Новости – Политика
Политика
День дипломатического работника отмечается в России 10 февраля
Чем влиятельнее становится наша страна, тем больше задач появляется у ее дипломатии
10 февраля, 2018 16:23
7 мин
10 февраля в России отмечается День дипломатического работника. Это профессиональный праздник всех сотрудников МИД и диппредставительств РФ за рубежом. В нашей стране дипломатическая служба всегда была почетной и престижной работой. Возможно поэтому в России сложилось ошибочное представление о том, что именно дипломаты определяют внешнеполитический курс.
В реальности высокопоставленные сотрудники министерства иностранных дел РФ, главы посольств и консульств лишь являются исполнителями воли высшего руководства государства. Наибольшей автономностью обладает министр иностранных дел. Однако и он обязан действовать строго в рамках определенной (причем не всегда им) политической линии.
Такое положение дел существует во всех развитых странах. МИД — исключительно исполнительный орган, а его сотрудники — это, по сути, солдаты и офицеры, но без погон. Тем не менее значение дипломатического ведомства в системе госуправления может быть очень велико. Например, в США глава Госдепартамента является третьим лицом в государстве, обладая большим влиянием, чем шеф, казалось бы, всесильного Пентагона.
От дипломатических работников многое зависит на тактическом уровне, то есть в сфере выполнения задач, поставленных руководством и рутинных служебных обязанностей. Самая важная работа — заключение каких-либо политических соглашений, как формальных, так и негласных.
В таких вопросах чудес не происходит. Слабое государство априори обречено быть второстепенным участником любых сделок, но именно в переговорном процессе проявляется подлинный дипломатический талант. В голове дипломата и его должностной инструкции всегда есть план минимум и план максимум. Выполнение первого будет однозначным провалом, а второго — недостижимым результатом.
Однако дипломаты, как правило, не уполномочены заключать какие-либо по-настоящему значимые соглашения. Их основной функционал — подготовка к переговорам (решение организационных вопросов, «прощупывание почвы» для достижения понимания на какие уступки готовы партнеры), мониторинг ситуации в мире, предупреждение руководящего состава об угрозах для национальных интересов.
Хороший дипломат никогда не будет выходить за рамки компетенций. Главное отличие дипслужбы от военной в том, что на дипломатическом поприще невозможно совершение геройских поступков. Подвиги от дипломатов требуются только в одном случае, если руководство совершает очевидные ошибки, игнорируя объективные обстоятельства и дипотчеты, где они задокументированы. Дипломаты должны уметь просчитывать развитие ситуации, своевременно отправлять Центральному аппарату аналитические записки, которые включают описания проблем и путей их решений.
Хуже всего, когда дипломаты не выполняют своих обычных служебных обязанностей в полной мере, а руководство государства не задумывается над выработкой плана Б. Последствия такого разгильдяйства могут быть катастрофическими.
Перед глазами — украинский Майдан. В стратегически важном для РФ регионе произошел второй за 10 лет антироссийский госпереворот. Тонны совершенно справедливой критики вылились на тогдашнего посла «на их Украине» Михаила Зурабова. Несмотря на очевидные просчеты, президент отправил Зурабова в отставку только 28 июля 2016 года.
Почему российским дипломатам сходят с рук подобные ошибки? Во-первых, работа послом нередко является почетной отставкой. Яркий пример — назначение Виктора Степановича Черномырдина послом в Киеве в 2001 году.
Осознавая, что с него лишнего не спросят, глава дипмиссии выполняет свои служебные обязанности спустя рукава. Стоит отметить, что подобная практика распространена повсеместно, но вменяемое государство не отправит пенсионера большой политики в важную для национальных интересов страну. Чаще всего почетная отставка в виде работы послом касается небольших европейских государств, интерес к которым невелик.
Во-вторых, к большому сожалению, в дипломатической среде крайне распространено кумовство. На работу в представительства РФ в западных государствах или во влиятельных странах Азии (Китай, Япония, Южная Корея, Иран, Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ) крайне тяжело попасть работникам без связей наверху. Как правило, сотрудники, честно сдавшие все экзамены в МИД, отправляются на службу в страны третьего мира.
Если говорить грубо, то дипломатическое сообщество РФ, работающее за рубежом, разделено на касты. Первая — проживает в благополучных государствах мира и заливается шампанским на бесконечных приемах и фуршетах, вторая — сидит в небольших помещениях в Богом забытых странах и не имеет возможности даже выйти за пределы дворика дипмиссии из-за комендантского часа.
Вышеуказанные проблемы объективно подрывают возможности российской дипломатии. Исключением является, пожалуй, только США. По понятным причинам американскому направлению уделяется первостепенное внимание. В посольстве Соединенных Штатов трудится легальная и нелегальная разведывательная резидентура. Российское государство не может позволить себе отправить за океан неквалифицированные кадры.
Вашингтон прекрасно понимает, какую роль играют для Москвы дипмиссии на его территории. Неслучайно, в 2016-2017 годы американские власти приняли ряд жестких мер по сокращению численности персонала представительств РФ. Часть сотрудников, в числе которых были разведчики, американцы отправили домой. Также российских дипломатов лишили некоторых зданий и привилегий, связанных с пребыванием в США. Симметричные меры в адрес заокеанских дипломатов были приняты и в РФ.
За свою четвертьвековую историю российская дипломатия добилась противоречивых результатов. Самый провальный период для дипломатии был в первой половине 1990-х годов. У руля МИД РФ стоял Андрей Козырев, прославившийся своей ярой евроатлантической ориентацией. Положительные перемены стали происходить с приходом в министерство Евгения Примакова (1996 -1998).
Коренный поворот во внешней политике Москвы произошел после вторжения НАТО в Югославию (1999). Руководство РФ наконец-то осознало к чему в итоге приведет заигрывание с Западом. В 1998-2004 годы главой дипведомства являлся дипломат с более чем 30 летним стажем Игорь Иванов. Последние 14 лет МИД руководит бывший представитель РФ при ООН Сергей Лавров, один из самых авторитетных госдеятелей России.
За министров иностранных дел Российской империи, СССР и РФ практически никогда не было стыдно. В подавляющем большинстве это были высокообразованные кадры, отличавшиеся находчивостью, изобретательностью и непреклонной волей.
Во времена империи глава МИД был вторым лицом после государя. В советский период значение министра иностранных дел также было чрезвычайно велико. На МИД СССР была возложена сложнейшая обязанность — спутывать карты американцам, не допуская при этом войны. В современную эпоху роль МИД в системе госуправления заметно уменьшилась. Это вызвано снижением влияния Москвы на мировые процессы и отсутствием угрозы Третьей мировой войны, которая существовала до конца 1980-х годов.
Последние годы значение министерства иностранных дел неуклонно растет. В 2013 году благодаря дипломатам было заключено соглашение о химическом разоружении Сирии, которое спасло республику от американской интервенции. С 2014 года в связи с резким ухудшением отношений с Западом работа дипломатов РФ стала больше напоминать службу в период холодной войны.
Чем влиятельнее становится Россия, тем больше задач появляется у дипломатии. Поэтому в этот день «Русская Планета» желает дипломатическим кадрам РФ обилия плодотворной работы в интересах нашей Родины.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости