Деньги на рельсы
Специальный поезд РЖД с Олимпийским огнем на железнодорожном вокзале во Владивостоке. Фото: Виталий Аньков / Риа Новости

Специальный поезд РЖД с Олимпийским огнем на железнодорожном вокзале во Владивостоке. Фото: Виталий Аньков / Риа Новости

В РЖД проведут аудиторскую проверку инвестиционных программ стоимостью 1,2 трлн рублей

На заседании правительства в четверг, 14 ноября, был окончательно утвержден финансовый план и инвестпрограмма РЖД на период 2014—2016 годов. Объемы инвестиций составят 1,2 трлн рублей, хотя в предыдущие годы планировалось потратить еще больше. Одновременно с утверждением этого плана премьер Дмитрий Медведев поручил до 1 июня 2014 года провести аудиторскую проверку инвестиционных программ госкомпании.

По инвестпрограмме РЖД в следующем году потратят 395,6 млрд рублей, в 2015 году — 415,2 млрд, в 2016-м — 438,4 млрд рублей. На программы, которые РЖД выполняет по поручению правительства, предназначены 418 млрд рублей, остальные средства уйдут на развитие инфраструктуры, обновление подвижного состава, обеспечение безопасности и «прочие проекты».

В этом году на инвестпрограмму РЖД потратит 439,5 млрд рублей. Только поручения правительства РФ обойдутся в 50 млрд рублей. На эти деньги была подготовлена инфраструктура для проведения Универсиады, построена совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», модернизирована линия Туапсе — Адлер, и в целом подготовлена инфраструктура к Олимпиаде в Сочи.

Но больше всего было потрачено на снятие инфраструктурных ограничений (расширение и реконструкция дорог) — 157 млрд рублей. Компания РЖД отчитывается о проведении комплексной реконструкции участка Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива, развитии участка Тобольск — Сургут, реконструкции участка Карымская — Забайкальск и других проектов.

В ближайшие годы, как заявил Медведев на заседании правительства, около 60 % инвестиционных ресурсов компании направят на реконструкцию инфраструктуры преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке. Это позволит увеличить общий грузопоток по дальневосточному направлению более чем на 50 млн тонн ежегодно к 2018 году.

Эксперты говорят, что в РЖД много темных пятен: непонятно, как там все устроено, возникают вопросы к отчетности, логистике и ценообразованию. Именно поэтому аудиторская проверка, считают собеседники «Русской планеты», — это давно назревшая мера.

«Я считаю, что в проведении аудиторской проверки нет ничего страшного. Более того, давно пора было ее провести. Многие фирмы специально заказывают аудиторские проверки, чтобы провести оптимизацию расходов. И в случае с РЖД не стоит думать, что аудит — это негатив. Это вполне нормальные процессы», — сказал «Русской планете» член комитета Госдумы РФ по транспорту Андрей Колесник.

Со своим коллегой по комитету соглашается депутат от партии «Справедливая Россия» Олег Нилов и добавляет, что в Госдуме вопросы проведения аудита пока не обсуждались, хотя и стоило бы. «В РЖД постоянно появляются какие-то важные, громкие и затратные инициативы. Естественно, что они нуждаются в обсуждении, одобрении или поправках, — говорит Нилов. — Строительство железнодорожных путей, отказ от плацкартных вагонов или электричек — все эти изменения монополии очень важные и не должны происходить без обсуждения в правительстве. Развитие дорог и повышение качества перевозок — это важно. Но дьявол кроется в деталях, как мы знаем. Поэтому еще нужно понять, за чей счет будут реализовываться все эти инициативы. Понятно, что железная дорога в России — это не то же самое, что железная дорога в Европе, например. Здесь не обойтись без поддержки государства. То есть РЖД нужно искать поддержки в бюджете, а не за счет повышения тарифов, не за счет потребителя».

По мнению Нилова, если искоренить коррупцию, то сразу найдутся деньги на поддержание железнодорожной отрасли.

«Речь не о том, что здесь выявят какие-то серьезные нарушения. Ну проведут они этот аудит, и что?

Здесь вопрос еще и в том, кто будет его проводить. У РЖД все уже прикормлены. Если пойдет речь об аудиторах из Счетной палаты, то здесь совсем все понятно. Я считаю, что в данном случае нужна определенная политическая воля. Пугать РЖД аудитом бессмысленно. Этим можно напугать руководителя какого-нибудь ФГУП из Биробиджана, у которого нет возможности договориться с аудиторами», — говорит генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

Эксперт считает, что в монополии вообще не очень грамотно выстроена стратегия развития.

«Дело в том, что РЖД делает ставку не на то, на что стоило бы ее делать. Я не говорю о том, что не нужно развивать Транссиб или БАМ: они просто стратегически делают это неправильно. Грубо говоря, нужно развивать рельсы и станции. За последние восемь лет РЖД потратила 100 млрд долларов на развитие, но мы видим, что ничего особо не изменилось. Да, есть какие-то сочинские проекты, развязки, но все это бессмысленно. Нет ничего, чем можно было бы похвалиться и сказать: "Вот, ребята, что мы сделали на эти деньги", — продолжает Алексей Безбородов. — Не развивается ни диспетчеризация, ни локомотивный парк, ни сами железнодорожные пути. Как-то все по-советски происходит, все деньги уходят в песок.

Мы видим отчеты и массу презентаций проектов, но они даже там путают цифры, причем не десятые доли, а порядок цифр. О чем тут можно дальше говорить?»

Опрошенные «Русской планетой» эксперты выразили единодушие в том, что в сложившейся ситуации нужен глубокий и качественный анализ, некая переоценка ценностей и последующий выбор правильного курса развития. Во многом это как раз и будет зависеть от того, насколько тщательно и качественно будет проведен аудит.

«Помимо прочего, здесь стоит задаваться вопросом, насколько глубоко будут аудировать, а также насколько технически грамотные люди будут этим заниматься. Если нет должных технических знаний, то и качественный аудит провести будет сложно. Необходимо обращать внимание на соотношение параметров инвестиционных проектов с объемами гарантированных программ. Проще говоря, нужно смотреть, насколько синхронизированы инвестиционные программы РЖД с другими отраслями. Если в программе прописано создание высокопропускных железных дорог, то это должно синхронизироваться с производством соответствующих составов», — рассуждает руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта Владимир Савчук.

В пресс-службе РЖД «Русской планете» заявили: «Пока мы не готовы делать какие-либо прогнозы. Единственное, что мы можем сказать, так это то, что готовы выполнять поручения правительства».

Комментарии

19 ноября 2013, 08:24
Очередной этап троллинга старика Якунина. Недолго уже ему осталось глухарей-то поедать в шубохранилище своем, пора бы и честь знать. А то привык бабло миллиардами из бюджета сосать, всю структуру РЖД под себя подмял и непонятно вообще, кто там чем дышит. Однако, что сынки его на этом очень неплохо поднялись - это факт. Да и оффшоры полнятся)
19 ноября 2013, 08:36
ЮВЖД,РЖД,всегда заботилась о своих работниках с помощью премирования к зарплатам,оплаты съемных квартир и постройка целых районов хорошего и бесплатного жилья для своих работников. История железной дороги знает поистине человеческое отношение начальства к своим подчиненным. А если посмотреть на протяженность ЖД путей по стране можно предположить какие огромные средства вкладываются в поддержание работоспособности оных.
19 ноября 2013, 09:08
Якунин, перелогинься) Работники РЖД мониторы заплюют
19 ноября 2013, 15:46
По всей видимости вы имеете ввиду каких-то конкретных работников РЖД, из особо приближенных? ))
19 ноября 2013, 09:28
Учитывая, что у Медведева большие планы на собственное кураторство железных дорог, этот аудит может оказаться последним для Якунина, премьер явно под него копает..... видать и правда Дворкович РЖД возглавит следующим летом
19 ноября 2013, 15:48
Работа в Правительстве и место у власти как стартовая площадка в Большой Бизнес? )
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»