Черкесы отмечают День памяти и скорби
Во время мероприятий в день памяти окончания Кавказской войны, 21 мая в Сочи. Фото: yuga.ru 

Во время мероприятий в день памяти окончания Кавказской войны, 21 мая в Сочи. Фото: yuga.ru 

Почему важно не превращать памятную дату в политическое мероприятие с абсурдными требованиями

Май богат на памятные даты. В день окончания Кавказской войны, 21 мая, черкесы (адыги) России и диаспоры отмечают День памяти и скорби. По итогам войны значительная часть не смирившихся с разгромом адыгов выселилась в Турцию. Переселение и адаптация на новом месте в силу исторических обстоятельств сопровождались массовыми жертвами. Спустя почти полтора столетия несколько радикальных черкесских общественников, следуя подсказкам из-за рубежа, решили поставить вопрос о так называемом «геноциде черкесов». При этом ответственность за него почему-то попытались возложить на Россию, хотя тогдашние российские власти как раз предостерегали черкесов от поспешных решений. Да и сам термин «геноцид» появился лишь практически через столетие.

Обо всем этом написаны сотни томов. Мировая историческая наука подробно описала события тех далеких лет, оставив эмоциональные оценки экзальтированным политиканам. Жизнь также ясно показала, что «черкесский вопрос» в такой постановке не является не только основополагающим, но и сколько-нибудь значимым для большинства черкесов Российской Федерации и Ближнего Востока.

Все это так бы и осталось бы достоянием ученых, если бы не зимняя Олимпиада-2014, в преддверии которой за «черкесский вопрос» ухватились Грузия и стоящие за ней американские разведывательные структуры, прежде всего Jamestown Foundation. Интересовали их вовсе не черкесы, а срыв спортивного мероприятия под лозунгом «лишь бы насолить России». 2010–2013 годы стали звездным часом черкесской проблематики в радикальной ее ипостаси. Мощное финансирование из-за рубежа позволило на короткое время сделать ее вопросом чуть ли не федеральной повестки дня. Грузинский парламент даже признал «геноцид черкесов», доказав тем самым, что российско-грузинские отношения для официального Тбилиси ничего не стоят.

К сожалению, российское экспертное сообщество внесло определенный вклад в нездоровую популяризацию так называемого «черкесского вопроса». Состоялось множество конференций и круглых столов, участники которых волей-неволей привлекали к этой тематике повышенное внимание. Однако искусственная политизированность сослужила ей дурную службу. Правоохранительные органы умерили пыл наиболее ретивых радикалов-общественников (причем обошлись даже без силовых действий). Уже к середине предолимпийского года мыльный пузырь «черкесской проблематики», как и положено, лопнул. Олимпиада, как и круглая дата, 150-летие со дня окончания Кавказской войны, отмечавшаяся в прошлом году, прошли без всяких эксцессов.

Сейчас беспредметные разговоры о «геноциде черкесов» продолжают разве что единичные (и, как правило, анонимные) блогеры в соцсетях. Наиболее радикальные черкесские лидеры, не скрывавшие своих связей с Грузией,  прекратили активную деятельность. Последними акциями, привлекшими к «черкесскому вопросу» хоть какое-то внимание, стали прошлогодние июньское и ноябрьское обращения нескольких общественников к руководству Украины и Польши соответственно с просьбой признать так называемый «геноцид». Успеха это, естественно, не имело.

Большинство электронных СМИ, еще три-четыре года назад бодро раздувавших мировой пожар «черкесского вопроса», прекратили свое существование или блокированы в РФ. Не только масштабных, но вообще никаких протестов со стороны черкесской общественности по этому поводу не наблюдается.

Конструктивно настроенное новое поколение черкесской молодежи призывает не спекулировать историей и памятью предков, а «обратить свой ум, деньги и старания на развитие благосостояния, образования и культуры нашего народа, экономики и инфраструктуры». «Что принесет нашему народу постоянное перечисление старых обид и трагедий? — задается риторическим вопросом в своем блоге адыгейка Зуля Астемирова. — Мы должны достойно принять уроки прошлого и строить свое будущее и будущее нашего народа. Нам есть, кого и что вспомнить, но наши предки не были жертвами, они были героями. Мне унизительно требовать, чтобы меня признали жертвой!»

Практически о том же пишет и автор блога «Тагир Горец». «Требования и призывы признать "геноцид", которые мы слышим из-за рубежа и от доморощенных активистов, — это попытки навязать свое видение ситуации полуторавековой давности нашему народу, — считает молодой человек. — <…> Постоянная актуализация этого вопроса происходит отнюдь не в интересах адыгского народа, ему вновь уготована участь полуторавекой давности — расплатиться по чужим счетам. Я не хочу, чтобы я и мои соплеменники были пешкой для политиков».

По мнению блогера, «интерпретация событий полуторавековой давности как "геноцид" и внедрение этого мифа (да-да, именно мифа, так как и вы, и я сидим перед монитором компьютера) в сознание людей» несет «отнюдь не процветание для нашего народа, а дестабилизацию обстановки, рост националистических и ксенофобских настроений». Предлагая «развивать инфраструктуру, экономику, язык, культуру нашего народа... достичь не декларируемого, а реального единства адыгского мира», автор блога призывает соплеменников «не поддаваться эмоциям, принимать взвешенные и разумные решения, которые в интересах всех черкесов, а не заокеанских политиков и наших ангажированных и недальновидных общественных активистов». «Ведь именно они обольстили и увлекли часть адыгов за море, обрекли на страдания, а теперь пытаются обмануть вновь, посеяв ненависть и раздор в наших сердцах, умах и землях», — констатирует он.

«Войны и трагедии далекого прошлого — урок современному поколению людей, — пишет в своем обращении по поводу трагической исторической даты председатель майкопской общественной организации "Адыгэ Хасэ — Черкесский Совет" Заурбий Чундышко. — Мы призываем к миру и солидарности! Мы осуждаем геноцид, депортацию и войны! В день 151-й годовщины окончания Русско-Кавказской войны мы Помним и Скорбим о Защитниках Черкесии». 

Помнить трагедию предков и не допускать использования своего народа в чуждых интересах — что может быть разумнее такого призыва? Поэтому эту дату отметят на Кавказе не политическими акциями с абсурдными требованиями, а шествиями и маршами памяти, концертами-реквиемами, зажжением свечей и запуском небесных фонариков. 

Должен ли министр сидеть в тюрьме? Далее в рубрике Должен ли министр сидеть в тюрьме?Российские министры должны нести уголовную ответственность за принятия преступных решений Читайте в рубрике «Власть» Трамп наш президент?Новый американский глава сулит немало сюрпризов для России Трамп наш президент?

Комментарии

21 мая 2015, 21:24
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
23 мая 2015, 16:42
Текст был удален модератором, так как нарушает правила комментирования
25 мая 2015, 17:54
Я так понимаю, что вот о Вас-то эта статья и написана...
25 мая 2015, 17:58
Очень достойно пишут ребята - адыги. Нет, правда, ещё мои прадеды (не так уж давно это было) застали те времена, когда в Калмыкии басмачи резали русских целыми сёлами, а трупы сбрасывали в колодцы. И что теперь? Пойдём их тоже резать? Так эти-то хоть недавно относительно безобразничали. А вот в Татарии отдельно взятые личности всё про взятие Казани вспоминают, никак не могут успокоиться, хотя тут не 80 и даже не 150 лет прошло, а все 500...

Помнить - надо, да. Но "стричь политические купоны" - нет.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»