21 августа 2017, 14:30
Андрей Каменев Андрей Каменев

«В фотографии нет ограничений»

«В фотографии нет ограничений»

Фото Андрея Каменева

(Продолжение интервью)

Русская Планета: А вот у меня был случай: у «Смены-8М» всегда заедал лентопротяжный механизм, и кадры часто накладывались друг на друга. И как-то раз получилось, что девушка идет по верхушкам античных колонн. Вот это художественное фото и нет?

Андрей Каменев: В фотографии нет ограничений – это твое выражение вообще. Ты как художник выражаешь себя, как хочешь. Хочешь не резко – значит, не резко. Хочешь пересвет – значит, пересвет. Это вообще все твое! Кто об этом будет судить – это уже его дело. Если это конкурс – ну, есть какие-то правила, да, некие ограничения. В личном творчестве ограничений нет вообще никаких! Если в правилах не прописано – значит, можно!

РП: То есть главное, получается, что?

АК: Главное – получить результат, который тронет зрителя.

РП: Психо-эмоциональное воздействие? А как оно сделано – не важно?

АК: Аболютно! Ну, мы не занимаемся графикой – можно и динозавра в кадре нарисовать – не отличишь от подлинника. Но вот это вот исключается.

РП: То есть, нам можно принимать и с фотоаппаратов, и с айфонов, и с пленочных, и с мыльниц…

АК: Даже если кто-то пришлет чего-нибудь с пленок – то это люди-герои. Ты попробуй, найди сейчас пленку - обработай, напечатай. Это сейчас не просто. Можно и с пластинки проявить. Но это в некотором роде подвиг.

РП: А что сейчас модно снимать? Вот раньше модно было все в быстрой смазке – помнишь, начало 1990-х годов?

АК: Тогда все пробовали разные способы.

РП: Когда-то стала модной светотень: снимать через всякие дырочки разные, на границе света и тени.

АК: Чего угодно! Можно снимать природу, дома, улицы, людей, семью, домашних животных, натюрморты…

РП: Не знаю, натюрморты надо ли? Какая же Россия в натюрмортах?

АК: Ну, так красиво поставь свет, подсвети световыми кистями – пельмени там или веник, кадушка, мыло – ясно: баня в России! Или букет полевых цветов с яблоками – может быть красиво.

РП: Трамваи какие-нибудь, троллейбусы.

АК: То есть можно взять город, и туда отнести все, что угодно: уличный жанр. Пусть люди покажут, как они видят Россию. Допустим, в городе можно снимать не только дома, но и людей в городе, детей и взрослых, машины и людей. Можно снимать с воздуха.

РП: Это с дронов, что ли?

АК: Да. Сейчас много кто снимает.

РП: Я слышал, надо разрешение получать чуть ли не в Министерстве гражданской авиации.

АК: У меня самого три дрона дома лежат. Уже давно с воздуха снимаю и фото, и видео. Имеет смысл. Заодно посмотреть, сколько народу с воздуха снимает.

РП: Помню, в National Geographic был поразительный кадр: орел выдыхает пар. Такой выдох орла. Пар из пасти. Что нужно, чтобы сделать такой снимок?

АК: Фотограф должен дождаться своего кадра. В National Geographic сложно работать, потому что там очень высокий уровень не только качественный, а именно - по сюжету. Снято уже все, и ты должен снимать либо как еще никто не снимал, либо то, что еще никто не снимал. За 125 с лишним лет существования журнала было опубликовано приблизительно 12 – 13 тысяч тем. Разных. Лучших фотографий. Немногие люди 12 тысяч слов знают. А уж 12 тысяч тем придумать – это должен быть не просто какой-нибудь восход на Курилах, а некая история. Поэтому прокреативить, чего-то новое придумать достаточно сложно. А уж про техническое исполнение тут речи вообще даже не идет. Это должно быть абсолютно необычно, абсолютно как-то ново и так далее.

РП: Наш многопрофильный интернет-портал, помимо прочего, развивает онлайн-викторину «Интуит». Имеет ли в фотографии и видео значение интуиция?

АК: Скорее не интуиция, а пространственное 3D-мышление. Понимание, как будет выглядеть объект с cамой выгодной для будущего снимка или фильма точки. Сверху, снизу, сзади, сбоку. Вот, скажем, передо мной замок на горе, а я вижу, что там далеко, за мостом через речку, вид на него будет самый лучший. Ну, и не ленюсь - бегу туда пару-тройку километров! При съемке в горах идти на нужную точку порой приходится целый день. А то и два. Так что это сродни интуиции.

Вот расскажу историю. Когда я работал в спорте и приехал Марадона, на футбольное поле пришло 350 фотографов. Обычно 10 - 12 снимали матчи, все друг друга знали, а тут откуда-то взялось сразу столько! Я тогда чуть прощелкал момент, когда аргентинский футболист должен был выйти на поле, все фотографы уже встали вокруг этого места плотным кольцом, а с моим ростом даже если подпрыгнешь – ничего не увидишь. А без фотографии в редакции меня убьют! Тогда я забежал по трибунам наверх крыльца, откуда он должен был выйти. Он вышел, и было видно его спину, голову кучерявую и толпы фотографов. Такой кадр есть только у меня. У остальных – одинаковые кадры с некоторыми вариациями. Я понял, что всегда надо бежать в другую сторону. Если все бегут направо, значит, надо брать левее.

(Продолжение следует)

подготовил Алексей Щербаков



История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»