального лидера, ибо при наличии денег и хороших политехнологов можно любого бандита к власти привести!
14 ноября 2015, 13:23
Вот это правильно! При буржуйской системе, тот кто имеет деньги, наворованные еще на приватизации 90-х, тот и приводит "власть"
17 ноября 2015, 23:13
Вопрос был и остается на повестке - выбор народа или выбор Москвы? И ведь пока идеального варианта не существует
18 ноября 2015, 17:35
И есть ли он вообще этот "народный выбор", или всё это не более чем политический миф...?
19 ноября 2015, 08:59
В такой стране как Россия просто обязана присутствовать вертикаль власти. Значит, во главе каждого угла должен быть человек Москвы.

Другой вопрос в том, что человек должен быть компетентным. А это уже проблема
18 ноября 2015, 11:02
А тот, кто имеет деньги, заработанные честным трудом, что, приводить власть права не имеет?
18 ноября 2015, 17:34
Ну так и почему же нет этого контроля!? Все всякий раз твердят о его крайней необходимости, а его всё нет и нет... Что за напасть такая...?
13 ноября 2015, 12:40
Я просто в шоке от количества проданных долгов иностранным государствам за последние 15 лет! Даже не верится, что этот все правда...((( А сбросить с плечь собственных регионов долговое ярмо они почему-то "не могут", хотя это напрямую дало бы существенный толчок к их развитию...! (((
Этот какой-то лютый бред!
13 ноября 2015, 14:03
По этому никогда не надо занимать у своих, поскольку всегда взыщут. Надо занимать на стороне. Так поступили все эти несчастные государства, а потом сделали такие глаза, как у того кота из Шрека, и говорят, что, мол, не губите, нет у нас ничего..
13 ноября 2015, 17:03
надо занимать у слабых и маленьких, чтобы потом можно было не отдавать, сильно стукнув по столу
13 ноября 2015, 19:14
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
14 ноября 2015, 13:29
Нелепый повод для шока! В стране 200 тыс долларовых миллионеров и 200 штук миллиардеров, которые совокупно выкачали из страны триллионы долларов. Ни за что! Они ничего не создали за это время, и если что трепыхается - так то, что осталось в руках государства - оборонка, космос... Вот это шок! Если мозги включить, конечно.
Те несколько миллиардов, на которые СССР поставил оружия во Вьетнам да Иран, чтобы поиметь там влияние - ничто в сравнении с этим. Тем более, что они бы давно вернули долг
17 ноября 2015, 21:42
вот именно в Анголу и на Кубу, поставляли не деньги и золото, а товары народного потребления, всякий ширпотреб и пропитание, которое и продать за деньги не всегда было можно, так что за те долги денег было получить практически невозможно
18 ноября 2015, 17:39
Согласен. Как это не удивительно, но производство лишних товаров, идущих в качестве помощи "дружественным странам" помогало какое-то время держать советскую промышленность на плаву в условиях кризиса рынков сбыта...!
13 ноября 2015, 15:59
Насчет Краснодарского и Красноярского края здесь всё весьма неоднозначно...! Есть подозрения, что львиная доля "серых доходов" этих субъектов (которые имеют всё необходимое для самоокупаемости и рентабельности) уходит "налево", в карманы мафии, а не в Госбюджет...!
13 ноября 2015, 18:02
Что не в Госбюджет ,это безобразие.Из чего же он будет раздавать подар.. ,извиняюсь,кредиты бедным развивающимся странам.А если не раздавать,то что прощать.Неет,это не наш путь,тем более,что для самоокупаемости и рентабельности все есть.То есть ,надо снимать не одну шкуру ,а сразу три.А была там эта самая самоокупаемость и рентабельность,это уж выяснится ,когда целые отрасли начнут наворачиваться.Наверное этого мы и ждем.
18 ноября 2015, 11:04
А что, есть какие-то предпосылки к наворачиванию каких-то отраслей? Я вот таких знаков не наблюдаю. Наоборот, многие показывают рост
18 ноября 2015, 17:40
Угу, "рост" в основном только на бумаге, как обычно...(
19 ноября 2015, 09:12
Если в вашем болоте ничего кроме сорняков не растет, это не значит, что в остальных местах такое же запустение. В целом по стране экономика начинает восстанавливаться.
13 ноября 2015, 19:13
Если население живёт прилично в этом регионе, плевать куда оставшиеся деньги идут !!!!!!!!
19 ноября 2015, 09:13
Прилично - это как? Не голодают люди, и это главное?
13 ноября 2015, 19:12
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
14 ноября 2015, 09:21
Причём здесь СССР? Что ж вы ему покоя не даёте. Уж четверть с лишним века как вы его угробили, и всё у вас зудит. Пора уже за свои делишки самим отвечать.
18 ноября 2015, 17:43
Согласен. Ссылки на СССР в качестве оправдания каких-то негативных факторов современности - это удел неудачников!
Если бы не наследие Советского Союза - всё было бы гораздо плачевнее...!
15 ноября 2015, 01:44
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
15 ноября 2015, 01:47
Путин списывал как раз советские зарубежные долги, СССР зарубежным "братским народам" долгов не списывал.
15 ноября 2015, 01:57
Россия экономически неуклонно разрушается. Всем уже понятно, что это разрушение рукотворное.
Остаётся ещё только понять, что это разрушение России совершенно сознательное и строго целенаправленное.
Тогда станет понятным, что разрушение России - это не экономическая проблема, это проблема государственной безопасности, которую решает уголовный кодекс, в частности статья №275 о государственной измене.
При этом надо понимать, что Россия разрушается не политикой правительства Медведева, а политикой правительства Путина.
Надо просто вспомнить, что Путин пришёл в политику из "комиссии Киссинджер-Собчак", а занималась эта "комиссия" исключительно саботажем советского ВПК.
18 ноября 2015, 11:05
Похоже это не Россия разрушается, а ваш внутренний мир. Россию рушат уже добрых 100 лет, но тем не менее она жива и крепка как никогда
15 ноября 2015, 16:09
Единство дорого стоит, может потому оно у нас такое крепкое?
18 ноября 2015, 16:12
Поэтому то Кремль собственноручно создавший тупиковую ситуацию и воет про пятую колонну чтобы народ на либералов мелкого пошиба бросался, а на преступления верхушки
сквозь пальцы смотрел
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»