Новости – Политика
Политика
Южная Осетия как объект политического торга
Владислав Сурков. Фото: Артур Лебедев / ИТАР-ТАСС
Вопрос о присоединении Южной Осетии к России не поднимался в ходе визита Владислава Суркова в республику. Эксперты считают, что Россия сделала выбор в сторону налаживая отношений с Грузией
25 июня, 2014 02:06
7 мин
Помощник президента России Владислав Сурков, курирующий социально-экономическое развитие Южной Осетии, считает идею о присоединении республики к России не проработанной и не согласованной с Москвой. Накануне он встречался с новым составом парламента самопровозглашенной республики и провел переговоры за закрытыми дверями с главой Южной Осетии Леонидом Тибиловым — бывшим сотрудником КГБ СССР и сопредседателем комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Во время предвыборной президентской кампании в 2012 году Тибилов выступал с лозунгом за вступление республики в состав России, но на встрече этот вопрос не обсуждался.
В ходе визита в Южную Осетию Сурков планировал встретиться с новым спикером парламента Анатолием Бибиловым, который ранее был главой управления МЧС России по Северной Осетии. На прошедших в начале июня парламентских выборах победила его партия «Единая Осетия», избирательная кампания которой была построена на обещании начать процесс воссоединения с Россией. Партия также приветствовала законодательную инициативу «Справедливой России» об упрощении порядка принятия в состав России части иностранного государства в качестве нового субъекта.
При этом в январе 2014 года Тибилов отказал в требовании «Единой Осетии» о проведении референдума, назвав эту инициативу пиар-акцией партии в преддверии выборов в парламент.
После своего избрания на пост спикера парламента 23 июня Бибилов сообщил ИТАР-ТАСС, что республиканские законодатели вынесут на референдум вопрос о вхождении в состав России. «Вопрос будет выноситься на референдум, но заниматься этим должен уже полностью сформированный, консолидированный, рабочий парламент», — сказал он, добавив, что уже избраны три заместителя главы парламента, а также начата работа по формированию комитетов и постоянных комиссий.
«Идея о немедленном вступлении Южной Осетии в состав России — не более чем политическая спекуляция партии "Единая Осетия", которая взяла большинство в парламенте. Вся предвыборная кампания недавно избранного спикером Анатолия Бибилова строилась на обещании интеграции с Россией», — прокомментировал «Русской планете» директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. Победившая партия ссылается на опыт Северной Осетии, где за последние несколько лет значительно поднялся уровень жизни. «Люди устали от неопределенности, но их стремление к интеграции талантливо оседлали осетинские политики», — считает Мартынов.
По его словам, в немедленном вступлении республики в состав России нет необходимости. Южная Осетия сейчас представляет собой признанное независимое государство, которое получает такие преференции, как если бы она являлась субъектом России, и в то же время избавлена от необходимости платить налоги. Ее суверенитет поддерживается присутствием российских войск, а бюджет на 80% спонсируется Москвой. Между двумя странами налажены обширные межведомственные контакты. Единственное, что отделяет Россию и Южную Осетию — таможенный контроль. «Скажите, чем Осетия отличается от субъекта России? В стране поднят российский флаг, большинство граждан имеют российские паспорта, граница открыта», — поясняет Мартынов.
Анатолий Бибилов. Фото: Митя Алешковский / ИТАР-ТАСС
Анатолий Бибилов. Фото: Митя Алешковский / ИТАР-ТАСС
Еще в середине января 2014 года Бибилов говорил о заинтересованности Грузии в установлении контроля над республикой. «Это прописано и в концепции национальной безопасности этой страны, это звучит в заявлении каждого грузинского политика. Грузия отказывается подписать документ о неприменении силы, некоторые политики нового руководства Грузии склонны уже оправдывать действия Саакашвили в 2008 году», — цитировал Бибилова ИТАР-ТАСС.
В свою очередь, 20 июня грузинская сторона озвучила свою позицию по поводу статуса Южной Осетии. По словам министра иностранных дел Грузии Майи Панджикидзе, для восстановления дипломатических отношений Россия должна выполнить три условия: деоккупация страны, отзыв признания независимости Абхазии и Южной Осетии и выполнение соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 года, передавало РИА «Новости».
Панджикидзе отмечала, что пока вопрос восстановления дипотношений между Россией и Грузией не обсуждался ни в одном формате диалога с Россией, во время Женевских дискуссий и встреч спецпредставителей двух стран.
Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года. В Грузии эти две республики имеют статус оккупированных территорий.
«Сейчас никаких препятствий для проведения референдума нет, ее отделение — свершившийся факт. Помешать Южной Осетии присоединиться к России могут только формальности», — сказал РП руководитель грузинского Антикризисного центра проблем безопасности Давид Пурцхванидзе. Он полагает, что заявление Суркова может быть попыткой пойти на уступки Грузии в связи с грядущим подписанием соглашения о ее ассоциации с ЕС. По мнению Пурцхванидзе, Южная Осетия сейчас представляет собой объект политического торга, и есть шанс, что отказ от немедленной интеграции республики повлечет за собой улучшение отношений с НАТО и ослабление санкций со стороны ЕС.
В свою очередь, директор исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов считает, что время для воссоединения Северной и Южной Осетии в составе России еще не пришло, а Россия еще не оправилась от присоединения Крыма. По его мнению, интеграция Южной Осетии пока не столь актуальна, поскольку даже в нынешнем положении регион получает дотации от России и имеет с ней открытые границы.
«Грузинский фактор в этом решении, конечно, присутствует. Но дело тут не в опасении, а в попытке наладить контакт», — объясняет Тарасов. В начале июля Армения планирует вступить в Таможенный союз, но пока она отделена от России Грузией и не имеет с ней прямых коммуникаций, в этом будет мало толку. Создание железной дороги, которая соединила бы Армению с Россией через Грузию и Абхазию, решило бы все проблемы, полагает эксперт.
«Несмотря на то что Грузия готовится 27 июня подписать соглашение об ассоциации с ЕС, лед во взаимоотношениях с Россией тронулся», — считает Тарасов. Баланс сил после событий на Украине сместился, стало очевидно, что она набирает влияние среди стран бывшего СССР. В той ситуации, когда между Россией и Грузией налаживаются экономические и энергетические контакты, ускоренное вхождение Южной Осетии в состав России было бы очень некстати. «Проведение парада единения на постсоветском пространстве больше не самоцель, стоит попытаться искать другие пути для интеграции», — полагает политолог.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости