Лента Игоря Олеговича Зунтова

Игорь Олегович Зунтов — президент межрегиональной общественной организации по обеспечению правовой защиты охраны окружающей среды «Национальный экологический порядок».



Родился 8 ноября 1960 года в городе Смоленске в семье рабочих. В 1978 году там  же окончил среднюю школу. Затем прошел срочную службу в Вооруженных силах СССР, после чего поступил в Харьковское высшее танковое командное училище.



В 1999 году окончил Московский авиационный институт по специальности «экономическое управление предприятием», а в 2002 году — Современный гуманитарный институт по специальности «юриспруденция». Проходил воинскую службу в Вооруженных силах офицером на командных должностях. С 1990 по 1992 год работал преподавателем на военной кафедре МФТИ. Затем являлся помощником заместителя генерального директора «Росоптпродторга» в Министерстве торговли по сентябрь 1999 года, далее занимал должность начальника отдела маркетинга Московского пищевого комбината.



С 1996 по 1999 год — генеральный директор ТОО «Экспохолдинг». С 1999 по 2000 год — генеральный директор ЗАО «Торговый дом ЭКСПОХОЛДИНГЦЕНТР». С 2000 по 2014 год — председатель совета «Союза инвесторов столичного региона». С августа 2014 года является президентом межрегиональной общественной организации по обеспечению правовой защиты охраны окружающей среды «Национальный экологический порядок».



Имеет правительственные награды — медаль «За боевые заслуги» и награды за воинскую службу и трудовую деятельность — орден 1-й степени «За вклад в развитие жилищно-коммунального хозяйства России» (Постановление от 12.03.2008 № 05 СОНРГП).



Женат, имеет двоих детей.



3
1 188
По всему побережью больших рек надо наводить порядок, притом срочно

Россию не зря называют «речной» цивилизацией. Древние русичи жили на берегах рек, которыми испещрена вся восточно-европейская равнина. Реки выполняли важнейшую транспортную функцию, связывая племена в один народ. Также по речным маршрутам шла активная торговля с другими странами.

Реки чрезвычайно важны для современной России — пожалуй, даже больше, чем в древние времена. Благодаря им у нас есть электроэнергия, возможность развивать сельское хозяйство в засушливых регионах.

Волгу по праву зовут рекой-матушкой: это одна из самых крупных рек на Земле. В ее бассейне сосредоточено около 45 % промышленного и почти 50 % сельскохозяйственного производства страны. На Волге размещены 9 водохранилищ и 8 гидроэлектростанций. Кроме того, река продолжает выполнять и свою основную функцию, обеспечивая свыше 20% рыбного промысла России. Вот почему проблема загрязнения Волги стоит так остро. Именно в бассейне этой реки расположены 65 городов, входящих в топ-100 самых грязных городов России.

Основных экологические проблемы, от которых страдает великая русская река, несколько. Это и чрезмерное количество промышленных предприятий, отравляющих Волгу сточными водами, и наличие большого числа плотин. Свою лепту вносит и интенсивная речная навигация: ведь Волга — одна из крупных транспортных артерий России. От чрезмерного загрязнения страдает флора и фауна реки, поголовье ценных промысловых рыб сокращается, а те, что выживают в таких условиях, — мутируют.

Куда страшнее другое: Волга практически полностью утратила способность к самоочищению. Дело в том, что водохранилища, расположенные на Волге, по сути, непроточные. А это значит, что почти все попадающие в них загрязнения там же и остаются, и год от года накапливаются. Проблем добавляют также затонувшие и брошенные суда: нефтяные танкеры, пассажирские и грузовые. Остатки токсичного топлива сильно отравляют реку.

Что делать?

В июне этого года состоялось очень важное мероприятие, на котором были затронуты вопросы современного состояния двух центральных рек Черноземья России — реки Волги и Дона, которые обеспечивают более 20% всего рыбного промысла страны. Однако загрязнение рек и сильная рекреационная нагрузка привели к существенному уменьшению рыбных запасов в них. Участвовала в мероприятии и наша экологическая организация.

Тревогу забил депутат фракции «Справедливая Россия» в Государственной думе Олег Пахолков, коренной житель Ростовской области, который очень обеспокоен положением дел, происходящих с Волгой и Доном.

Основные выводы, к которому пришли собравшиеся за круглым столом — необходима всесторонняя оценка состояния и инвентаризация водоемов, на основании которой должен быть разработан комплекс соответствующих водоохранных мер. Необходимо введение уголовной ответственности за сброс канализационных отходов в водоемы — как для физических, так и для юридических лиц.

Нам, экологам, очевидно: по всему побережью больших рек надо наводить порядок, притом срочно. Необходимо приведение всей береговой полосы в надлежащее состояние, незамедлительное строительство локальных очистных сооружений, отвечающих всем современным требованиям не только на предприятиях, но и в населенных пунктах. Также необходимо ужесточение надзора и контроля за состоянием водных объектов, максимально принять меры для спасения Цимлянского водохранилища, на котором идет процесс деградации — заиливание дна, абразивные процессы береговой линии, снижение проточности и так далее.

На мой взгляд, самое главное — правильно и грамотно использовать государственный бюджет, который уже выделяется на проведение водоохранных мероприятий. Но не меньшее значение стоит уделить малым рекам. Малые реки являются притоками крупных и в случае их плохого качества, загрязняют крупные. Невозможно очистить Волгу, пока другие реки, впадающие в нее, будут оставаться загрязненными.

В Подмосковном регионе с 2014 года действует Программа реабилитации малых рек. Главная работа на сегодняшний день — очистка русловой части рек от отложений, комплексный анализ сбросов, осуществляемых в реки и прочие водоемы. Также в числе мероприятий выполняется целый комплекс инженерных, санитарно-гигиенических и ландшафтных проектов. Второстепенная, но не менее важная часть работы включает также благоустройство берегов. Постепенно все эти меры должны привести к восстановлению экосистем водоемов до естественного уровня.

От малых дел — к большим

МРОО «Национальный Экологический Порядок» с 2015 года начал заниматься разработкой программы по очистке малых рек Подмосковья. Необходимость этой программы возникла не случайно и не спонтанно, наша организация занимается экологией, и все нарушения и аварии, связанные с экологией, попадают в наше поле зрения. Так случилось и с рекой Пехоркой, которая была загрязнена после аварии на коллекторе «Балашиха-Люберцы».

Мы внимательно следим еще за двумя реками в Подмосковье : Купелинкой и Десной. Причин загрязнения этих рек несколько: это несанкционированные точки врезки в старые коллекторы, незаконные точки сброса в реку, а также отсутствие очистных сооружений в жилых поселках. В основном жители пользуются септиками, загрязненные стоки от которых по весне попадают в реки. Также можно отметить загрязнение воды стоками от производств, использующих химические вещества, а также от сельскохозяйственных предприятий.

Нами были разработаны карты рек, с указанием промышленных предприятий, населенных пунктов и жилых кварталов вдоль русла. Были сделаны запросы по предприятиям и администрациям поселений, в результате которых мы имеем четкие данные какие предприятия и жилые районы сбрасывают очищенные сточные воды в реки. Благодаря совместным усилиям МРОО «НЭП» и администрации Ленинского района нам удалось внести реку Купелинку в Программу очистки малых рек Подмосковья Минэкологии МО, мероприятия по очистке части русла реки Купелинки будут вестись за счет средств федерального бюджета.

Также мы проводим акцию под названием «Чистый берег», где активисты и волонтеры помогают нам наводить порядок на берегах рек. А в самое ближайшее время мы планируем провести визуальное исследование с фото и видео фиксацией всех 3-х рек, которыми мы занимаемся: зафиксировать наличие на берегу и в реках строительных и бытовых отходов, незаконных труб для отведения сточных вод и другие проблемы. Итогом этой работы станет отчет в Министерство ЖКХ и Минэкологии МО с просьбой очистки заваленных берегов, русла реки (конкретные точки), уборки мусора, устранения незаконных врезок и сбросов в реку неочищенных сточных вод.

0
271
Сегодня конфликтная ситуация сложилась вокруг столичного парка «Кусково»

Москва — крупный мегаполис с огромным количеством автотранспорта и проблемой дорожных пробок. Большинство автомагистралей в Москве строились в 50-е годы, и тогда никто не предполагал, что в городе будет такое количество транспорта. Ныне существующие трассы обеспечивают выезд из города — широкие проспекты постепенно переходят в шоссе. Но когда разросшимся районам понадобилась связь друг с другом, город встал.

Для того чтобы выйти из транспортного коллапса, в Москве ведется строительство новых развязок, кольцевых дорог и хорд, что не всегда устраивает защитников природы и памятников архитектуры.

Сегодня конфликтная ситуация сложилась вокруг столичного парка «Кусково». В этом месте планируется построить северо-восточную хорду, которая должна разгрузить Третье транспортное кольцо, МКАД и центр города. Часть дороги должна пройти как раз через территорию парка «Кусково». Местные жители, само собой, возмутились первыми. Позже к конфликту подключились организации: например, Совет по правам человека при президенте РФ и Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Люди всерьез опасались, что при строительстве хорды могут быть уничтожены не только деревья, но и исторические постройки, например, храм Успения Пресвятой Богородицы 1644 года. А еще на месте прокладки трассы находится старый коллектор, который собирает сточные воды. Любое строительство может привести к аварийной ситуации и серьезным экологическим и коммунальным проблемам.

Защитники парка указывают на вопиющие факты нарушений при планировании строительства хорды. Так, церковь названа «двухэтажным зданием», не были проведены общественные слушания и другие необходимые процедуры. Более того: в августе прошлого года был издан указ об изменении границ памятника — парка «Кусково». Попросту говоря, о его уменьшении. В апреле 2016 года приказ был подтвержден. Таким образом, был дан зеленый свет вырубке леса, которая началась 22 июня этого года. Вырублено уже почти два гектара, всего же планируется вырубить 20 гектаров леса.

Строительство дорог — серьезная объективная проблема, типичная для динамично развивающегося мегаполиса. И здесь налицо столкновение интересов города в развитии дорожно-транспортной инфраструктуры и сохранении памятников — культурных, исторических и природных.

Мое мнение — проблема тяжелая, и без компромисса решить вопрос не удастся. Причем на компромисс должны идти и строители, и защитники природы и памятников архитектуры. Надо стараться всеми усилиями минимизировать ущерб.

Тайные вырубки всегда приводят к негативным моментам. Люди будут видеть в этом только негатив: деньги разворовываются, бюджет осваивается и так далее. Практика показывает, что если вовремя не урегулировать напряженность среди жителей, то она будет мешать строительству объекта, прогрессу и развитию. А если будет все открыто, будет диалог, пройдут общественные слушания — то сразу будет разделение между заинтересованными в развитии людьми и так называемыми горлопанами.

Что касается строительства хорды до района Вешняки, то я считаю, что нужно немедленно собрать рабочую группу, в которую будет входить заказчик, генподрядчик, администрация и общественность. От общественности — инициативная группа не более пяти человек. На заседании рабочей группы необходимо представить весь пакет документов на строительство, составить перечень вопросов, на которые следует получить ответы, и внести корректировки в проект, если это возможно. Так будет выполнена задача и по развитию, и общественность успокоится, увидев, что все делается с учетом интересов жителей и для их же блага.

Разумеется, каждому работающему человеку свойственно делать ошибки, в том числе и чиновникам. Общественность указывает на ошибки в их работе, но не стоит переводить это исключительно в политическую плоскость — так, как это было сделано при строительстве дороги через злополучный Химкинский лес. Чиновники обязаны свои ошибки исправлять и работать дальше. Тогда будет взаимодействие и понимание между чиновниками и общественностью, а люди будут знать, что их услышали.

Наша организация — МРОО «Национальный Экологический Порядок» — занимается, в том числе экологическими проблемами, связанными с застройкой и всегда стоит на страже интересов природы и общества. Мы проводим митинги, организовываем петиции, но в тоже время для нас важно не политизировать свою борьбу. Все случаи нарушения интересов граждан связаны не с политикой, а лишь с нарушениями законов самими же чиновниками. Ошибка защитников Химкинского леса состоит в том, что они были заранее ангажированы, в том числе и западными либералами. Под якобы «экологическую» деятельность выделялись деньги, а активисты лишь пытались поднять свой рейтинг на этой проблеме вместо того, чтобы реально исправить ситуацию. Мы категорически против того, чтобы на любой проблеме делалось политическое выступление против правительства и зарабатывались политические очки. Природе такая деятельность не поможет.

Как можно решить проблему в парке «Кусково»? Дорога объективно необходима: для обеспечения комфортного движения и снятия проблем заторов нужно увеличивать количество кольцевых трасс и дублеров радиальных дорог. При этом дорожно-строительная политика должна быть очень грамотная и тщательно выверенная. Необходимо привлекать к участию независимых общественных экспертов — общественные экологические организации, а также изучить и адаптировать к российским условиям мировой опыт. Не стоит изобретать велосипед: Москва – не первый и не последний мегаполис, сталкивающийся с проблемой роста. Компромисс возможен, если в диалоге будут принимать участие все заинтересованные стороны.

2
357
В конце прошлого года российские власти объявили о перевыполнении Россией плана по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу, заложенного условиями Киотского протокола.

В конце прошлого года российские власти объявили о перевыполнении Россией плана по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу, заложенного условиями Киотского протокола. Однако возникает вопрос: правда ли, что этим достижением Россия обязана вовсе не модернизации производства и переходу на более прогрессивные технологии, а, напротив, сокращению промышленного сектора и спаду промышленного развития?

Сперва следует разобраться, кто именно загрязняет нашу атмосферу. Основной вклад вносят теплоэнергетика (тепловые и атомные электростанции, промышленные и городские котельные и др.), автотранспорт, предприятия черной и цветной металлургии, нефтедобычи и нефтехимии, машиностроение, производство стройматериалов.

Тепловые и атомные электростанции, котельные установки в процессе сжигания твердого или жидкого топлива в атмосферу выделяют дым, содержащий продукты полного (диоксид углерода и пары воды) и неполного (оксиды углерода, серы, азота, углеводороды и др.) сгорания. Объем этих энергетических выбросов очень велик.

Перевод установок на жидкое топливо (мазут) снижает выбросы золы, но практически не уменьшает выбросов оксидов серы и азота. Наиболее экологичным считается газовое топливо, которое в 3 раза меньше загрязняет воздух, чем мазут, и в 5 раз меньше, чем уголь. Еще более экологична в период безаварийной работы АЭС, но тем не менее она загрязняет воздух такими токсичными веществами, как радиоактивный йод, радиоактивные инертные газы и аэрозоли. Огромную потенциальную опасность представляют отходы ядерного топлива и аварии атомного реактора.

Значительные выбросы отходящих газов и пыли, содержащих вредные вещества, отмечаются на заводах цветной металлургии при переработке свинцово-цинковых, медных, сульфидных руд, при производстве алюминия.

Теперь взглянем на официальную статистику.

Согласно официальным данным Госстата, выбросы загрязняющих веществ в воздух от стационарных источников в 1992 году составляли 28,2 млн т, а в 2015 году — 17,2 млн т, то есть количество выбросов сократилось почти на 40%.

Если посмотреть на статистические данные совокупных выбросов загрязняющих веществ (как от стационарных, так и от передвижных источников), то мы видим плавное снижение. Начиная с 2007 года в среднем количество выбросов к 2015 году сократилось более чем на 10%, с 35,5 млн т до 31,2 млн т.

Считается, что сокращение выбросов говорит о введении в производственный процесс новых технологий и повышении экологических требований. Например — запрет на продажу с 2016 года моторного топлива ниже экологического класса Евро-5. Новый стандарт качества топлива уменьшит выбросы в атмосферу диоксида серы. Также снизятся выбросы оксида углерода, оксидов азота и летучих органических соединений. Это, безусловно, не может не внушать оптимизма.

Однако следует учитывать и то, что сокращение объема выбросов было связано и с приостановкой предприятий, либо с сокращением производства, и вот здесь радоваться нечему. Единственно верный путь развития в условиях санкций — это ставка на народное хозяйство с качественно новыми, экологичными решениями.

Удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации, в общем числе организаций, имевших завершенные инновации, кстати говоря, уже возрастает. Так, добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа, воды в 2009 году составляли 15,5%, а в 2011-м уже 52,9%. Удельный вес организаций, использующих систему контроля за загрязнением окружающей среды, в общем числе обследованных организаций в 2009 году составлял 4,9%, а в 2011-м — 9,7%. Именно такие данные приведены в ежегодном бюллетене Федеральной службы государственной статистики «Россия в цифрах» (данные за 2013 год).

Иными словами, нужно не просто развивать производство по всей стране, но также еще создавать возможности для инновационного развития всех отраслей народного хозяйства. Это и будет настоящим вкладом в заботу об окружающей среде.

80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»