25 ноября 2016, 15:53
Надежда Храмова Надежда Храмова

Трансформация учебников как фактор войны с образованием

Трансформация учебников как фактор войны с образованием

Не так давно мы возвращались в Москву с Сибирского круглого стола, на котором обсуждалась возможность реанимации российского образования, напрочь истерзанного «либеральными» реформами. Мероприятие получилось содержательным, конструктивным и динамичным. В Новосибирском аэропорту мы прошли регистрацию и решили перекусить. Нас было трое – Вера Николаевна, куратор сибирского бюро, Павел, руководитель образовательной деятельности Политцентра, и я.

За нехитрой трапезой мы обменивались впечатлениями об услышанном от участников форума, делились собственными размышлениями по болезненным проблемам образования. Мы обсуждали содержание учебников по математике для начальной школы, возмущались их абсурдностью, дидактическими безобразиями, психологическими ошибками и педагогическими извращениями. Критиковали таких корифеев-«реформаторов», как В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Л. Г. Петерсон.

И когда наш разговор набрал достаточно высокую степень эмоциональной напряженности, рядом с нами вдруг внятно прозвучал авторитетный совет: «Старые учебники надо брать и не морочить детям голову!». Миловидная соседка решила вмешаться в наш разговор: «У меня муж закончил физмат МГУ, – еще более убедительно продолжила она, – в математике разбирается. Но круче старых учебников ничего нет, если вы хотите, чтоб дети что-то знали... Муж взял советские учебники и по ним учил нашего ребенка. Теперь у него проблем с математикой нет».

Мы несколько опешили. Вот, оказывается, как думают и действуют наши родители! Они уже давно различают хорошие и плохие учебники, отлично понимают, что полезно, а что вредно для развития и обучения их детей. Наши грамотные родители не верят наукообразной трескотне модернизаторов и оптимизаторов от Минобра. Горькийперестроечный опыт многому научил. Родители не ждут помощи от школы, а точно знают, что им необходимо противостоять чиновникам-разрушителям и управленцам-ликвидаторам, которые сознательно и целенаправленно делают всё, чтобы качество образования становилось всё ниже, а процесс обучения – всё невыносимее для наших детей.

Этот «глас из народа», прозвучавший в Новосибирском аэропорту, на мой взгляд, и есть та самая настоящая итоговая Резолюция, которую родительская общественность сформулировала по результатам всех своих больших и малых научно-практических«конференций», проходивших повсюду: и дома, и на работе, и на просторах соцсетей. Этот «глас из народа» может стать историческим приговором, на котором уже стоит печать мученичества наших школьников и тех педагогов, которые мужественно защищают принципы здравомыслия и разумности в процессе обучения. Либералы «прихватизировали» судьбу российского образования. Но родители во многом разобрались и мириться с этим больше не будут. Вместе мы намерены остановить процесс дебилизации юных поколений российских граждан и защитить традиционные ценности отечественного образования.

Почему советские учебники популярны среди родителей?

Советские учебники стали популярны, прежде всего, потому, что они понятны детям. Учебный материал изложен последовательно, постепенно, постоянно обращается к жизненному опыту ребенка, к полученным ранее знаниям. Все новые сведения по изучаемым предметам располагаются с учетом детской логики, в пространстве здравого смысла. Поэтому, с одной стороны, легко усваиваются учениками, а, с другой стороны, родители всегда имеют возможность объяснить своим детям непонятное, если возникнут затруднения при выполнении домашнего задания.

Дидактической особенностью преподавания в советской школе была опора насмысловую образность и деятельностную наглядность. Что это значит?

Изучая арифметический счет в начальной школе, в распоряжении учеников был большой арсенал наглядных пособий (не только палочки). Задачи, представляющие собой математические рассказики, могли касаться любых жизненных сюжетов. Школьники их просто решали, щелкали по соображению. Развивалась смекалка и математическая интуиция. Ребенок осваивал и описывал мир языком чисел и цифр: раньше он видел просто дом, а теперь он может сосчитать его этажи, подъезды, окна. Многое из окружающей действительности он может теперь просто сосчитать. И даже записать цифрами. А значит, овладеть! Ведь для человека познать что-либо означает иметь властьнад познанным. Неслучайно в древних языках «знать» и «власть» - однокоренные слова. Благодаря этому, познавательный интерес в советской начальной школе был очень высок. Ребенок как личность чувствовал себя «большим», чем усваемые им знания. Всякий новый учебный материал открывался небольшим сюжетом и был доступен для детского ума, становился его знанием. Крепкие вычислительные навыки по арифметике становились фундаментом понимания всех изучаемых в дальнейшем естественных дисциплин. Так, сумозрения научных фактов начиналось формирование мировоззрения, а позже (в средней и старшей школе) – научной картины мира. И неложными для советских учеников были слова М. В. Ломоносова, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

При научении чтению и письму младшим школьникам открывалось правописание. Одно дело говорить (чем они уже владеют), но совсем другое дело знакомые словазаписать. Оказывается, слова имеют свою историю, они связаны по своему происхождению с какими-то важными событиями. Поэтому и нужны правила, чтобы мы не забывали смысл самого слова. Например: слово праздник – это день, идущий к нам отпрадедов, поэтому пропустить букву Д никак нельзя. Собака – она же собственная, поэтому напишем букву О1 и т. д. Не обременяя излишним теоретизированием, младших школьником учили формулировать и записывать свои мысли: сначала с ответов на поставленные вопросы, а затем, описывая наблюдения за временем года, делясь впечатлениями о прочитанном, письменно рассказывая о проведенных каникулах… И о многом другом. И к концу четвертого года обучения ученики начальной школы умели писать и диктанты, и изложения, и мини-сочинения. Разум их укреплялся, благодаря хорошо организованной системе знаний, за что и ратовал К. Д. Ушинский. В средней и старшей школе познания о родном языке и литературе расширялись. И выпускник мог письменно формулировать свои размышления и представления как по заданным темам, так и на свободную, выбранную им самим.

В рамках советской традиции преподавания учитель имел право объяснять учебный материал «своими словами», подбирая такие аллегории, символы и образы, которые в наибольшей степени помогали бы ученикам понять суть изучаемой темы, овладеть тем или иным умением и навыком. Дети были разные, поэтому и методический арсенал учителя был многообразным. Это неизменно повышало его личное педагогическое мастерство, заключавшееся в том, что один и тот же материал он умел объяснять по-разному. Больше всего учитель заботился о том, чтобы во всем был смысл, логика, разумность. Принциппонимания был главным критерием, определяющим правомерность тех или иных методов и стилей преподавания.

Советская система образования, восходящая своими истоками к русской традиции обучения, за три десятилетия (30-е, 40-е, 50-е гг.) в результате совместного труда методистов-наставников и педагогов-практиков была доведена до высочайшего уровня. Стабильные учебники, выверенность учебных планов, единых школьных программ, преемственность всех ступеней обучения стали основой уникальной системы советской образования. Особой методической филигранностью отличалось обучение в начальной школе. Все знания усваивались детьми достаточно просто и с интересом, а домашние задания школьники выполняли, как правило, самостоятельно, легко и быстро. Оценки по пятибалльной системе ставились сразу, начиная со 2-й или 3-й недели первого класса. Они внятно отражали качество учебной деятельности детей, помогали мобилизации их усердия, ориентировали родителей. Подавляющее число учащихся могли осваивать программу на 4 и 5. Это свидетельствует о высочайших психологических и педагогических качествах как самих программ, так и созданных учебником, дидактических и методических пособий.

Благодаря высокому уровню школьного образования, наша страна, несмотря на тяжелейшую войну и послевоенную разруху, смогла за короткое время стать в культурном и техническом отношении высокоразвитым государством2.

Престиж образования был высок и умножал число высококлассных специалистов и ученых. Поэтому все послевоенные десятилетия СССР конкурировал с США, экономика которой не только не пострадала от войны, но и в значительной степени обогатилась за счет военных поставок.

Но беда пришла оттуда, откуда ее никто и не ждал. Из собственной Академии педагогический наук (АПН) и Министерства просвещения.



Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»