СНГ готовят к оптимизации
Фото с сайта e-cis.info

Фото с сайта e-cis.info

Участники Содружества намерены модернизировать организацию

В Бишкеке прошло заседание Совета глав государств СНГ. На повестке дня лидеров десяти республик стояли вопросы, связанные с адаптацией Содружества к современным реалиям. «В результате совместной работы на сегодняшний день выработаны конкретные предложения. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что первые, самые трудные, шаги в направлении эффективности деятельности СНГ сделаны», — рапортовал глава МИД Киргизии Эрлан Абдылдаев.

Идею оптимизации СНГ поддержал президент РФ Владимир Путин. По его словам, в ближайшее время больше полномочий получит Совет министров иностранных дел, Экономический совет и их профильные комиссии. «Полагаем, что особое внимание необходимо уделить повышению эффективности деятельности отраслевых органов СНГ, которые должны, прежде всего, сосредоточиться на разработке и продвижении многосторонних проектов», — отметил Путин.

Российский лидер считает, что институты Содружества должны сосредоточиться на то, чтобы давать «реальную практическую отдачу». В частности, президент РФ предложил упразднить дублирующие структуры, сократить численность органов, улучшить бюджетную дисциплину и осуществлять более взвешенную кадровую политику, «включая внедрение системы найма сотрудников на конкурсной основе».

Судя по всему, реформа СНГ продиктована необходимостью дебюрократизировать организацию и урезать ее финансирование. Это не говорит о том, что к деятельности Содружества потерян интерес. Скорее всего, система управления с годами усложнилась, в то время как СНГ теряло прежний политический вес и статус. В результате, как и сказал Путин, появились органы дублирующие функционал друг друга.

Например, для развития экономического сотрудничества и разрешения споров были созданы Экономический Суд (1992), Экономический совет (1994), Комиссия по экономическим вопросам при Экономическом совете (2000). Однако с формированием Таможенного союза и потом - Евразийского экономического союза сфера экономического взаимодействия практически исчезла с повестки дня СНГ.

Миссия выполнена

В России утвердилась точка зрения, что СНГ давно потеряло всякий смысл и превратилось в искусственную международную структуру, продолжающую функционировать согласно закону инерции. Содружеству часто противопоставляются набирающие обороты Евразийский экономический союз (ЕЭС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Дескать, именно поэтому СНГ неконкурентоспособно.

Чтобы внести ясность в этот вопрос, стоит обратиться к истории создания СНГ. Первоначально миссия организации сводилась к урегулированию отношений между бывшими социалистическими республиками. 8 декабря 1991 года о создании СНГ в Беловежской пуще договорились лидеры РСФСР, Беларуси и Украины. 13 декабря 1991 года войти в СНГ согласились руководители Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. 21 декабря 1991 года была принята Алма-Атинская декларация, где были зафиксированы принципы будущей организации.

В итоге членами СНГ стали 12 государств. В самом конце 1991 года к СНГ решили присоединиться Азербайджан и Армения, в 1993 - Грузия, а в 1994- Молдавия. После войны в августе 2008 года Тбилиси изъявили желание покинуть Содружество. 18 августа 2009 года Грузия официально покинула СНГ. С 2014 года в мероприятиях под эгидой СНГ не участвует Украина, которая, как и Грузия, не желает сидеть за одним столом с «агрессором».

В первой половине 1990- х годов СНГ было оптимальной площадкой для переговоров постсоветских государств. Распад СССР требовал решения множества вопросов, порой носивших технический характер. Государства должны были урегулировать имущественные отношения, определить судьбу ядерного оружия и обычных вооружений, наладить транспортное сообщение, договориться о границах и режиме пропуска.

C20 «местного пошиба»

С этими задачами СНГ справилось, что послужило поводом говорить о кризисе организации из-за того, что она лишилась четких задач. Однако за время работы Содружество перестало быть только механизмом разрешения споров. СНГ превратилось в уникальный формат международного диалога. Мероприятия СНГ - это повод встретиться, подписать стопку договоров, обсудить текущую ситуацию в отношениях, сверить часы.

Содружество из организации трансформировалось в своеобразный международный режим, став подобием G7 или C20 только «местного пошиба». «Дряхлеющему» СНГ почему-то пытаются противопоставить «динамичные» интеграционные проекты, развивающиеся на постсоветском пространстве. В сущности никаких противоречий здесь нет, так как деятельность в рамках СНГ фактически заложила фундамент для учреждения и успешного функционирования ОДКБ и Таможенного союза, который в итоге вылился в создание ЕЭС.

Для России и других государств СНГ остается удобной площадкой для политической коммуникации. Если Владимир Путин достаточно часто встречается с главами постсоветских республик, то для других лидеров саммит Содружества - это возможность хотя бы раз в год обменяться мнениями со всеми коллегами по распавшемуся Советскому Союзу. Сама аббревиатура СНГ превратилась в нечто нарицательное и невольно объединяющее. Может быть, именно поэтому грузинские и украинские политики игнорируют существование Содружества.

Сфальсифицированная катастрофа Далее в рубрике Сфальсифицированная катастрофаПоляки вновь обвиняют Россию в гибели своего президента

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»