«Черные дыры» для Черного моря
Подводная лодка класса «Варшавянка». Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Подводная лодка класса «Варшавянка». Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

На вооружение Черноморского флота поступят шесть дизельных подлодок класса «Варшавянка»; эксперты: сейчас у России подводного флота в регионе фактически нет

Шесть многоцелевых подлодок проекта 636 войдут в состав российского флота до конца 2016 года — они предназначены для усиления постоянной группировки кораблей в Черном море, сообщил в среду, 19 марта, главком Военно-морского флота адмирал Виктор Чирков.

«Мы планируем, что подводные лодки проекта 636 составят полноценное соединение постоянной готовности, которое позволит Черноморскому флоту решать широкий круг задач в своей операционной зоне ответственности, совместно с надводными силами и противолодочной авиацией», — приводит его слова РИА «Новости».

Подлодки проекта 636 являются последней модификацией класса «Варшавянка». Их строительство идет в Петербурге на «Адмиралтейских верфях». Одна из субмарин этой серии была спущена на воду в ноябре 2013 года и сейчас готовится к заводским испытаниям, еще две находятся в процессе изготовления. Четвертая подлодка под названием «Краснодар» была торжественно заложена 20 февраля в присутствии замглавкома ВМФ Виктора Бурсука.

Дизель-электрические подлодки проекта 636 или, по натовской классификации, Improved Kilo — основной класс неатомных подводных кораблей, производимых в России. Длина корпуса — 73,8 метра, ширина — 9,9 метра, глубина погружения — до 300 метров. Субмарина способна вместить 52 члена экипажа. Из вооружения на модифицированной «Варшавянке» стоит шесть торпедных аппаратов; в боекомплект входят 18 торпед, 24 мины и четыре ракеты.

По утверждению производителя, это настоящая «стелс»-подлодка — самая малошумная из российских аналогов: «Сливаясь с естественным шумом моря, эта субмарина может обнаружить цель на дистанции в три-четыре раза превышающей ту, на которой она сама может быть обнаружена противником. За свою сверхскрытность лодки проекта 636 получили среди специалистов НАТО название "черная дыра в океане"», — говорится на сайте «Адмиралтейских верфей».

Нынешняя серия подлодок этого типа для российского флота является четвертой по счету — ранее убедиться в эффективности «черных дыр в океане» могли исключительно зарубежные покупатели: десять субмарин проекта 636 закупил Китай, еще шесть заказал Вьетнам, две подлодки стоят на вооружении ВМС Алжира.

Среди другой продукции «Адмиралтейских верфей» получила известность подлодка «Синдуракш», изготовленная для индийских ВМС. В августе 2013 года она затонула в порту Мумбаи в результате сильнейшего взрыва на борту — все 18 членов экипажа погибли.

Состояние подводных сил Черноморского флота на сегодня оставляет желать лучшего, в его составе находится всего одна боеспособная подлодка — «Алроса», которая вступила в строй в 1990 году. В 2011 году на балансе флота находилась еще одна субмарина — построенная в 1982 году ПБ-380, но еще тогда она была не в состоянии выполнять боевые задачи. Для сравнения, сильнейший в Черном море флот Турции имеет возможность сосредоточить в регионе до 14 субмарин, рассказывал РП сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН Андрей Болдырев

По мнению эксперта в военно-морской отрасли Прохора Тебина, практически никакого подводного Черноморского флота нет. «Когда поставят шесть кораблей, то дело существенно поправится, но все равно в этой области наблюдается некоторое отставание от турок. Сами лодки — современный, проверенный, много раз отмодернизированный проект, который получил большую популярность за рубежом. Мощная, большая, хорошая, новая», — сказал он «Русской планете».

В то же время военный аналитик и журналист Павел Фельгенгауэр утверждает, что субмарины проекта 636 морально устарели. «Конечно, они устарели по сравнению с современными неядерными подлодками, выпускаемыми в Германии или Франции, даже по лицензии в Пакистане и Южной Корее. Эта подлодка дизельная, а современные лодки оснащены анаэробным двигателем — хотя они медленнее ядерных, но также могут находиться под водой до месяца и не использовать шноркель (дыхательную трубку)», — пояснил он РП. В то же время, по его словам, их проще и быстрее построить.

Пока сложно предсказать, как новые субмарины повлияют на баланс сил в Черноморском регионе, считает Фельгенгауэр. «Их можно использовать для блокировки Босфора, но только в том случае, если турки их пропустят. Все зависит от дальнейшего развития ситуации: раньше украинцы хотели торговаться и-за размещения кораблей в Севастополе, сейчас это неактуально», — заключил он.

«Наш оппозиционный коммунизм был диковинкой» Далее в рубрике «Наш оппозиционный коммунизм был диковинкой»Активный участник подпольных левых движений Александр Скобов рассказал, как боролся против буржуазного перерождения бюрократии в СССР, о первых советских профсоюзах и почему он разошелся с либералами в начале 1990-х

Комментарии

19 марта 2014, 23:18
Авиация есть. А на расстояния в пределах Черного и даже Средиземного моря наша авиация с Крыма все возьмет под контроль, подводные лодки пусть океаны бороздят
20 марта 2014, 09:10
Если подойдет американский авианосец, расклад сил однако будет не в нашу сторону. Подводные лодки здесь могут дать некоторое преимущество.
20 марта 2014, 12:57
Авианосец турки через Босфор права не имеют пропускать
20 марта 2014, 15:29
Это только пока. А если поменяется политический строй, могут и договориться
20 марта 2014, 10:11
Ну, хотя бы что-то... А вообще, дизельные подлодки - это конечно прошлый век, хотя для определенных задач и они подойдут.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»