05 августа 2016, 15:47
Ольга Четверикова Ольга Четверикова

Правительство разрушает систему образования

Правительство разрушает систему образования

1 августа российские СМИ со ссылкой на документ Минобрнауки сообщили, что министерство может сократить 40% бюджетных мест в вузах, поскольку ему не хватает денег, чтобы оплатить прием студентов на первый курс. Причиной этого стало сокращение Минфином бюджетных ассигнований по госпрограммам «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий», которое обсуждалось на бюджетном совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 29 июля. Еще раньше, на заседании 7 июля, правительство утвердило общие подходы к оптимизации госпрограмм и решило заморозить общие расходы бюджета на 2017–2019 годы на уровне 15,78 трлн в год.

На совещании было также объявлено о необходимости масштабных увольнений среди ученых, поскольку доля научной программы в общих расходах бюджета сократится с 0,98 в 2015 году до 0,87% в 2019-м. В результате бюджетной оптимизации без работы к 2019 году останутся 10,3 тыс. научных сотрудников вузов, РАН и Курчатовского института. Вместе с учеными будут сокращены научные исследования, мероприятия по развитию научно-технической базы. Коснулось это и приоритетных проектов прошлых лет, таких как «Артек», и подготовки чемпионатов по профессиональному мастерству WorldSkills. Минфином на эту цель предусмотрено по 200,8 млн. руб. в год, в то время как, по расчетам Минобрнауки, в 2017 году на базовые центры профессиональной подготовки требуется 4,8 млрд руб.

В тот же день представитель министерства Анна Усачева поспешила опровергнуть эту информацию, а министр Дмитрий Ливанов в интервью каналу «Россия-24» заявил, что в стране будет сделано все, «чтобы число рабочих мест для ученых в науке не сокращалось, а увеличивалось», но при этом он ушел от прямого вопроса о сокращении бюджета, сообщив: «Узнаем, будет или нет сокращение, когда будет принят закон о федеральном бюджете».

Однако совершенно очевидно, что объяснения Ливанова — это обычный информационный туман, призванный скрыть реальный процесс перестройки образования и его коммерциализации в соответствии с программой «Развитие образование на 2013–2020 гг.» и «Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.». Как указывали авторы этих документов, предусмотренное в них «повышение конкурентоспособности российского образования» означает на практике сокращение в течение пяти лет количества филиалов вузов на 80%, а самих институтов и университетов — на 40%.

То, что скрывает Минобрнауки, огласила недавно вице-премьер Ольга Голодец, заявившая, что 65% наших граждан не нуждаются в высшем образовании. По ее словам, расчеты показывают, что высшее образование требуется только 35% населения, поэтому в ближайшем будущем пропорция в экономике будет меняться в сторону увеличения доли людей без высшего образования. И это при том, что, по данным ВЦИОМа, в 2010 году в России только 23% людей имели высшее образование (в 2002 году их было 16%), в то время как начальное и среднее профессиональное — 37%. Что касается группы от 25 до 39 лет, то доля людей с высшим образованием составляет 39%, но лидируют тут такие страны, как Польша (41%), Израиль и Финляндия (43%), Бельгия (50%) и Норвегия (52%).

Однако дело не в процентах, а в качестве образования и соответствующем распределении специальностей. В условиях разрушения реального сектора экономики и господства спекулятивной сферы подавляющее большинство выпускников вузов не может работать по своей непосредственной специальности, и наблюдается переизбыток дипломированных специалистов по таким направлениям, как экономика, юриспруденция, медицина, гуманитарная сфера. И до сих пор рост сферы высшего образования происходит не за счет подготовки специалистов по современным высоким технологиям, как того требует официальная концепция, а за счет многократного увеличения доли специалистов для непроизводственных сфер (управление, финансы, развлечения).

Катастрофическое положение в сфере образования является следствием того стратегического курса в экономике, которому следует российское руководство. Оно ориентируется на глобальные центры власти, которые, встраивая другие страны в мировую экономику, осуществляют их активную деиндустриализацию и создают на фоне общей деградации такие «очаги» или «кластеры» с новейшими технологиями и сервисом, которые призваны обслуживать мировую корпоратократию. Именно на приоритеты мировых центров и ориентируют нашу систему образования. Она должна обслуживать высокотехнологичные «кластеры», что предопределяет ограниченную потребность в специалистах с высшим образованием. Остальные будут заняты на работах, для которых достаточны элементарные навыки и не требуется специального обучения (торговля, сфера управления и пр.). Это и имела в виду Ольга Голодец.

Правительство разрушает нынешнюю систему образования не потому, что оно некомпетентно, а поскольку у него такие планы. И эти планы были ясно продемонстрированы на Первом форуме стратегических инициатив, прошедшем на площадке ВДНХ 21–22 июля сего года и организованном Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Читайте также: Стратегическое расчеловечивание



Ольга Четверикова — Правительство разрушает систему образования
11 августа 2016, 11:17

«Правительство разрушает систему образования» – статья феноменальная. По сути, заключения последних двух абзацев сводятся к возможности кратковременной отсрочки вступления в «стадию модернизированного рабства» и свойственной нашему отечеству « модифицированного крепостного права». Это не вопрос нашего образования. Это – лишь часть проводимой у нас политики безальтернативного капитализма. Политики проводимой в нашей стране нашим государством. Если конечно называть вещи своими именами. Не законы экономики и образования определяют общественные отношения. Общественные отношения определяют законы образования и экономики. К примеру, можно привести экономические законы монастырской жизни. Определённо они несколько отличаются от экономических законов светских образований. Глобализация безальтернативна, если только общественные отношения приобретают только суть как в Вашей статье, или только форму как у нашего законодательства.

Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»