Госдума запретит закупать авиахлам
Устаревшие самолеты создают угрозу безопасности российских граждан. Фото: warnet.ws

Устаревшие самолеты создают угрозу безопасности российских граждан. Фото: warnet.ws

Депутаты предлагают отказаться от самолетов старше десяти лет

Депутат Государственной думы от фракции ЛДПР Иван Сухарев подготовил законопроект (документ имеется в распоряжении РП) о внесении в Воздушный кодекс Российской Федерации изменений, запрещающих эксплуатацию гражданского воздушного судна со сроком календарной эксплуатации более десяти лет. По мнению парламентария, эти меры позволят обезопасить граждан от возможных рисков на авиатранспорте.

По словам Ивана Сухарева, роль воздушного транспорта в обеспечении дальних пассажироперевозок усиливается с каждым годом, намного превышая пассажирооборот железнодорожного транспорта. Наиболее интенсивно развивается международный сегмент авиасообщения. Важную роль авиация играет и в перевозках на Крайний Север и Дальний Восток.

«В 2010 году Forbes провел исследование авиапарка российских авиакомпаний, по результатам которого составил рейтинг среднего возраста самолетов, выполняющих регулярные и чартерные рейсы. Средний возраст всех самолетов составил 16,3 года. Самым молодым авиапарком обладал "Аэрофлот". Самый старый насчитывал самолеты с более чем 30-летним стажем работы», — указано в пояснительной записке.

Авиакатастрофа, произошедшая в Казани в 2013 году, вновь активизировала сравнительный анализ российского и зарубежного авиапарка. В итоге оказалось, что практически все страны — участницы БРИКС, наши партнеры, летают на новейших самолетах, китайские авиаперевозчики используют самолеты не старше десяти лет, и только три отечественных перевозчика, причем еще в докризисный период, попали в зеленую зону рейтинга (возраст их авиапарка не превышал десяти лет).

Средняя продолжительность эксплуатации самолетов компании «Аэрофлот» составляла 5,7 года, «Сибирских авиалиний» — около 10 лет. Большая же часть российских гражданских воздушных судов находилась в использовании либо от 10 до 15 лет (так называемая оранжевая зона) или же более 15 (красная зона рейтинга) и вплоть до 40 лет.

Для сравнения стоит отметить, что средний возраст самолетов ведущих иностранных компаний за рубежом не превысил пяти лет.

«Таким образом, российские авиаперевозчики, к сожалению, отстают от мировых показателей обновления авиапарка. Особенно это ощущается в кризисное время: в ситуации, когда авиакомпании несут убытки, очень мало внимания уделяется закупке "молодых" пассажирских судов. В свою очередь, показатели возраста отечественного авиапарка крайне негативно сказываются на безопасности наших граждан», — указано в пояснении к документу.

Депутат Государственной думы Иван Сухарев. Фото: ivansukharev.ru

В частности, 30 октября 2015 года в небе над Синайским полуостровом произошла одна из самых страшных трагедий в истории авиации нашей страны. Крушение авиалайнера А321 унесло жизни 224 человек, в том числе 25 детей.

Авиакатастрофа вызвала дискуссию о состоянии российских авиаперевозок. «Парламентская газета» провела опрос на своем официальном сайте на тему возможностей обезопасить авиаперелеты наших граждан. Одним из самых популярных средств, по мнению наших граждан, оказалось «омоложение» российского авиационного парка.

«В крайне непростой экономической обстановке нельзя допустить, чтобы упал спрос на услуги российских авиаперевозчиков вследствие уменьшения доверия к ним наших граждан. И самое главное, необходимо принять превентивные меры, чтобы обезопасить россиян, одной из которых является предлагаемое в законопроекте изменение в Воздушный кодекс РФ», — уверен Иван Сухарев.

Добавим, что более 40 стран мира ввели ограничения на импорт и эксплуатацию самолетов исходя из их календарного срока службы. Подобного рода ограничения уже введены в некоторых странах БРИКС, а именно в Китае, Индии и Бразилии.

Заменить иностранные суда отечественными

Так или иначе, вопрос стоит еще шире: а не пора ли правительству принять комплексные меры по поддержке отечественного авиапрома и поэтапной замене иностранных воздушных судов российскими самолетами? Трагедии, связанные с эксплуатацией иностранных судов, в том числе американских «Боингов», должны заставить пересмотреть ситуацию с наполнением авиапарка России. Тем более что до 1990 года наша страна являлась великой самолетостроительной державой.

Президент фонда «Партнер гражданской авиации», бывший заместитель министра гражданской авиации Советского Союза Олег Смирнов в беседе с РП напоминает, что в системе гражданской авиации СССР насчитывалось 13 500 летательных аппаратов, и все российского производства. Отечественные самолеты эксплуатировались в 40 странах мира. Причина такого успеха заключалась в том, что в стране действовала стратегия полной аэрофикации, которая предполагала как развитие производства воздушных судов, так и строительство аэродромов и аэропортов.

«Но после распада СССР стратегия сменилась новой — и, как теперь очевидно, провальной политикой в области авиации. В результате от 1400 воздушных гаваней, функционировавших в Союзе, осталось всего 280. А около 4 млн человек, которые жили в труднодоступных населенных пунктах на Дальнем Востоке и в Сибири, были вынуждены сменить место проживания», — отмечает бывший замминистра.

30 октября 2015 года в небе над Синайским полуостровом произошла одна из самых страшных трагедий в истории авиации нашей страны. Фото: KAREM AHMED / ТАСС

Олег Смирнов также добавляет, что за те же 25 лет США, которые не отказались от повсеместной аэрофикации, нарастили пассажиропоток гражданской авиации со 140 млн человек (столько же перевозили советские самолеты к 1991 году) до 800 млн. В то время как в России эта цифра упала до 93 млн человек. При этом 94% всех перевозок, осуществляемых американскими авиакомпаниями, приходится на внутренние рейсы (что также соответствует показателю СССР начала 1990-х), а в России 55% перевозок осуществляется за рубеж, что говорит о деградации внутренних авиалиний и в целом о неверно расставленных приоритетах в экономической жизни страны.

Все это говорит о том, что потенциал у российской авиационной промышленности есть. К сожалению, из-за развала авиапрома в неспокойных 90-х Россия пока не может полностью отказаться от покупки иностранных воздушных судов, но вот введение ограничительных мер снизило бы риск для пассажиров, пользующихся услугами российских авиакомпаний. Именно это и предлагает депутат Сухарев в законопроекте. Инициативу поддержал и депутат Максим Шингаркин. По его словам, говорить о запрете эксплуатации иностранных самолетов еще рано.

«Тут все очень не просто, как и с импортозамещением в целом. Чтобы от чего-то отказываться, мы должны предоставить замену, которая у нас не всегда есть. Сейчас авиастроение в нашей стране возрождается, но ожидать, что мы пересядем уже завтра на новые отечественные самолеты, преждевременно. Другое дело, что государство должно разработать и принять меры по максимальной поддержке авиапроизводителей, авиаперевозчиков и всей отрасли в целом. Если это будет комплексный подход, то нам все-таки удастся переломить ситуацию и постепенно обновить авиапарки отечественными машинами», — резюмировал парламентарий.

Гиперзвуковая гонка вооружений Далее в рубрике Гиперзвуковая гонка вооруженийРоссия будет развивать ударные системы и модернизировать противоракетную оборону

Комментарии

12 ноября 2015, 10:09
Ерунда это все. То же самое, что запретить народу покупать подержанные автомобили. У нас в последнее время самолеты падают не из-за того, что они старые, а из-за человеческого фактора и внешнеполитических игр. И вообще - самолет чрезвычайно опасный способ передвижения, хотя и быстрый. Нужно быть всегда готовым ко всему. Но тупо запретами использования подержанной техники проблему безопасности не решить.
12 ноября 2015, 10:30
Разница между поддержанным автомобилем и пассажирским самолётом есть, и она немалая!
К тому же это ПАССАЖИРСКИЙ транспорт, перевозящий сотни людей за рейс...!
12 ноября 2015, 11:28
Тогда запретим подержанные автобусы и подержанные поезда
12 ноября 2015, 12:31
Так их и запрещают, вообще-то! А вы как думали!?
Вам самому то наверняка приятнее и спокойнее передвигаться на новом транспорте, чем на гнилом дребезжащем старье, не так ли...!??
12 ноября 2015, 13:40
И подержанные автобусы, и подержанные суда... И подержанные станки, тогда уж - все что скупает наш "бизнес", потому что ему так выгодно.
А кто запретит? Те законотворцы, которых сажает в их кресла тот бизнес? Это - вряд ли
12 ноября 2015, 14:31
Разница в том, что подержанные автобусы и автомобили ломаются чаще чем самолеты. Не время сейчас для этой реформой.
12 ноября 2015, 10:27
А что - раньше нашим законодателям необходимость подобного запрета в из "светлые головы" не приходила? Ведь это же очевидно...!
Одно дело годами эксплуатировать свой собственный самолёт, с нуля, так сказать, проводя регулярные проверки, обслуживания и ремонты (то есть быть уверенным в состоянии авиасудна), и совсем другое купить 30-летнего старичка, об условиях эксплуатации и состоянии которого ты можешь только догадываться...! Заюзанный самолёт - это потенциальная угроза жизни пассажиров, как бы нас не убеждали продавцы и компании-приобретатели в том, что "ему, мол, ещё летать и летать"...
12 ноября 2015, 13:33
А что, раньше, в 1992-1993 нашим обывателям в их светлые головы не приходило, что "бизнесмены" будут закупать всякий хлам во ВСЕХ отраслях приватизированной экономики, чтобы сэкономить за наш счет? Разваливать, опять же, свое производство. которое им невыгодно и хлопотно, чтобы "эффективно" спекулировать импортом?
И что теперь катить на "законодателей", которых эти новые хозяева страны нам посадили? Законодатели делают то, что выгодно бизнесу
12 ноября 2015, 16:15
так точно, бизнесмены он всегжда идёт туда где дешевле, чтобы норма прибыли была выше, в этом его главный интерес, расти и приумножать свои деньги
12 ноября 2015, 14:47
Самолеты вообще-то проходят постоянно комплексное техобслуживание, где отработавшие свой ресурс узлы и агрегаты (даже если они по показателям исправны) в обязательном порядке заменяют на новые. То есть все равно, сколько лет самолету. Начинка у него будет самая свежая. Да и вообще, что вы прицепились к этому возрасту? От старости самолеты не падают
12 ноября 2015, 12:34
Надо срочно позаботиться возрождением внутренних гражданских авиаперевозок и отечественного авиапрома вцелом! Всё это гнилое "ельцинские наследие", направленное на деградацию, до добра не доведет! Уже сейчас наблюдается очень тревожная тенденция системного кризиса транспортной сферы государства!
12 ноября 2015, 13:38
"ельцинское наследие" уже 15 лет как наследие. При чем тут ельцин? И кому адресовано ваше "надо срочно позаботиться..."? Если вы собственник авиакомпании - позаботьтесь. Если нет - никому не интересно что вам надо. По вашему хотенью никто из собственников копейки не потратит в нашей приватизированной экономике!
Или вы о той буржуйской системе, которую унаследовали от глупости россиян в 1992-1993?
12 ноября 2015, 14:29
У меня волосы дыбом встали от подзаголовка. Десятилетние машины стоят гораздо дороже двадцатилетних. Какие-то компании станут банкротами, а другие обновят парк и повысят стоимость билетов в два раза или будут просить бюджетных компенсаций, что в любом случае в конечном итоге ударит по карману граждан.
12 ноября 2015, 16:21
Вас кто-то насильно летать заставляет? Сидите дома, ездите на отдых в Крым и на Кубань. Не забивайте себе голову.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»