Лента Крикалёва Сергея Константиновича

Крикалёв Сергей Константинович, летчик-космонавт, герой Советского Союза и России.



Родился 27 августа 1958 года в Ленинграде.



Совершил 6 космических полетов общей длительностью 803 дня, что на протяжении 10 лет являлось мировым рекордом. 8 раз выходил в открытый космос, общая продолжительность пребывания в безвоздушном пространстве — 41 час и 26 минут.



Кандидат в мастера спорта по многоборью. Мастер спорта международного класса по высшему пилотажу. Участник и призер чемпионатов СССР, России, Европы и мира по высшему пилотажу на самолетах и планерах. Автор коллекции фоторабот «Живопись Творца», снятых с околоземной орбиты.



0
19 996
18 сентября в Лондоне открылась выставка под названием «Космонавты. Рождение космической эры».

18 сентября в Лондоне открылась выставка под названием «Космонавты. Рождение космической эры». Я слышал, что лондонский Музей науки в сотрудничестве Федеральным космическим агентством («Роскосмос») готовили эту выставку в течение пяти лет, а о ее подготовке узнал два с половиной года назад. Собрать экспозицию помогал и музейно-выставочный центр «Росизо». Объем работы, которую проделали специалисты при подготовке экспозиции, очень впечатляет.

Во-первых, они профессионалы и знают, что именно их интересует. Во-вторых, была выполнена сложная работа по поиску и подготовке экспонатов к перевозке, многие из которых раньше никогда не вывозились за границу. Например, подлинный аппарат «Восток-6», на котором Валентина Терешкова, первая женщина-космонавт, совершила свой полет в космос. Вообще редкие исторические экспонаты стараются никуда не вывозить, чтобы не повредить их и не подвергать определенному риску. Надо отдать должное организаторам: они преодолели все трудности и сумели собрать очень интересную композицию, пусть и не очень большую, но она, тем не менее, хорошо показывает, что происходило на заре космической эры.

Валентина Терешкова на  открытии выставки

Валентина Терешкова на открытии выставки «Космонавты: Рождение космической эры» в лондонском Музее науки. Фото: Nick Ansell/FA Bobo/PIXSELL/PA Images/ТАСС

Состоялась довольно представительная церемония открытия выставки, в которой приняли участие Валентина Терешкова, Александр Лазуткин, англичанка Хелен Шарман — первая и единственная представительница Великобритании в космических полетах. Мы летали вместе на начало девятой экспедиции — уже почти 25 лет назад, в следующем году будет юбилей этого полета. Хелен, кстати, очень активно работает в области пропаганды космонавтики у себя на родине. Присутствовали также представители «Роскосмоса», дочь Юрия Гагарина Елена и дочь Сергея Королева Наталья.

Присутствующие на выставке специалисты отметили, что некоторые из экспонатов не были широко представлены даже у нас. Один из них — пятиметровый лунный корабль ЛК-3, который был разработан в 1969 году для доставки одного космонавта на Луну. Я как специалист этот аппарат видел, но знаю, что он не был представлен российской публике. Создатели лондонской экспозиции его нашли, договорились о его включении в лондонскую экспозицию и оформили все необходимые документы на вывоз из России.

На выставке также представлен макет межпланетной станции «Луна-16», технологическая модель «Лунохода-1». Этот аппарат работал на Луне, но управлялся он с Земли. Я думаю, что тема советской лунной программы будет очень интересна посетителям выставки, так как о ней вообще мало кто знает. Это отметил даже директор Музея науки Ян Блэтчфорд. Он сказал, что многие не знают о том, что русские аппараты садились на Луну и брали пробы грунта, возвращались с этими пробами на Землю, для очень многих людей это неизвестная страница истории российской космонавтики.

Были показаны и аппараты «Спутник-1» и «Спутник-3», многоместные космические корабли «Восход», «Союз» — это все реальные аппараты, совершавшие полеты в космос. Очень хорошую коллекцию своей продукции представило научно-производственное предприятие «Звезда». Они показали спасательные скафандры и скафандры для выхода в открытый космос, теплозащитные костюмы для спасения космонавтов после посадки и костюмы водяного охлаждения для работы в скафандре. Еще посетители выставки смогут увидеть ранцевую установку, которая позволяла космонавтам передвигаться в открытом космосе. Я готовился к первым испытаниям этой установки на станции «Мир». Кстати, в экспозиции есть ложка, которая была со мной в мои первый и второй полеты. У меня ее попросил музей Звездного городка и передал в Лондон.

А еще там был представлен экспонат, которой впервые увидел даже я, человек, который много лет занимается темой космоса. Это документ 1946 года «по вопросам реактивного вооружения» — о развитии ракетной техники, который был подписан рукой Сталина. Он и положил начало ракетной эры в Советском Союзе.

Журналисты на этой выставке спрашивали: «СССР выиграл большую часть космической гонки, но в некоторых моментах США удалось вас обыграть, это было обидно?». Не обидно, потому что, соревнуясь между собой, мы все равно двигали вперед мировую космонавтику. Кстати, сами организаторы отметили, что ранее в лондонском Музее науки была неадекватно показана заслуга СССР в развитии мировой космонавтики. Там были представлены портрет Гагарина и макет спутника, что составляло 5% от общей экспозиции на космическую тему. Выставка «Космонавты. Рождение космической эры» позволит лучше сбалансировать информацию о покорении космоса, думаю, зарубежной публике будет очень интересно познакомиться с нашими достижениями. Музей науки очень широко используется в образовательных целях, там проводится много экскурсий для школьников, приходят студенты, и, несомненно, наша экспозиция расширит их кругозор.

Очень показательно, что, несмотря на сегодняшние трудности в отношениях России с Европой, современная космонавтика показывает пример международного сотрудничества. Мы продолжаем полагаться друг на друга, вместе летать в космос, совместными усилиями решать общие проблемы.

Выставка запланирована на полгода, будет ли она расширяться — трудно сказать, ведь организационные моменты отнимают много времени и сил. Если будут аншлаги, думаю, что организаторы задумаются о том, чтобы продлить экспозицию. Очень хорошо, что в мире узнают о наших достижениях.

0
882
Очень часто задается вопрос: «А зачем строить космодром Восточный, а как же Байконур»? На самом деле одно другому не мешает.

Очень часто задается вопрос: «А зачем строить космодром Восточный, а как же Байконур»? На самом деле одно другому не мешает. Роскосмос продолжает работу на Байконуре, но строительство еще одного космодрома необходимо, потому что космическая программа у нас большая. Например, Китай, у которого пилотируемая программа на сегодняшний день гораздо менее серьезная, чем российская, уже строит четвертый космодром, в США — шесть функционирующих стартовых площадок. В распоряжении России на сегодняшний день только два таких объекта: Плесецк в городе Мирный, позволяющий запускать ракеты-носители легкого и среднего класса, и Байконур, с которого можно запускать, кроме того, и ракеты-носители тяжелого класса. Но после распада СССР этот объект достался Казахстану, и теперь РФ вынуждена арендовать космодром для осуществления своих космических программ. Поэтому вопрос необходимости решается сам собой: в режиме многозадачности одним космодромом нам не обойтись.

Восточный строят на месте космодрома Свободный в Амурской области. Это облегчает задачу строителей. Например, Байконур начинал строиться в чистом поле, на пустом месте. Это делалось из соображений секретности и удаленности от населенных пунктов, чтобы потенциально возможные аварии не создавали проблем для людей, которые могли бы жить поблизости. Но решение строиться в безлюдной местности имело свои минусы. Строители Байконура жили в палатках, в очень некомфортных условиях и действительно героическими усилиями возводили космодром с нуля. А инфраструктура, оставшаяся в Амурской области от космодрома Свободный, создает хорошие условия для тех людей, которые там работают. В их распоряжении осталась жилая и транспортная инфраструктура.

Что касается темпов строительства нового космодрома, то было, конечно, отставание по срокам сдачи объектов. Но уже приняты меры по наверстыванию графика строительства. 6 сентября самарский РКЦ «Прогресс» отправил на космодром железнодорожный состав с блоками ракеты-носителя «Союз-2.1а». На Восточный ракета прибудет в октябре, и к этому времени космодром должен быть сдан в эксплуатацию, так как уже в этом году с него запланирован первый запуск ракеты. Работы по пилотируемым программам будут проводиться позже.

Мое знакомство с Восточным произошло в самом начале, когда строительство только разворачивалось, не было ничего, забивались первые колышки. А посещение в этом году показало, как много сделано: появились дороги, инфраструктура для обеспечения строительства, стал виден масштаб производимых работ. Но строительство Восточного не означает, что Россия откажется от эксплуатации Байконура, эти два космодрома просто дополняют друг друга. РЕстественно, Восточный строится под новую технику и новые требования безопасности. Он нужен нам для наращивания объема, ведь мы планируем лунные программы. Кроме того, нужно учитывать, что Казахстан теперь отдельная страна, Байконур используется на условиях аренды, и строящийся космодром необходим еще и в качестве резерва.

Безусловно, космодром Восточный обеспечит много новых рабочих мест в Амурской области. Соответственно, возникает необходимость закрыть эти вакансии. Вообще, университетов и институтов, занимающихся подготовкой кадров в технической отрасли по тому же космодрому, не так мало по стране. Просто теперь появилась конкретная потребность в таких специалистах именно в Амурской области, и на базе местного технического университета в Благовещенске будут готовиться кадры с учетом этого. Для молодых людей это замечательная возможность учиться и работать недалеко от дома.

Создание и расширение космической инфраструктуры на территории России позволит нашим людям лучше ознакомиться с космической темой, и она снова наберет популярность среди молодежи.

1
462
В этом году исполняется 25 лет нашего полета на космическую станцию «Мир»

В этом году исполняется 25 лет нашего полета на космическую станцию «Мир». Мы стартовали 18 мая, стыковались 20 мая. Как раз 20 мая мы летели в космос вместе с англичанкой, она была с нами очень короткий срок. Интересно, что, поскольку полет был длительный, он должен был закончиться осенью 1991 года, и к нам должен был прилететь следующий экипаж с австрийцем на борту. Этот австриец осенью будет праздновать 25-летие нашего полета. Потом полет продолжался, и мы приземлялись уже с немецким космонавтом. Получился длинный полет с большим количеством международных партнеров.

Мы и сейчас общаемся с партнерами, с которыми тогда работали, по возможности поддерживаем контакты. Недавно проводились мероприятия, которые устраивало Британское межпланетное общество. «Роскосмос» также принял участие. В городе Королеве проходила Международная конференция по пилотируемой космонавтике, куда приехало много наших коллег. Был Томас Райтер из Германии, с которым мы плодотворно готовились к работе на МКС, первый китайский космонавт и многие другие. Представительная делегация. Много и наших космонавтов было. Сейчас кто-то из них менеджеры, кто-то представители науки... Так что очень приятно продолжать общение уже немного в другом качестве.

В этом году также исполняется 25 лет установке фермы «Софора», которую мы собирали летом 1991 года. В то время и, по-моему, до сих пор она остается самой большой конструкцией, собранной руками в космосе. Здесь было все — интересная работа, интересная команда, интересные технологии и интересные результаты. Конечно, трудная была работа, да и сам по себе каждый выход в космос — непростая задача, а здесь у нас 4 выхода фактически было посвящено сборке... Это одна из крупных задач, которую тогда мы решали в космосе. И сегодня одним из ярких впечатлений остаются выходы по программе «Софора».

Так получилось, что в 1991-1992 годы я за один полет сделал 7 выходов в космос. По тем временам это был рекорд работы за пределами станции. 

0
418
Про гонку и соперничество относительно США сейчас мы говорим меньше — все больше обсуждаем сотрудничество.

Про гонку и соперничество относительно США сейчас мы говорим меньше — все больше обсуждаем сотрудничество. Другое дело, что надо поднимать эффективность нашей работы. В плане сотрудничества у нас сейчас есть самый крупный проект — Международная космическая станция. В рамках этого проекта американцы летают на наших кораблях на МКС: в части пилотирования они активно пользуются нашей инфраструктурой, пока создают свои корабли.

По российскому двигателестроению у нас достигнуты хорошие успехи. Эти успехи подтверждаются тем, что американцы покупают у нас двигатели и используют в своих ракетах. Наверное, конкурентоспособность этим и определяется: когда на рынке есть несколько предложений, а используется наше, в основном произведенное в Подмосковье.

Много говорили о космодроме «Восточный». Первоначально пуск был перенесен на один день. Автоматика дала сигнал о неисправности за 1,5 минуты до старта. Сбой был вызван технически неправильной передачей сигнала. В сложной технике вполне возможно, что происходят сбои. Мы именно поэтому и испытываем ее, понимаем, что с первого раза вряд ли все будет хорошо работать. Именно поэтому и испытываются новые самолеты: не сразу с пассажирами летят. Летели бы сразу, если бы у нас была 100%-я уверенность. Но сначала летают летчики-испытатели, испытывается отдельный агрегат, потом система, а потом в целом самолет. То же самое происходит с ракетами и то же самое со стартовыми комплексами. Эта ошибка должна была быть выявлена, но ее один метод контроля пропустил, другой пропустил, а нужно вовремя находить и ликвидировать. Сейчас уже сделали организационные выводы с разбором, почему так происходит, как сделать так, чтобы такого больше не было. Для этого есть методы контроля качества, международные стандарты и многое другое. Ничего катастрофического не произошло. Но хотелось бы, безусловно, чтобы глупых ошибок было меньше.

Конечно, мы по возможности занимаемся и просветительством. Одним из таких проектов является фотоэкспозиция «Живопись творца». Это коллекция, построенная на основе фотографий, снятых с космической орбиты. Как любой человек, поехавший в другое место и увидевший что-то необычное, я пытался фиксировать, что вижу и делиться со своими друзьями, знакомыми. Для меня ничего необычного не происходило, особенно с учетом того, что у нас и в профессиональной деятельности часть функций — это фиксация испытаний, фиксация того, что необычного происходит. А когда на землю вернулись, выяснилось, что мы уже к этому привыкли, а многим хотелось бы посмотреть. Поэтому возникла идея сделать фотографии более доступными. Кстати, я в этом смысле не единственный. Многие космонавты, которые летали, например, Юрий Батурин, Сергей Трещев, Федор Юрчихин, Олег Котов, также организовывали выставки. Просто мы впервые попробовали сделать космические фотографии в 3D. И поняли, что в этом есть и плюсы, и минусы. Плюс — появляется третье измерение. Минус — теряется разрешающая способность, не видно мелких деталей. Это пробная вещь. Кому-то нравится, кому-то не очень.

Интересно видеть, как создается что-то новое, и создавать его. И к этому новому нужно привлекать молодежь. Я думаю, это можно сделать, в первую очередь предлагая интересные проекты. Деньги, конечно, тоже имеют значение, но не определяющее. Интересные работы — главный привлекающий фактор. Молодежи заниматься одной и той же темой 20 лет не очень интересно.

Хотелось бы, чтобы мы быстрее двигались вперед. И я уверен, что будем двигаться. 

Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»