08 сентября 2017, 13:00
Андрей Каменев Андрей Каменев

Чем больше снимаешь, тем выше результат!

Чем больше снимаешь, тем выше результат!

(продолжение интервью)

Русская Планета: Куда сейчас все-таки движется художественная фотография?

Андрей Каменев: Фотография как таковая сейчас находится, как мне кажется, в таком состоянии, что дальше ей особо развиваться некуда! И поскольку бумага, бумажные издания и полиграфия вообще «сливаются» по экономическим и экологическим причинам – на первое место выходит интернет. И соответственно, надо делать мультимедийные проекты. Если хочешь как-то тронуть зрителя, уже нужно снимать видео! Потому что девайсы улучшаются, качество улучшается.

РП: Это что ты имеешь в виду?

АК: Есть Full HD Video – сейчас только-только появились телевизоры Full HD. Но уже появляются телевизоры 4К – это в четыре (!) раза качественнее, чем Full HD.

РП: Это зависит от количества точек?

АК: Да, и возникает полная реалистичность картинки. И сейчас появились доступные камеры, которые позволяют снимать видео 4К. Уже у последних Cannon, у Sony все мелкие модели 4К снимают. Раньше это могли делать только RED’ы, ALEXА и всякие дорогие по 100 000 рублей видеокамеры. Сейчас это все спускается на бытовой уровень, поэтому становится доступным. Короче, помимо фото, надо, конечно, снимать видео. Надо записывать звук, и использовать все остальные компьютерные программы.

РП: То есть фото ушло, что ли?

АК: Просто фотографией уже никого не сразишь. Поэтому надо делать какие-то такие интерактивные истории, сейчас очень развито 360 фото и видео. Чтобы зацепить зрителя, надо использовать весь арсенал современных средств! Я работал на сотни журналов, во всех стилях – сейчас, во-первых, журналов уже нет, во-вторых – если раньше эти фотографии кто-то покупал для журналов, то сейчас подписка на 10 000 000 фотографий, допустим, Travel, стоит 100 евро! Журналам проще подписаться на 10 млн. фотографий за 100 евро в год, и они получают весь мир вообще в самых лучших фотографиях. Почему? Потому что цифровая техника двинула это все настолько широко в массы… Теперь, если хочешь заработать денег фотографией, как ты хорошо ни снимай – не получится! Ну, никак.

РП: И чего же сейчас делаешь?

АК: Сейчас снимаю видео 4К на очень дорогие камеры. Есть такое понятие бит-рейта (beat-rate). Качество записи. И если у Sony 25 бит запись, то у меня 400 бит-рейт – вообще убиться! У меня флэшка на 128 Гб улетает за 20 минут. Диска двухтерабайтного хватает на три дня при нормальной работе. Три дня – 2 терабайта!

РП: Это что же за картинка получается?

АК: Она настолько качественная, что я сейчас даже фотоаппарат с собой не беру – просто делаю скриншоты с видео, и они качеством, как с Cannon Mark III.

РП: А видео-то у тебя какое?

АК: Sony.

РП: Большая камера? Сколько кило?

АК: Четыре. Тяжелая.

РП: Ну, как старая Betacam.

АК: Да, такая большая.

РП: А сколько стоит?

АК: Миллион. Без объектива. А оптика – вообще…

РП: Ну, в общем, самый знаменитый фотограф ушел в видео.

АК: Ну, мне видео интересней, потому что фото для меня уже слишком просто. Я все вижу, много чего знаю, чего-то снять - для меня проблемы вообще никакой. Была бы задача! Ну, я фото снимаю, поскольку я шеф-фотограф журнала National Geographic Россия. Я все равно снимаю фото.

РП: Лет десять назад в «Фотоцентре» на Гоголевском бульваре была выставка Вадима Гиппенрейтера – все ходили: «О! А! Камчатские вулканы, Долина гейзеров!»

АК: Это все старая история. Сейчас это уже все снято. Он снимал Толбачик в 1975 году, а в 2012-м Толбачик шарахнул еще раз. И туда съездило, я не знаю, сколько тысяч фотографов! А тогда Гиппенрейтер был единственным фотографом, который там вообще побывал, и его снимки обошли весь мир. Теперь на конкурсах, которые я сужу, я такие фотографии даже не очень и рассматриваю. Потому что их стало очень много: с молниями, с лавой, днем, зимой, ночью, так, сяк, с людьми, без людей. Возможности другие.

РП: Слушай, но вот терпение-то осталось?

АК: Терпение осталось. Если говорить про город, то еще три фотографа осталось типа Кости Кокошкина. Вот он в городе черпает вдохновение. Ему надо ждать, чтобы на башню правильный закат упал. Всегда можно чего-то найти, даже в городе. Но я снимаю природу.

РП: В National Geographic монтаж, коррекция применяются?

АК: Коррекция применяется, разумеется, монтаж – нет. Дефекты убирать можно. Просто границы сложно провести. Вот скажешь, можно убирать объекты. Один уберет объект, который мешает, а другой все нарисует заново. И тоже скажет: «Я просто убрал объекты». Поэтому желательно, конечно, снимать одним кадром. Потом вот с воздушной съемкой у меня проблема – стрижи.

РП: М-м-м?

АК: Где бы ты ни летал, стрижи тут же начинают тусить вокруг коптера. Получаются черные смазанные точки, которые портят картинку. Поэтому приходится их замазывать. Потом извини, комары перед камерой летают! Я снимаю сериями в комариных местах, потому что комар может загородить объект, включая лицо человека! Серия – чтобы найти хотя бы один кадр без дефекта! По-моему, это все допустимо.

РП: Некоторые делают странную цветокоррекцию – наполняют фотографию едкими красками – это зачем?

АК: Надо понимать, для чего фотография. Если она используется для полиграфии, то ее все равно будут цветокорректировать, ну, будет предпродакшн некий – переводить в другие цвета и так далее. В принципе для печати у любой фотографии нужно немножко поднимать контрасты и цвет – это допустимо. Ну, понятно, что «кислотные» цвета не применимы.

РП: Помнишь, при печати все время мешали резкие переходы из света в тень, «проваленные» тени, выпячивание оранжевого или красного.

АК: Ну, это другое: это широта матрицы – сейчас это все позади, поскольку техника быстро развивается. Обрабатывать фотографии, конечно, можно. Вот по поводу притемнений, затемнений: сейчас многие пейзажисты используют ND-фильтры и всякие фильтры-оттененники. У тебя яркое небо – ты надел фильтр сверху, у тебя небо «пригасло». В принципе, то же самое можно сделать в Photoshop’е, наложив «маску» на небо, и «вытянув» из картинки все, что там есть. Кто-то скажет: «Ой, он небо вытянул!» Могу и не вытянуть! Могу купить фильтр за 300 долларов, поставить его – будет то же самое! Тут еще и бюджет играет роль. Поэтому я считаю, все допустимо.

РП: Но вот бывают картинки – у них нарочито искусственный вид.

АК: Есть еще технологии типа там HDR – сложения разных трех-пяти фотографий в одну. Это технология, она позволяет яркие и темные объекты совмещать на одном кадре. Ну, снимается брекетинг – по выдержке, и потом это совмещается автоматически. Брекетинг - это один кадр у тебя по норме, один в минус, один в плюс. Ты как бы увеличиваешь широту матрицы – матрица не безгранична.

РП: Ну, то есть ты драматизма добавляешь? Вот Луна огромная, когда в небе висит?

АК: Когда у тебя Луна и весь город – ну вот если Луна высоко в небе, как ты ни снимай, чтобы город получился, она всегда будет белым пятном. Ты можешь на другом кадре поставить выдержку по ней, и два кадра потом совместить. У тебя будет Луна с проработкой и город.

РП: А мы будем такие фотографии на конкурс принимать?

АК:  Это работа. Надо додуматься. Надо технически исполнить – это сложно. В этом ничего такого нет.

РП: То есть пусть работают полным спектром средств, чего есть, чего найдут? И фото с гаджетов будем брать?

АК: Думаю, да. Есть креативные люди, которые снимают только гаджетами. У меня в фототур люди иногда приезжают с планшетами и айфонами! Конечно, на биллборд это не растянешь. Если себе в Instagram – бога ради! Или на интернет-фотоконкурс. Ну, можно потом их распечатать небольшие.

РП: Какое должно быть минимальное количество пикселей?

АК: Желательно не меньше 8 МГп. Меньше – чуть «полезет», выглядеть будет хуже.

РП: Селфи не присылать?

АК: Селфи нет, и ограничить всякие там семейные портреты. Если они жанровые – то есть, ребенок играет, мама чего-то делает – то да. А если они сидят на диване по стойке «смирно» или стоят на фоне какого-то объекта – не надо.

РП: Море?

АК: Да пусть креативят!

РП: Так лето на даче можно прекрасно снять! Так, что дыхание захватит.

АК: Реально интересная тема: российские дачи – это же нечто уникальное! У кого из проволоки кровати, у кого нереальные хоромы… И это не дом – это дача. Нечто другое. Все эти помидоры, огороды, как тетки в купальниках копают, мужики чего-то пилят – это хорошая жанровая история!

РП: А что же в свете вышесказанного делать Ольге Свибловой-то?

АК: Она занимается историей фотографии – артом. Есть арт-фотографии…

РП: Есть еще черно-белые фотографии!

АК: Это все галерейная и арт-фотография. Это как раз для ценителей, для любителей, для специальных эстетов, а трэвел, репортажная фотография, обычная, любительская – она про другое. Любительская и профессиональная отличаются абсолютно не качеством. Профессионалы своими фотографиями деньги зарабатывают, а для любителей это хобби. Вот, собственно, и вся история. Качество аппаратов одинаковое – не важно, 6-й у тебя Cannon или 6000-й. Практически разницы никакой нет – ни по автоматике, ни по каким-то другим параметрам. Ты купил аппарат за 15 000 рублей, и можешь уже работать в высоком качестве. Поэтому грань стерлась, а все, что относится к арт-фотографии: специальная, коммерческая, профессиональная совсем – это вот к Свибловой туда. Ретро, историческая…

РП: Всякие Шойхеты и Родченки?

АК: Да, да, да. Мы уважаем всех старых фотографов, но мир меняется!

РП: А вот ты говоришь, «Художественная фотография - на пике». Что же, ее не будет?

АК: Нет, она будет, как и бумага, которая тоже умирает, как пленочная история. Еще есть люди, которые снимают на пленку. Снимают мануальными объективами (с ручной настройкой). Ручными камерами. Но если брать в общей массе, то это тысячные доли процента! Все равно все перейдет с бумаги на экран, и чем ты снимаешь, уже не имеет значения! Я имею в виду пик использования фотографии. То есть для себя все как снимали, так и будут снимать. Ну, как раньше были придворные художники: они знали секреты красок, держали разные секреты – это закрытая каста была – а сейчас ты можешь пойти купить любые кисти, краски и приспособления для живописи, и, в общем, тебе никто не мешает творить! Все инструкции есть в интернете. Можешь хоть Микеланджело повторить при желании. Уже нет той секты. Как и в фотографии: было 20 - 50 профессионалов в Москве, а теперь их сотни. Не только профессионалов, но и любителей, которые на высоком уровне снимают. Появилась куча информации, куча девайсов…

РП: А вот сейчас какие-нибудь признанные корифеи, кроме тебя, есть?

АК: Я не считаю себя корифеем. Просто у меня большой опыт. Я развиваюсь. Сейчас вот видео снимаю. Освоил разные типы съемок. И макро, и подводные, и панорамные - уже чего только не пробовал! В ремесло не хочется, чтобы это превращалось. То есть, в тупое зарабатывание денег. Поэтому приходится двигаться другими путями – видео и так далее. Заниматься тем, что сложнее. И сейчас это интереснее. Видео тоже есть куча: воздушное, подводное, сложное технически. Все эти рельсы, краны, коптеры, сложные камеры – это вообще не просто. Поэтому я опять ушел в некую «зону недосягаемости» для большинства. Потому что мне интересно. Но это сейчас будет догонять, потому что все упрощается: 360о появилось в прошлом году в январе, а сейчас уже бытовые камеры 360о продаются. Пока они по качеству плохие, но вопрос двух-трех лет, и они тоже будут 4К 360о снимать и «сшивать» прям сразу!

РП: Ну, вот в Америке есть яркие природные объекты: Гранд-каньон в Аризоне и Колорадо, Башня Дьявола в Вайоминге – не понятно, как она вообще образовалась. А в России нет таких ярких объектов… чтобы прям умереть-не встать.

АК: Есть, е-е-есть всякие объекты! В России есть все. Я последние три года ни разу не выезжал из России, путешествую по России. Много есть мест, локальных, таких, сяких. Сейчас мы снимаем 50 разных фильмов как раз для «Года экологии».

РП: Это вы решили BBC положить на лопатки?

АК: Ну, в общем, ты угадал – я хочу свой продакшн, которой может работать на уровне ВВС. Именно по природе. Не по всей этой ерунде – политика, новости, туризм, а прямо жесткая природа, уникальные съемки, очень качественные. Мы в 4К сейчас все снимаем – это дорого и сложно, но зато уровень, надеемся, потянем – HD уже не интересно в мире никому. На HD уже все снято.

РП: Ну знаешь, платить 300 000 за телевизор тоже желающих немного.

АК: Когда-то он станет дешевым. В свое время на «Рубин» копили всю жизнь! А сейчас уже и не найдешь его.

РП: Но все равно картинка на наших телеканалах плохая. Потому что все копированное, ворованное. Ну, только у Матч ТВ репортажи непосредственно с «живых» камер. Поэтому смысла в таком телевизоре у нас не вижу!

АК: Мы изначально не ориентируемся на наше телевидение. Не потому, что на весь мир, а на будущее – потому что скоро наступит эра телевидения 4К. И когда она наступит, а она наступит очень быстро, все кинутся снимать 4К. И если всякие новости, города и всякую ерунду можно будет снять достаточно быстро силами телевизионных команд, то чтобы качественно снять природу – на это уйдут годы. А у нас – архив! А у нас было! Ты же знаешь, я все время в стол снимал. Стол работает до сих пор! По фото. Про видео, думаю, будет то же самое.

РП: Но «цифра» сыплется…

АК: Если информация не скопирована два раза – ее нет! Это правило цифровой фотографии. То есть ты снял на флешку, скопировал и еще раз скопировал. Диск сдох – еще раз скопировал! Это правило. Конечно, ты можешь лишиться всех данных. Потом сейчас есть облачные сервисы – закачиваешь туда, оно не пропадет!

РП: Так «облако» в Америке!

АК: А какая мне разница, где это все хранится? Найди наше «облако»! Дата-центры находятся по всему миру. Вот Facebook – уже 2,5 млрд. человек. Где все это хранится? Короче, творите! Практика ведет к совершенству! Вариант «Расскажите мне, научите меня, я сейчас послушаю курсы и все буду уметь» - ничего подобного! Чем больше снимаешь, тем выше результат.

Текст подготовил Алексей Щербаков



Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»