Новости – Политика
Политика
Россия убрала второй псевдофлот из Черного моря
Военнослужащий ВМС Украины складывает государственный флаг страны после спуска во время церемонии поднятия российского флага на территории Академии военно-морских сил им. П. С. Нахимова в Севастополе. Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости
Геополитическая ситуация на Черном море после присоединения Крыма почти не изменится, но РФ все равно не обойтись без мощной военной базы в Новороссийске
2 апреля, 2014 09:10
11 мин
Под российский контроль в Крыму перешло около 200 воинских частей ВС Украины. Однако подавляющее их большинство является тыловыми, вспомогательными и обеспечивающими.
Боевых частей сухопутных войск на полуострове не было вообще. Зато имелась формально довольно сильная тактическая группа «Крым» Воздушного командования «Юг» ВВС и ПВО Украины. Это 204-я бригада тактической авиации (Бельбек; 45 истребителей МиГ-29, 4 учебных L-39), 50-й (Феодосия, Алушта; 2 дивизиона ЗРС С-300ПС), 55-й (Евпатория; 3 дивизиона ЗРК «Бук-М1»), 174-й (Севастополь; 2 дивизиона С-300ПС) зенитно-ракетные полки. При этом, как выяснилось, в 204-й бригаде способны хотя бы просто оторваться от земли всего лишь пять самолетов из 49 — четыре МиГ-29 и один L-39. Весьма плачевным является и состояние зенитно-ракетной техники. Вся она произведена еще в советское время, при этом обслуживалась, мягко говоря, не лучшим образом.
России почти целиком достались ВМС Украины. Это подводная лодка пр. 641 («Запорожье»), 2 малых противолодочных корабля (МПК) пр. 1124М («Луцк» и «Тернополь») и 1 сторожевой корабль 1124П («Винница»), 1 МПК пр. 12412 («Хмельницкий»), 2 ракетных катера (1 пр. 12411Т («Приднепровье»), 1 пр. 206МР («Прилуки»)), 3 тральщика (2 пр. 266М («Чернигов» и «Черкассы»), 1 пр. 1258 («Геническ»)), 2 десантных корабля (1 пр. 775 («Константин Ольшанский»), 1 пр. 773 («Кировоград»)).
Морская авиация имела в своем составе 5 противолодочных самолетов-амфибий Бе-12 (еще 3 на хранении), 7 транспортных самолетов (1 Ан-2, 2 Ан-26, 4 Ан-72), 8 противолодочных вертолетов (5 Ка-27ПЛ, 3 Ми-14ПЛ), 3 многоцелевых вертолета 3 Ка-29 (еще 1 на хранении), 2 спасательных вертолета (1 Ка-27ПС, 1 Ми-14ПС). Несколько единиц из них, возможно, сумели перелететь на Украину.
Береговые войска включали два батальона морской пехоты, механизированную бригаду береговой обороны и дивизион береговых противокорабельных ракет (ПКР).
1-й батальон морской пехоты (Феодосия) и 501-й батальон морской пехоты (Керчь) имели на вооружении по 40 БТР БТР-80, 8 минометов 2С12, 8 ПТРК, 8 ПЗРК «Игла».
36-я механизированная бригада (Перевальное) имела на вооружении 39 танков Т-64БВ, 75 БМП-2, по 50 БТР-70 и БТР-80, 12 САУ 2С1, по 18 буксируемых орудий Д-30 и 2А36, 24 миномета 2С12, 18 РСЗО БМ-21.
25-й дивизион береговой обороны имел на вооружении 2 пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Рубеж» (по 2 ПКР П-15).
Присмотревшись к трофеям, российское командование, видимо, впало в уныние. Практически все перечисленное представляет собой металлолом, которого у нас самих на порядок больше. При этом на вооружение теперь поступает новая техника в относительно приемлемых количествах. Поэтому почти ничего из украинских трофеев нам просто не нужно. Из всей наземной и авиационной техники относительную ценность могут представлять лишь БТР-80 и ПЗРК «Игла». Скорее всего, Россия оставит себе технику всех трех зенитно-ракетных полков. Все остальное вполне может быть возвращено Украине (включая нелетающие истребители), чтобы переложить на нее проблему утилизации всех этих «сокровищ», которые сейчас почти невозможно даже продать. Тем более ничего, кроме проблем, не создадут нам склады украинских боеприпасов, нам своих хватает.
Что касается корабельного состава ВМС, то теоретически можно оставить на вооружении корветы «Луцк» и «Тернополь», тральщики и десантные корабли. Впрочем, и без этого можно обойтись без малейшего напряжения. Подлодка, остальные два корвета (МПК) и ракетные катера не годны ни на что, кроме металлолома. В связи с этим следует напомнить, что и Черноморский флот (ЧФ) России тоже в значительной степени представляет собой сборище металлолома. Средний возраст его кораблей значительно выше, чем по ВМФ РФ в целом. Только на ЧФ до сих пор в строю находятся корабли (сторожевой и два десантных), вошедшие в строй в 1960-е годы. Соответственно, нет никакого смысла «усиливать» свой металлолом украинским.
С точки зрения базирования для РФ ничего не изменилось, просто теперь нет необходимости платить Украине за Севастополь и при этом ожидать, что еще предъявит нам Киев. Естественно, планы строительства флота никаким образом не изменятся ни в какую сторону, для этого нет оснований. Министр обороны Сергей Шойгу после поездки в Крым вновь заехал в Новороссийск и в очередной раз потребовал форсировать строительство здесь новой военно-морской базы. Что вполне естественно: для России Крым является островом, нам необходима база на материке как минимум для снабжения того же Крыма.
Корабли Черноморского флота Российской Федерации на военно-морской базе. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС
Корабли Черноморского флота Российской Федерации на военно-морской базе. Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС
Вообще, в последнее время Новороссийск даже в нынешнем «недостроенном» виде играет исключительную роль в геополитике Москвы. На протяжении более года функционирует линия Новороссийск — Тартус, по которой почти все наши большие десантные корабли (БДК) возят Асаду оружие и боеприпасы (некоторое время на этой линии работали даже БДК с ТОФ). Из Новороссийска же прибыли в Крым «вежливые люди». Поэтому в нынешних условиях значение Новороссийска как тыловой базы не то что не снижается, но существенно возрастает.
В составе ВМС Украины на данный момент остались две боевые единицы: фрегат пр. 1135П «Гетман Сагайдачный» и сторожевой катер пр. 1400М «Скадовск», имеющий на вооружении только пулеметы. Таким образом, украинский флот можно считать прекратившим свое существование. Впрочем, даже если Россия вернет Украине все корабли, находящиеся в Крыму, это практически ничего не изменит. И до начала нынешних событий реальный боевой потенциал ВМС Украины был равен нулю. Положение украинского флота ухудшилось лишь в том смысле, что он потерял удобную базу и часть судоремонтных и судостроительных мощностей.
Соответственно, сейчас Украине негде разместить флот. Впрочем, это не проблема, ведь размещать все равно нечего. Для ВМС Украины в данный момент в Николаеве строится всего один корабль — корвет пр. 58250. Он заложен в мае 2011 года и до сих пор даже не спущен на воду. Более того, до сих пор не определено даже, чем он будет вооружен. Нынешняя экономическая ситуация в стране уж точно не способствует ускорению строительства. При самом благоприятном развитии событий этот корабль может войти в строй в 2017—2018 годах. Соответственно, если опираться только на собственные силы, украинский флот не может быть воссоздан даже теоретически и даже в отдаленной перспективе.
Фрегат ВМС Украины «Гетман Сагайдачный». Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС
Фрегат ВМС Украины «Гетман Сагайдачный». Фото: Алексей Павлишак / ИТАР-ТАСС
Единственный шанс создать ВМС Украины заново — если Киеву кто-то подарит некоторое количество готовых кораблей и катеров (именно подарит, поскольку на покупку даже сильно подержанных единиц у страны нет и очень долго не будет денег). Теоретически это возможно. У стран НАТО есть широкий ассортимент старых фрегатов, идущих на списание в ближайшие годы: американские типа «Оливер Перри» (сейчас у США имеется 31 такой фрегат, еще 2 у Польши и 6 у Испании), французские типа «Д’Эстьен Д’Ор» (9 единиц), немецкие типа «Бремен» (8 единиц), итальянские типа «Маэстрале» (8 единиц), испанские типа «Дескубьерта» (4 единицы). Немцы также могут поделиться ракетными катерами типа «Гепард» (8 единиц), целый ряд европейских стран может спихнуть на Украину несколько старых тральщиков. Есть даже свободные подлодки — немецкие пр. 206 (5 единиц), итальянские типа «Сауро» (7 единиц), испанские типа «Галерна» (3 единицы).
Будет ли хоть что-то из этого подарено Киеву на самом деле — сказать сейчас крайне сложно. Только вспоминается известная шутка: «Хотите разорить слаборазвитую страну — подарите ей крейсер».
Что касается трех остальных черноморских стран (Грузия, естественно, в рассмотрение не принимается), то Болгария и Румыния мало чем отличаются от Украины в плане слабости ВС вообще и ВМС в частности. Экономическая ситуация у них тоже не очень замечательная. Вступление в НАТО десять лет назад ничуть не помешало дальнейшей деградации болгарской и румынской армий, не происходило никакого перевооружения на новую технику. Изменение ситуации возможно лишь при очень значительной внешней помощи. Вопрос в том, кто ее будет оказывать. Если украинская ситуация более или менее стабилизируется, то можно с полной уверенностью сказать, что никто.
Геополитические амбиции Анкары исключительно велики, но внутренняя ситуация в стране в данный момент совершенно не способствует их реализации.
Таким образом, если на Украине не произойдет новых больших потрясений, геополитическая ситуация на Черном море почти не изменится. Просто Россия убрала из его бассейна второй за шесть лет псевдофлот (первым был грузинский). Теперь здесь, как и во времена СССР, не шесть флотов, а четыре.
Автор — заместитель директора Института политического и военного анализа.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости