05 октября 2016, 20:00
Надежда Храмова Надежда Храмова

О духовном и религиозном воспитании человека

О духовном и религиозном воспитании человека

Продолжение. Начало текста

Сознание, установки и мировоззрение человека развиваются и формируются не вдруг и не сразу, а постепенно на основании жизненного опыта. Маленький ребенок опирается в своем опыте на импульсы, рефлексы и потребности. И пока его сознание еще мало и не развито, прививать нравственные нормы необходимо посредством принципа поощрений и наказаний, в том числе и дозированных болевых наказаний. Как тут не вспомнить народную пословицу «Воспитывай ребенка, пока лежит поперек лавки».

Ситуация с умеренным использованием физических наказаний резко меняется с 7-летнего возраста, когда разумное начало в человеке интенсивно развивается и входит в силу. С этого возраста больший эффект в воспитании дают искренние, рассудительные (отцовские) или эмоциональные (чаще материнские) наставления. Здесь уже и поощрения меняются и наказания имеют другое содержание.

Но это лишь нравственная, психологическая составляющая нашей традиции умеренного и разумного использования родителями физических методов в воспитании своих детей. Более важными аспектами этого вопроса являются духовный (ценностно-смысловой) и религиозный (сакральный).

Ценностно-смысловое содержание отношений в семье заключается в том, что родители являются главными носителями основных культурных, нравственных и социальных норм поведения для детей. Родители и осуществляют педагогическое преображение ребенка из животного индивида в социальную личность. Главным основанием для такого педагогического преображения служит врожденное доверие детей к своим родителям как к истинной и верховной власти над собой.

Если по каким-либо причинам это доверие и власть будут подорваны, то формирование позитивной нравственности, правового сознания и культурно одобряемого поведения может быть невозможным, так как душа ребенка будет раздираема различными влечениями, с которыми он будет не в состоянии справиться. Любовь к родителям и их авторитет – единственное средство развития и становления как осознанного самообладания, так и духовного самовоспитания человека.

Религиозный, сакральный аспект заключается в том, что семья – это Богом установленный союз мужчины и женщины, идеалом которого является любовь, а также рождение и воспитание детей.

Для воспитания родителям дана власть над своими детьми. Дети отданы в руки отца и матери. Это и делает семью устойчивой иерархической организацией, основной ячейкой нашего общества. В Евангелии прямо указывается: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать» – это первая заповедь с обетованием «Да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле». (Еф. 6, 1-3.) По справедливости, по совести дети должны подчиняться и чтить своих родителей.

Ведь отец и мать помогают ребенку пройти путь от новорожденной беспомощности к юношеской зрелости и силе. Этот родительский труд, а порой и родительский подвиг невозможен без любви, мужества, самоотречения и ответственности. И если дети забывают об этом или проявляют безумную неблагодарность, им приходится напоминать о иерархии в семье.

Право применить физическое наказание – это главный аргумент родительской власти. Онтологическая предельность этой власти показана Н. В. Гоголем в «Тарасе Бульбе», где отец, за предательство своего народа, лишает жизни собственного сына. Но это исключительная, можно сказать, эксквизитная ситуация, неповторимая и единственная в своем роде. В основном же, в житейской практике, родительская любовь простирается в диапазонах: заботы и строгости, нежности и требовательности, одобрения и гнева.

Почему приходится прибегать к физическим санкциям в воспитании? Человек имеет внутриличностную конфликтность: он и добр, и зол одновременно. Во всех нас от рождения есть и совесть, и эгоизм. Душа человека имеет образ Божий, но в ней же гнездятся и дьявольские страсти. У нас есть как возвышенные устремления, так и низменные влечения. И искусство родительского воспитания учитывает эту сложную антропологическую природу ребенка. Наши дети, конечно же, умилительны, нежны, трогательны своей наивностью и добродушием.

Но они же бывают и капризны, и упрямы, и жестоки, и грубы. Поэтому хорошее в них должно укрепляться и умножаться, а дурное решительно пресекаться разными способами. Сначала простым вразумлением. Если не помогает, используют метод лишения приятного. Если это не помогает, предлагают упражняться в необходимом. Если и это не помогает, приходится объяснять на языке дозированной боли. То, что и называют традиционно умеренным использованием физических наказаний или физическим удержанием от порока.

Да и насколько уж физическое воздействие бывает действительно болезненным?

Мама дает шлепок разнузданному ребенку порой через толстый зимний комбинезон. О какой физической боли тут может идти речь? Но ребенок, плача от уязвленной «хотелки» и самолюбия, но все же фиксирует, что мама сердится на его поведение, поэтому пусть и очень неохотно, но приходится ей подчиняться. Так шлепком родители обозначают своему ребенку реакцию на его поведение. И это очень важно в деле формирования культурного способа саморазвития ребенка. А когда разнузданному и охамевшему подростку мать или отец дает пощечину?! Это ведь ничто иное, как обозначение границ дозволенного в отношениях с родителями. Вырастая, мы стыдимся своей подростковой наглости и жестокости по отношению к ним.

И к чему вся эта псевдоправовая истерия? Как часто на самом деле родители используют ремень, так называемый «витамин Р»? Однажды совсем распоясавшегося и неуправляемого дидятю накажут, а потом тысячу раз грозятся наказать. Но это угроза непустая. Тело ребенка помнит настоящую боль, и эта память помогает ребенку включить «режим» саморегуляции своим поведением.

Что же станет с российскими семьями, если нашим детям в детских садах, школах, через социальные сети доступно и квалифицированно объяснят, что за любое физическое наказание их родителей ожидает уголовная ответственность? Прежде всего произойдет разрушение иерархической структуры семьи. Семьи будут ввергнуты в хаос. Права детей в семье будут поставлены выше прав родителей.

Чувствуя вседозволенность, неразумные дети с трудом будут подчиняться отцу или матери. Начнутся серьезные сложности с выполнением школьных или домашних обязанностей. И тогда, чтобы удержать хоть как-то порядок в семье, родители вынуждены будут прибегнуть к манипулированию своими детьми. Но тогда из детско-родительских отношений уйдет открытость, доверительность, честность и справедливость. Любовь иссякнет, а ее место займут обиды, взаимные претензии и упреки.

Лишить родителей права на физические санкции это все равно, что лишить государство правовых санкций за нарушение закона. В хаосе и беспределе невозможно воспитать достойного гражданина Отечества. А может быть именно этого и добивается ювенальное лобби?

Принятие ст. 116 УК РФ – это предательское выполнение указаний ЕС по претворению в жизнь новой антисемейной стратегии, которая направлена на окончательный разгром традиционной гетеросексуальной семьи. В этой стратегии три основных направления:

  • Пропаганда ЛГБТ среди детей и введение понятия «ЛГБТ ребенок».
  • Полный запрет на любые наказания детей: физическое удержание, повышение голоса, психологическое или эмоциональное давление.
  • Полное введение Ювенальной Юстиции.

Продвижение новых норм защиты детей будет осуществляться посредством противопоставления «прав детей» и «прав родителей». Родители изначально интерпретируются в европейской стратегии как источник опасности для ребенка, как люди, подавляющие его свободу. Особое внимание уделяется пропаганде гомосексуальных отношений, которым ни отец, ни мать также не должны препятствовать.

Если родительская общественность и все наше общество не возмутится против подобного безумия, то для уничтожения нашего народа и бомб не потребуется. Необходимо понимание того, что при родительском бесправии в разгромленных семьях вырастет наглое, разнузданное, безответственное и не способное к созиданию поколение. Ювенальные технологии ставят задачу превратить наших детей в добычу для похотливых извращенцев и торговцев детьми. Но ведь это наши дети! И нам предстоит их защитить.



Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»