«Этот конфликт констатировал смерть ООН»
Шиитские мятежники хуситы в столице Йемена. Фото: EPA / ТАСС

Шиитские мятежники хуситы в столице Йемена. Фото: EPA / ТАСС

События в Йемене окончательно оформили кризис международного права

Обсуждение на «круглом столе» «Йемен: текущая ситуация» в пресс-центре МИА «Россия сегодня» началось с текущей обстановки и причин конфликта в регионе. Первым выступил официальный представитель российского филиала Ассоциации йеменцев «За перемены» Абдель Бари Бакер. Бакер подчеркнул, что действия хуситов идут вразрез с законом, поскольку они восстали против действующего президента. Лидер ассоциации рассказал о военных преступлениях, которые, по его мнению, совершаются повстанцами в контролируемых регионах, и о значительных жертвах среди населения в городах, которые контролируют хуситы. Силы коалиции, по словам Бакера, преследуют одну цель — «восстановить закон в стране».

Бакеру возразил старший научный сотрудник Департамента политической науки НИУ ВШЭ Леонид Исаев, который заметил, что вовсе не хуситы, а именно силы коалиции бомбят йеменские города. По словам Исаева, в то время как хуситская военная инфраструктура остается нетронутой, именно на гражданское население приходится основная тяжесть бомбардировок. Политолог заявил, что нынешний президент Хади уже полностью потерял легитимность, поскольку полномочия, данные ему на год в феврале 2014 года парламентом страны, минувшей зимой истекли. «Именно Хади поддержал бомбардировки собственной страны, поэтому сейчас его не поддерживают ни в одном из регионов, его бросила собственная армия, которая перешла на сторону повстанцев. Хади на данный момент — политический банкрот, – заявил эксперт. — Хади — прошлое Йемена».

Исаев отметил, что силы коалиции уже завязли в конфликте, потому что бомбардировки явно не наносят существенного вреда повстанцам. Сухопутная операция тоже под большим вопросом, так как ни одна из стран, которые ранее заявляли о своей готовности отправить воинский контингент в страну, сейчас этого делать не собирается. «Самая идея единой арабской армии всего через неделю после заявления о ее создании поставлена под удар. В коалиции разброд. Пакистанский парламент три дня не может собраться и принять решение. Турецкие военные говорят, что не будут воевать вместе с египтянами, египтяне, что не хотят сражаться плечом к плечу с турками. В итоге все красивые речи, которые произносились на саммите ЛАГ в Шарм-эль-Шейхе, уже пошли прахом», — отметил Исаев. Даже если сухопутная коалиционная армия высадится в стране, это станет мобилизующим фактором для населения, которое объединится вокруг хуситов, чтобы сражаться «с иностранной интервенцией», добавил эксперт.

«И сил арабских армий явно недостаточно для победы в сухопутной войне. Они это сами понимают, поэтому не хотят вмешиваться», — подчеркнул старший научный сотрудник Центра арабских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов. Его слова вызвали бурную негативную реакцию со стороны арабских журналистов, которые присутствовали на «круглом столе».

Кадр: pressmia.ru 

Долгов рассмотрел йеменский кризис в глобальном контексте, отметив, что начало военной интервенции арабской коалиции в Йемене показало глубокий кризис международного права и ООН, которая больше не может препятствовать подобным конфликтам. «Можно говорить о смерти ООН, после того как Саудовская Аравия начала агрессию, наплевав на международное право», — сказал Долгов. По мнению специалиста, начало крушения системы безопасности сообщества наций началось с распада СССР, который уравновешивал силы в двухполярном мире с США. «Падение Советского Союза развязало руки американцам, которые посчитали, что теперь они в одиночку могут наводить в мире порядок в обход решений ООН, после чего произошли бомбардировки Югославии, вторжение в Ирак, война в Ливии», — отметил Борис Долгов. По мнению политолога, теперь и другие страны пробуют себя в роли локальных регуляторов споров, что говорит о том, что мир становится «многополярным». «В этих условиях системе международного права и ООН требуются масштабные реформы», — подчеркнул Долгов. Он убежден, что выйти из кризиса можно только путем переговоров между всеми политическими силами Йемена.

Когда дошла очередь до вопросов прессы, один из арабских журналистов спросил, не боится ли Россия, что ее поддержка тяготеющих к Ирану хуситов приведет к ухудшению отношений с суннитскими  странами и росту популярности американской политики на Ближнем Востоке. «Нет, Россия не боится, — ответил Леонид Исаев. — Наше правительство занимает последовательную позицию по ситуации не только в Йемене, но и в Сирии, Ираке, Ливии. Мы не раз предупреждали наших арабских партнеров, что их действия во всех этих кризисах ввергнет регион в хаос, и каждый раз наши прогнозы оправдывались. Арабские страны, напротив, каждый день меняют свою позицию по отдельным вопросам. Сколько раз уже тот же Египет менял свое отношение к войне в Сирии? Один, два, десять? То они против режима Асада, то за, то нейтральны. Арабским странам пора определиться, хотят ли они установления прочного мира в регионе и процветания или постоянных конфликтов». Исаев отметил, что сейчас военная операция Саудовской Аравии наносит больше вреда ей самой, а вовсе не хуситам. «В восточных и южных провинциях страны вспыхнули беспорядки, боевики йеменской ячейки "Аль-Каиды" активизировались и наносят удары по саудовской границе», — подчеркнул политолог.

Исаева поддержал и Долгов, отметивший, что существует угроза создания на территории Йемена очередного экстремистского государства. «Хуситы сейчас единственная сила в стране, которая может противостоять боевикам "Аль-Каиды". Если хуситов уничтожат, их место тут же займут экстремисты», — сказал арабист. Это, по мнению Долгова, поставит под угрозу стабильность не только Йемена, но Саудовской Аравии, а с ней и всего региона.

Эксперт призвал российское правительство играть более энергичную роль в разрешении кризиса. «Для начала мы могли бы предоставить воюющим сторонам площадку для переговоров», — считает политолог. Более активное участие российской стороны в пресечении конфликта может избавить регион от серьезных проблем с исламистами и поднять рейтинг России на Ближнем Востоке, полагает он.

«Они хотят выпустить всю кровь из России через Донбасс» Далее в рубрике «Они хотят выпустить всю кровь из России через Донбасс»Экс-министр обороны ДНР открыл в Липецке представительство движения «Новороссия» Читайте в рубрике «Власть» Будет ли шоу продолжаться?Пламенные борцы с коррупцией получили отрезвляющий окрик из Кремля Будет ли шоу продолжаться?

Комментарии

08 апреля 2015, 19:42
Кризис международного права начался после ядерной бомбы на Хиросиму. Это лично мое мнение. Сейчас ни ООН ни ОБСЕ не могут препятствовать агрессии, будь то Ближний Восток или Украина. А если так, то и Донбассу и шиитам придется отстаивать свои права и они смогут это сделать. Но не в одиночку.
08 апреля 2015, 21:47
ООН давно мертва. А все спекуляции, носящие вид обсуждений той или иной проблемы - всего лишь пляски на костях этого трупа.
08 апреля 2015, 23:34
согласен, не получается к данной организации серьезно относится, все давно уже в прошлом, прошла молодость, началось увядание
08 апреля 2015, 22:11
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
Zed
08 апреля 2015, 23:22
Отважные парни вынуждены идти на смерть по воли агрессоров и с молчаливого согласия прогнившего ООН! (((((
Жаль несчастный йеменский народ, по воли нефтяных магнатов оказавшийся в заложниках этой жуткой ситуации.((((((
Держитесь, мужики!
09 апреля 2015, 07:34
Что такое международное право, если права поддерживаются не по всему миру, а лишь в нескольких развитых странах? Да и то с поправкой. В США оно вроде есть, но тем не менее постоянно нарушается да ещё с летальными последствиями. Так где же это право действительно работает, может в Германии или Франции?
09 апреля 2015, 08:42
В современном мире международное право - это всего лишь фикция. Инструмент, который используют некоторые страны с целью давления на другие. Сами при этом его не соблюдая.
09 апреля 2015, 13:04
сильные используют данный инструмент когда им выгодно надавить на слабых, если данная инициатива касатеся их, то вопросы международного права никто не трогает, не выгодно
09 апреля 2015, 11:21
ООН? Там где есть присутствие штатов - не, не слышали.
09 апреля 2015, 21:36
дык еще такой момент, сейчас в Совбезе, который по-хорошему надо расширять, нет согласия практически ни по-одному вопросу, т.е. он изнутри фактически расшатан
10 апреля 2015, 10:55
Лично меня больше всего удивило вмешательство Египта в данный конфликт на стороне Коалиции. Непоследовательная какая-то политика - сначала борются с радикальными суннитскими мусульманами, а затем выступают против шиитов на стороне тех, кто этих самых радикалов поддерживает... Ведь ни для кого не секрет, что это именно саудиты (наравне с США) являются главными спонсорами терроризма суннитских ультра-радикальных квази-религиозных группировок...!
Как это все понимать?!?
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»