Новости – Мнения и люди
Мнения и люди
Детям нужно давать разумные ориентиры
Мнения и люди
10 февраля, 2016 14:00
12 мин
Я предпочитаю живое общение с людьми. Оно позволяет обменяться мнениями и оценками событий, происходящих в России и в мире, и, конечно, это хорошая возможность поделиться своими взглядами на жизнь, обсудить, что значит быть сильным, успешным, нужным.
Мне приходится часто встречаться не только с земляками, но и с жителями других городов и областей. Раз приглашают, значит, есть интерес. Наше общение не ограничивается фотографированием и раздачей автографов, чаще всего это диалог, очень интересный и содержательный. Вопросы по преимуществу задают острые, выстраданные, люди не просто описывают проблему, а предлагают свое видение, решение. Общаясь, можно почувствовать настроение людей, пульс жизни, получить впечатления, порой очень контрастные.
На минувшей неделе в понедельник я побывал в Сибирском кадетском корпусе, а во вторник — в СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области и Новосибирском военном институте внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. Так совпало. Хотя, если разобраться, все три места взаимосвязаны: люди там осознанно выбрали образ жизни, регламентированный повышенными требованиями. Только в одном случае это расплата за ошибки, а в двух других — выбор в пользу служения стране. Это наглядные примеры мировоззренческой проблемы взаимоотношений личности и общества, свободы и ограничений при выборе решений, влияющих на ход нашей жизни. Так сказать, прикладная диалектика.
Фото предоставлено Сибирским Кадетским Корпусом
Надо сказать, что в современной России возрождение кадетства началось именно в Новосибирске. В 1992 году в городе появился первый кадетский корпус в послереволюционной истории страны. В Сибирском кадетском корпусе дают специализированное образование и уделяют внимание не только характерным атрибутам, таким как военная форма, особое обращение к сверстникам и людям, старшим по возрасту и званию («господа кадеты», «господа офицеры», «господа воспитатели»), но и прикладным явлениям — выправка, подтянутость, наряды (воинское задание, поручаемая военнослужащему работа), караулы, строевая подготовка, полевые выходы. Мальчишки с младых ногтей окунаются в атмосферу дисциплины, целеустремленности, учатся жить и работать в коллективе, нести ответственность за успеваемость, за поведение. В корпус набирают мальчиков с 7 лет. Конечно, в столь раннем возрасте решающими оказываются настоятельные рекомендации родителей. Кандидаты уже с 6 лет проходят жесткий отбор: занимаются в подготовительных группах, сдают аттестационные тесты, проходят медицинскую комиссию. Конкурс — 6 человек на место, и это показатель того, что стать кадетом СКК престижно, но непросто. Однако желающих с каждым годом становится больше. Сегодня история корпуса «проиллюстрирована» медалями, дипломами, фотографиями каждого выпуска. Эти реликвии находятся на общем обозрении, чтобы воспитанники (да и их родители) ощущали силу традиций учебного заведения, где они получают навыки, которые пригодятся в любом случае, вне зависимости от выбора будущей профессиональной деятельности. Это путевка в достойную жизнь.
Кстати, в 1930-е в Советском Союзе был снят фильм «Путевка в жизнь». Там шла речь об опыте работы с детьми и подростками, а точнее, о перевоспитании беспризорников, малолетних преступников. Фильм рассказывал о воспитанниках, именно о воспитанниках, а не о заключенных первой Болшевской трудовой коммуны, организованной сотрудником ЧК — ОГПУ — НКВД СССР Матвеем Погребинским. Удивительно, что, по замыслу Погребинского, вчерашние преступники находились в коммуне не по принуждению, их трудовая деятельность предусматривала получение квалификации и достойную зарплату, но они несли ответственность за свои действия не перед администрацией, а перед коллективом. Опыт Погребинского был созвучен идеям известного советского педагога, работавшего в это же время, Антона Макаренко, автора воспитательно-педагогической системы для работы с малолетними преступниками.
Фото предоставлено www.karelin.ru
За восемьдесят с лишним лет тема перевоспитания молодых людей, имеющих криминальный опыт, не утратила актуальности. Надо признать, что и в начале XXI века проблема преступности среди несовершеннолетних стоит остро. Конечно, гораздо лучше проводить профилактику этого социального недуга, но пока этим занимаются, как говорят, по факту — в следственных изоляторах и колониях. Посетить одно из таких учреждений — СИЗО-1 — и организовать встречу с малолетними подследственными и осужденными мне предложил начальник ГУФСИН России по Новосибирской области генерал-майор Константин Березнев.
В мою общественную приемную периодически приходят обращения от родителей детей, оказавшихся в местах заключения, от взрослых, отбывающих наказание за уголовные преступления. В письмах — просьбы об оказании юридической поддержки, пожелания обратить внимание на условия содержания заключенных. Выдалась возможность самому все увидеть, поэтому я принял приглашение Константина Вячеславовича. Мы побывали в новом корпусе СИЗО-1, встретились с несовершеннолетними, которые находятся под следствием, ожидают суда или перевода в колонию.
Условия содержания в новом корпусе СИЗО-1 — показатель гуманизма, цивилизованности современной российской пенитенциарной системы. Здесь чисто, тепло, светло. При этом ни на мгновение не забываешь, что ты не на свободе. Даже находясь здесь в качестве посетителя, кожей ощущаешь тяжесть окружающей обстановки. Свое воздействие оказывает концентрация не самых приятных эмоций и переживаний, угнетает вид зарешеченных окон и дверей, металлический лязг замков, наличие видеонаблюдения, которое бесстрастно фиксирует все, происходящее в камерах и коридорах СИЗО. Здесь не покидает чувство, что это карающая, не предполагающая жалости система — система, призванная воспитать уважение к закону.
С заключенными мы говорили о том, откуда они родом, про семьи, что привело сюда. Ребята сдержанно отвечали на вопросы. На судьбу и условия содержания не жаловались. Важно, что они имеют практически те же возможности, что и их благополучные сверстники. Они могут учиться, читать книги. Кстати, о книгах. Выбор литературы оказался соответствующим обстановке — «Преступление и наказание» Достоевского, «Граф Монте-Кристо» Дюма. Еще здесь можно заниматься физической культурой и спортом, зал в СИЗО-1 небольшой, но есть штанги, боксерские груши, настольный теннис. От фонда я передал баскетбольные мячи, наборы для игры в настольный теннис, книги о сибирских «греко-римлянах», об Иване Поддубном. В спортзале пообщался со спортсменами. Спрашиваю: «Чем занимались?». Отвечают: «Бокс, борьба, ММА». Один из парней вспомнил, что несколько лет назад со мной сфотографировался на соревнованиях, и вот еще один случай выпал, но, говорит, настроение не то, на воле лучше было.
Фото предоставлено www.karelin.ru
Понятно, что на воле лучше. Могу предположить, что никто из моих собеседников не планировал здесь оказаться из-за деяний, нарушающих закон. Необдуманная жестокость, грабежи, разбои, даже убийства, совершенные в составе группы лиц, старших по возрасту, — вот основные причины, приведшие молодых людей сюда. Однако, несмотря на тяжесть статей Уголовного кодекса, они все-таки остаются детьми. Поэтому, обращаясь к каждому, я сказал, что жизнь на этом не заканчивается, что, даже находясь в СИЗО, а потом и в колонии, они обязаны использовать это время себе во благо: получать образование, осваивать рабочие профессии, поддерживать физическую форму, занимаясь спортом. Спорт — это здоровье, а оно всегда пригодится. Нельзя отчаиваться и поддаваться так называемой тюремной романтике. Каждый сам кузнец своего счастья. В заключении это, уверен, чувствуется острее, поэтому все лишения и неприятные переживания должны надолго остаться в памяти. Сюда лучше не возвращаться, и это главный урок, который преподала этим молодым людям жизнь. Только сделав правильные выводы и отбыв наказание, каждый сможет вернуться в общество.
Возможно, именно ухудшение экономической ситуации в стране и толкает некоторых на противоправные действия. Преступность молодеет, случаются рецидивы, потому что общество не принимает людей с судимостью, им трудно устроиться на работу, чтобы прокормить себя, не говоря уже о семьях. Проблема социальной реабилитации сегодня очень актуальна. Мы говорили об этом с Константином Березневым. Есть определенный процент рецидива из-за невозможности устроить жизнь на свободе. Вновь попав в СИЗО или в колонию, например за кражу, люди минимум на 2–3 года оказываются в «знакомой» обстановке, где их оденут, обуют, накормят, займут делом. Поэтому специалисты ГУФСИН считают, что лучше на воле организовать специальные центры, где освободившимся смогут оказать необходимую помощь: обеспечить ночлег, питание, помочь в трудоустройстве. Подобные учреждения уже действуют, в том числе и у наших соседей, в Красноярском крае. Еще помогла бы практика адресного трудоустройства освободившихся из мест заключения. Так было в СССР, такой опыт активно применяют за рубежом. В Новосибирской области проект реабилитационного центра обсуждается, но все понимают: без поддержки федерального бюджета вопрос не решить.
Общение в СИЗО убеждает, что в жизни нет мелочей, особенно когда речь идет о наших детях. Когда родители не уделяют должного внимания воспитанию, перекладывают это на государство, тогда мы получаем широкое пространство для эмоционального, неосознанного детского выбора с трудно прогнозируемыми последствиями. Праздность порождает бесцельное шараханье и «колючки» в голове. Поэтому детям, подросткам надо предлагать разумные ориентиры, основанные на наших морально-нравственных ценностях, на традициях, интересный и полезный досуг, нужно учить их добиваться задуманного благодаря активности, смекалке, трудолюбию. Процитирую стихотворение Николая Заболоцкого:
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться,
И день и ночь, и день и ночь!»
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться,
И день и ночь, и день и ночь!»
Курсанты Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева, с которыми мы встречались после посещения СИЗО-1, — пример правильного выбора в жизни. Для меня институт — это до сих пор Новосибирское высшее военное командное училище внутренних войск Министерства внутренних дел, где я учился почти 30 лет назад. Состав слушателей неоднородный. Среди первокурсников — вчерашние выпускники школ и те, кто уже прошел срочную службу. Особенно это видно по факультету разведки. Приходят ребята с заслугами, опытом, многие из них уже признаны в воинском братстве и отмечены краповыми беретами. И тем не менее они осознанно идут на самоограничение, чтобы стать офицерами и связать свою жизнь со служением Родине под присягой.
В нынешнем году исполняется 45 лет со дня основания института. Здесь почитают традиции, развито наставничество. Среди командиров, преподавателей есть офицеры, закончившие этот военный вуз, посвятившие альма-матер свою жизнь. Считаю, что Новосибирский военный институт — один из тех образовательных центров России, традиции которого формируют военное сословие, класс людей, для которых слова «долг», «честь», «ответственность», «героизм», «мужество», «самопожертвование» наполнены особым смыслом. Эти парни идут осваивать военную науку, они соизмеряют риски для здоровья и для жизни, но они готовы служить и отдать жизнь за Отечество. Глядя на курсантов, нет желания предаваться рассуждениям о том, что современная молодежь в России — это потерянное поколение. Они не питают иллюзий, понимают сложность и многогранность окружающего мира так же, как и многие из нас, видят недостатки, нестыковки, противоречия. Однако они убежденно предлагают свою молодость, энергию и готовы служить государству. На мой взгляд, это самое главное.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости