Белорусская армия может захватить Прибалтику за пару дней
Белорусская армия может захватить Прибалтику за пару дней

Александр Храмчихин анализирует вооруженные силы западных соседей России

В настоящий момент Вооруженные силы России (ВС) в реальности несколько лучше, чем их репутация в обществе. В последние пять лет улучшилась внутренняя ситуация в ВС, значительно возросла интенсивность боевой подготовки, включая ставшие регулярными учения стратегического уровня. Началось хоть какое-то перевооружение, пусть хаотичное и бессистемное, но лучше такое, чем никакого.

Основные проблемы наших ВС сейчас лежат за пределами самих ВС. Во-первых, это отсутствие у государственного руководства стратегии их развития. Во-вторых, это деградация науки, образования и промышленности. Все эти факторы ударят по нам неизбежно и очень сильно в средне- и долгосрочной перспективе. Однако на данный момент ВС РФ относительно адекватны геополитической ситуации (кроме ВВО и ТОФ, но прямо завтра там война еще не начнется).

При этом нельзя забывать, что все познается в сравнении. На постсоветском пространстве одновременно с российской появились еще 14 армий (ВС непризнанных государств не будем здесь обсуждать, ибо это очень специфическая тема). По прошествии двух десятилетий можно сделать вывод, что ВС РФ — лучшие в бывшем СССР. Дело не в том, что они самые большие (это естественно) и что они имеют ядерное оружие (оно все равно неприменимо в подавляющем большинстве мыслимых войн и конфликтов). Дело в том, что они самые боеспособные. А вот этого нам никто не гарантировал. Более того, в 1990-е и почти все 2000-е сказать так было нельзя, мы не были лучшими. Однако наши бывшие соотечественники упустили гораздо больше шансов, чем мы сами.

Виртуальные армии Балтии

Страны Балтии не признали себя в 1991 году правопреемниками СССР и, соответственно, свои ВС — наследниками советской армии. Разумеется, по своим размерам их армии никак не могли быть сравнимы с армиями славянских и даже закавказских стран СНГ. Тем не менее они могли бы быть весьма боеспособными и сильными подобно, например, ВС Финляндии или Швеции.

На сегодняшний день Литва, Латвия и Эстония уже почти 10 лет являются членами НАТО, но их ВС до сих пор представляют собой нечто полувиртуальное. Ни у кого из них нет танков, БМП, САУ, РСЗО, боевых самолетов и вертолетов, ЗРК (кроме небольшого количества переносных), подлодок, кораблей и катеров с хоть какими-нибудь ракетами. Все три армии — свалки старых БТР и буксируемых орудий и минометов, причем в весьма незначительных количествах.

Как бы сильнее других сегодня Литва. Ее сухопутные войска включают мотопехотную бригаду с хорошим названием «Железный волк» и инженерный батальон. На вооружении — немногим более двухсот БТР (в основном американских «коробок» М-113), около двухсот старых орудий и минометов, восемнадцать ПТРК «Джавелин», восемь ПЗРК «Стингер». Впрочем, в ВВС есть еще двадцать один шведский ПЗРК RBS-70. Имеется два учебных самолета L-39ZA и шесть легких и средних транспортных самолетов. В ВМС — восемь патрульных кораблей, катеров и тральщиков.

ВС Латвии состоят из одной пехотной бригады и нескольких отдельных батальонов сухопутных войск, имеющих на вооружении до восьмидесяти орудий и минометов, двенадцать израильских ПТРК «Спайк», двадцать четыре ПЗРК RBS-70, двадцать  две зенитные пушки. Впрочем, есть у латышей и три танка — полувековых ветеранов Т-55. Считать их ударной силой не получается, поэтому они используются в учебных целях. В ВВС — пять легких транспортных самолетов (четыре Ан-2 и один L-410) и шесть транспортных вертолетов. В ВМС — около двадцати патрульных кораблей, катеров и тральщиков.

ВС Эстонии — опять же, одна пехотная бригада и несколько отдельных батальонов, девяносто шесть БТР, около трехсот тридцати орудий и минометов, двадцать пять ПЗРК «Мистраль». В ВВС — два Ан-2 и четыре легких вертолета, в ВМС — три старых английских тральщика, используемых как патрульные корабли.

М-113. Фото: Fort Riley Public Affairs Office April Blackmon / AP

М-113. Фото: Fort Riley Public Affairs Office April Blackmon / AP

Из всего перечисленного немногочисленного вооружения относительно современными являются лишь ПТРК и ПЗРК, но их слишком мало, а у ПЗРК к тому же слишком малы высота и дальность стрельбы. Вся остальная техника стран Балтии — откровенный металлолом, который был подарен им странами НАТО, а также Финляндией и Швецией потому, что подарить дешевле, чем утилизировать. О развитии Балтией собственного ВПК нет и речи.

Уровень боевой подготовки всех балтийских армий примерно такой же, как и у других европейских членов НАТО, то есть их бойцы не страдают склонностью к героизму и самопожертвованию. Против ВС России (даже если иметь в виду только группировку Западного военного округа мирного времени) их можно считать несуществующими. Будет ли НАТО в случае чего защищать этих трех своих достойнейших членов — вопрос исключительно интересный. В Вильнюсе, Риге и Таллине в этом с некоторых пор сильно сомневаются. И, надо сказать, имеют для этих сомнений определенные основания (очень показательно, что в странах Балтии так и не появилось ни одной «базы НАТО», хотя руководители этих стран их активно приглашают). Видимо, нахождение внутри НАТО быстрее избавляет от иллюзий в отношении альянса, чем наблюдение за ним со стороны. Что интересно, эти сомнения отнюдь не побуждают руководство балтийских стран что-то всерьез сделать для укрепления своих ВС. Уровень жизни в этих странах не очень высок, поэтому их правительства не готовы понижать его еще сильнее ради укрепления обороноспособности.

Сомнительная армия Молдавии

Типологически очень близка к балтийским ВС еще одна постсоветская армия — молдавская. Она тоже почти виртуальна. Правда, пехотных бригад у Молдавии целых три, да еще одна артиллерийская и даже батальон спецназа. Но на вооружении — лишь немногим более двухсот БМД и БТР и около ста пятидесяти артсистем (включая, впрочем, одиннадцать РСЗО «Ураган»). Есть также сто двадцать ПТРК и до сорока зенитных орудий. От боевой авиации в лице тридцати четырех истребителей МиГ-29 Молдавия отказалась сама, распродав почти все эти машины в Румынию, Йемен и США. Сегодня лишь три МиГ-29 остаются в Молдавии на хранении, Кишинев надеется и их куда-нибудь продать. Имеется шесть незаменимых «кукурузников» Ан-2, да еще один Ан-26, а также четыре вертолета Ми-8. Наземная ПВО состоит из одного полка (12 ПУ) ЗРК С-125, его боеспособность крайне сомнительна. На закупки новой техники у Молдавии нет денег, о развитии собственного ВПК вообще странно говорить. Некоторую помощь Кишиневу оказывает Бухарест. Румыния формально имеет достаточно мощный ВПК, но его продукция, объективно говоря, не очень нужна даже собственным ВС из-за невысоких ТТХ.

Белорусская армия самая боеспособная

Разумеется, таким маленьким странам, как Молдавия, Латвия, Литва и Эстония, иметь большие ВС не по силам. Но и столь ничтожными им быть необязательно. Однако именно эти четыре страны наряду с Черногорией имеют самые слабые армии в Европе (не считая, естественно, карликовых государств, у которых вообще нет армий). Причем нет никаких оснований ожидать, что данная ситуация будет меняться в лучшую для этих стран сторону.

Полной противоположностью указанной четверке до последнего времени была Белоруссия. На протяжении почти всего постсоветского периода именно ее армия была лучшей на территории бывшего СССР — относительно небольшая, но очень мощная, с отличным уровнем боевой и морально-психологической подготовки, очень популярная в обществе. Белоруссии повезло в том смысле, что ее ВС стал бывший Белорусский ВО СА — очень высококачественное объединение второго стратегического эшелона, оснащенное большим количеством самого современного на тот момент оружия.

МиГ-29. Фото: Дмитрий Рогулин / ИТАР-ТАСС

МиГ-29. Фото: Дмитрий Рогулин / ИТАР-ТАСС

Белорусский ВПК производит разнообразную электронику (АСУ, средства связи и разведки и так далее), очень востребованную в России и ряде других стран ближнего и дальнего зарубежья. Имевшиеся в Белоруссии ремонтные предприятия покойной СА в дополнение к своим основным задачам освоили модернизацию бронетехники, артиллерии, авиации. Интересно, что Казахстан предпочел модернизировать свои Су-27 не в России (стране — производителе данного самолета), а в Белоруссии. Систему ПВО Казахстана также, видимо, будет строить Белоруссия, модернизируя его ЗРК и поставляя АСУ. Кроме того, Белоруссия освоила производство такого дефицитного в бывшем СССР класса техники, как беспилотники.

Тем не менее в последние годы тенденция начала меняться. Почти весь постсоветский период Минск очень хорошо жил на фактические дотации Москвы. Как известно, Белоруссия получала российскую нефть по внутренним ценам, перерабатывала ее на своих лучших в бывшем СССР НПЗ, а затем продукты нефтепереработки продавала в ЕС уже по мировым ценам. Доход от этой операции и обеспечил белорусское «экономическое чудо». В частности, хватало денег на хорошие ВС. После отмены Россией данной практики «чудо» закончилось. Уровень жизни в стране резко упал у всех ее жителей, в том числе у офицеров. Возникли проблемы с боевой подготовкой и, тем более, с закупками новой техники. Кое-что, впрочем, Россия поставляет по внутренним ценам, но это лишь средства наземной ПВО: ЗРС С-300ПС (уже не очень новые) и ЗРК «Тор-М2» (новейшие, но это средства ПВО малой дальности). Более того, проблемой становится содержание имеющейся техники. В 2012 году из состава ВВС страны были раньше срока выведены фронтовые бомбардировщики Су-24 (не менее трети этих самолетов уже продано в Судан) и истребители Су-27.

Сейчас в составе ВС Белоруссии — два командования (Западное и Северо-Западное), которые включают три механизированные, две мобильные (десантно-штурмовые), одну спецназа, две ракетные, пять артиллерийских, две зенитно-ракетные бригады сухопутных войск, три авиабазы, пять зенитно-ракетных и две радиотехнические бригады ВВС и ПВО. На вооружении — около ста ПУ тактических и оперативно-тактических ракет, около 1400 танков, 2100 — БМП и БТР, около 1300 артиллерийских систем, до восьмидесяти боевых самолетов (примерно поровну истребителей МиГ-29 и штурмовиков Су-25), двадцать один боевой вертолет Ми-24, более ста пятидесяти транспортных вертолетов. Несмотря на вышеописанные проблемы, этого более чем достаточно для обеспечения обороноспособности страны. ВС Белоруссии могут за пару суток захватить страны Балтии (даже без российской помощи), они сильнее Войска Польского, которое сегодня, как это не удивительно кому-то покажется, становится самой сильной армией в НАТО (естественно, после ВС США и Турции и без учета ядерных арсеналов Великобритании и Франции). Вполне по плечу белорусам Бундесвер, а про все остальные европейские армии и говорить нечего.

Наметившийся дефицит боевых самолетов в ВВС Белоруссии будет компенсирован размещением в стране российской авиабазы, на которой, скорее всего, будут дислоцированы новейшие Су-30М2. Насколько это на самом деле нравится белорусскому президенту — сказать сложно. Но таковы нынешние реалии. Российские ВС догнали своих белорусских коллег по качеству, заведомо обходя их по количеству. При этом у единственного потенциального противника Белоруссии (по чисто географическим причинам это только НАТО) с каждым годом становится все больше проблем и с количеством, и с качеством. Поэтому, в обозримом будущем, несмотря на растущие проблемы, ВС Белоруссии можно будет считать вполне успешными и адекватными геополитической ситуации.

Автор — заместитель директора Института политического и военного анализа.

Комментарии

28 октября 2013, 09:27
Самый верный способ избежать войны и жертв - не создавать армию. Как сдавали страны гитлеру,так же и сдадут еще кому то,понимая что все это временно,зачем жертвовать кучей народа,что бы все равно проиграть. Маленькие народы трепетно относятся к своей демографии.
28 октября 2013, 15:20
Полностью согласен, если речь идет от микро-государствах типа прибалтийских. К чем деньги тратить? Нужно правильной дипломатией заниматься.

Я кстати недавно был в Эстонии, люди воют и в Россию хотят. Безработица, неустроенность, униженный статус европейских прихлебателей.....
29 октября 2013, 11:29
Ну не скажите. Например КНДР всего лишь в два раза больше той же Литвы, но армия у них ого-го. Если захотят, могут затоптать очень многих.
29 октября 2013, 11:41
На месте Северной Кореи уже давно следовало бы присоединиться к Китаю и жить полноценной жизнью!!!
10 декабря 2013, 03:44
Население КНДР более 24,4 млн.человек, а население Литвы - 3 млн. человек. Экономика в КНДР государственная, планово-командного типа, соответственно весь прибавочный продукт и его распределение в руках государства (куда нужнее - туда и направляю). Армия призывная, соответственно менее затратная - значит и возможностей и ресурсов создать "нормальные" ВС у Сев.Кореи значительно больше, чем у Литвы.
28 октября 2013, 11:04
Хочешь мира - готовься к войне, читайте Наполеона, Забар...
28 октября 2013, 12:02
Наполеон уже повоевал со своими принципами, плохо кончил.. прав первый комментатор...
................................а статья провокационная, извините, особенно заголовок, так нельзя(
28 октября 2013, 14:12
А господину Храмчихину, судя по его материалам (кстати, всегда читаю, весьма интересная аналитика) главное - лбами кого-нибудь сшибить... Агент третьей мировой войны....
28 октября 2013, 16:02
Вы еще скажите, Храмчихин денег у Батьки взял за пиар ВС Белоруссии)))))
28 октября 2013, 17:50
Наполеон плохо кончил, стоит заметить...))
28 октября 2013, 11:29
Да уж, у нас наверное дагестанские бандформирования лучше вооружены, чем армии прибалтов.
28 октября 2013, 17:41
чем вооружены? Ведрами с гвоздями и тротиловыми шашками?
28 октября 2013, 17:48
До тех пор пока "официальное правительство и дагестанские подразделения российских ВС не перешли на их сторону..!
p.s. не дай бог, конечно...
29 октября 2013, 10:22
Может и так, но только они этими ведрами довольно успешно дают прикурить местным силовикам. Постоянно как заваруха, то какой-нибудь схрон вооружения находится. И там тебе и базуки, и автоматы и пзрк.
29 октября 2013, 11:44
Оружия у них что грязи - поставки идут непрерывно...! Так что я бы на вашем месте не стал бы утрировать....
28 октября 2013, 13:19
почему ничего не сказано об Азербайджанских, Казахстанских, Грузинских и Украинских ВС?
28 октября 2013, 15:21
почему, в предыдущих материалах автора все есть, здесь то речь идет о северо-западном направлении!!
28 октября 2013, 17:47
Это уже отдельная история, надо рассматривать более подробно, проблем масса.
16 ноября 2013, 18:48
Есть. И главное на этом же сайте. Включите поиск по этому сайту
28 октября 2013, 14:04
Пламенный привет наследникам братской 103-ей (Витебской) гвардейской дивизии Воздушно-десантных войск! Никто, кроме нас!
29 октября 2013, 08:52
Белорусы молодцы,сохранили наследие и улучшили его,чего не скажешь о российских войсках.
28 октября 2013, 14:10
Смотрика а неплохо НАТО нашпиговали своей техникой прибалтов.

Образцы конечно не самые новые, тем не менее, в случае конфликта в северо-восточной части Европы жахнуть они могут.....
28 октября 2013, 17:41
Прибалты как воины могут и отжечь, вспомните латышских стрелков...
06 ноября 2013, 16:58

28 октября 2013, 17:45
"Основные проблемы наших ВС сейчас лежат за пределами самих ВС. Во-первых, это отсутствие у государственного руководства стратегии их развития. Во-вторых, это деградация науки, образования и промышленности..."
Хочу заметить, что деградация нашей армии, науки, образования и промышленности прямо пропорциональна "реформам", проводимым и продолжаемым постсоветским руководством в данных сферах!!!
28 октября 2013, 21:06
Если вы имеете ввиду старость наших политиков,вы правы. Действительно жулики не хотят отдавать власть,а народ не может на них найти управы,потому что принцыпиальных людей в правоохранительных органах уже не осталось. А среди политиков свои войны и если есть там честные,то народ все равно им не верит,потому что привыкли всех под одну гребенку ровнять.
04 ноября 2013, 22:04
Храмчихин,когда вы научитесь пользоваться головным мозгом?Чтобы развалить этот хрупкий мир,достаточно десяток таких мастодонтов как вы.АНАЛизатор хренов! Вы что не видите как поднимается Ближний Восток против нашей неорганизованной белозадой братии? А вы ещё предлагаете устроить бойню внутри? В пожарном порядке нужно сгонять до кучи армии Европы и А мерики,обьединять их с российскими Вооружёнными силами и начинать сколачивать совместную систему безопастности на уровне министерств обороны и вооружённых сил всех цивилизованных стран.А то следующую годовщину победы над фашизмом будете праздновать в египетском коцлагере.
13 ноября 2013, 20:12
... Белоруссии повезло в том смысле, что ее ВС стал бывший Белорусский ВО СА---
Это вторично, а главное в том, что им повезло с Президентом. Будь у нас такой, мы б сегодня и в ус не дули.
16 ноября 2013, 12:54
Правильно ,а Путину не тот народ достался!Все русские видят Батьку президентом России!
16 ноября 2013, 18:50
НА ВСЕ СТО % СОГЛАСЕН!!!!
25 декабря 2013, 19:26
Не Белоруссия, а БелАрусь! Задрали уже, пишите грамотно! И нам виднее, как наша страна называется! Я свою страну люблю, надо будет ее защищать - буду защищать, без разницы с искандерами или с простой лопатой, но защищать буду.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»