Научный PR: перевод на понятный язык

Научный PR: перевод на понятный язык

Фото "Русская Планета"

Кирилл Брагин

Науку «двигают» не только ученые, специалисты по научной коммуникации (science communications), они называют себя научными коммуникаторами, продвигают научные идеи внутри научного сообщества и за его пределами.

Несмотря на то, что научно-популярный жанр в нашей стране имеет богатую историю, достаточно вспомнить передачу «Очевидное-невероятное» с ее огромной аудиторией и журнал «Науку и жизнь», выходивший трехмиллионным тиражом, сегодня всё несколько изменилось, это направление, отличающееся и от журналистики и от PR, вылилось в отдельную специализацию.

На Западе научная коммуникация поставлена на солидную основу, в России она находится в процессе становления, но уже показывает хорошую динамику, во всяком случае, коммуникация внутри самого сообщества налажена довольно неплохо, что подтвердил прошедший в московской «Коммуникационной Лаборатории» нетворкинг «SciComm Summer 3.0». Формальным поводом для проведения мероприятия стал выход сборника «Формула научного PR 3.0», он включил лучшие практики по научной коммуникации.

Организаторами мероприятия выступили «Российская венчурная компания» («РВК»), «АКСОН» («Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки») и университет ИТМО.

Спикерами мероприятия стали пионеры российской научной коммуникации, молодые, но опытные специалисты.

Илья Курмышев (РВК) отметил успехи нового направления: в высших учебных заведениях России появились новые образовательные программы, создана профессиональная ассоциация научных коммуникаций, профессиональная премия, выходит периодический сборник лучших кейсов, запущена серия проектов Science Slam (международный проект популяризации науки), появляется все больше новых проектов в этой сфере.

Цели РВК по развитию рынка научной экспертизы, приближения к большей прозрачности и привлекательности науки для молодого поколения, налаживанию коммуникаций между наукой и бизнесом, становятся более реальными.

Илья Курмышев

Александра Борисова, сооснователь «АКСОН», только что вернувшаяся из Германии, где в Университете Рейн-Ваал она проходила стажировку по программе Федерального канцлера поделилась опытом работы в Европе, сопоставила проблемы европейских и российских коммуникаторов, рассказала, чем отличается модный Event space science communication от обычного Sciencecommunication.

Из выступления Борисовой слушатели узнали, что европейские коллеги работают не только со СМИ и через СМИ, но и напрямую с населением, университеты вовлекают в научную коммуникацию местные сообщества и общаются со школьниками. Научные коммуникаторы университетов выступают своего рода локомотивом депрессивных регионов Германии (оказывается, есть и такие), устройство университетов в экономически слабых землях является универсальным рецептом для решения многих социальных и экономических проблем.

Это еще раз подчеркивает важность и необходимость научных коммуникаторов для Европы (спасут ли научные коммуникаторы и вузы российскую провинцию, покажет время).

Александра отметила хорошие возможности научных коммуникаторов в России: сообщество не стало закрытым, журналисты становятся коммуникаторами, коммуникаторы журналистами, практики идут в исследователи, сохранятся перспектива роста и не наблюдается тенденций к распаду на маленькие профильные сообщества.

Григорий Тарасевич, основатель и главный редактор журнала «Кот Шрёдингера» рассказал о проблемах научных коммуникаторов и журнала (в общем это касается всех СМИ, пишущих на темы науки). Тарасевич призвал формализовать отношения с организациями:«Мы готовы договариваться о рубриках и форматах». Думается, что каждая редакция, имеющая научные рубрики, испытывает подобные трудности.

Питч Владислава Гончарука, главного редактора и сооснователя портала «Sci-One», работающего в видеоформате, соответственно, был посвящен научной коммуникации через этот формат. Видеоформат – самый доходчивый формат современных медиа, который предпочитает огромная аудитория, по оценкам Гончарука она составляет порядка 30 миллионов активных пользователей (Facebook, YouTube, ВКонтакте). Доступ к аудитории фактически бесплатный, хотя его тоже нужно получить, большим преимуществом работы в SMM является интерактивная связь, т.к. в комментариях люди саму подскажут, что в работе нужно исправить. Самым ценным активом социальных медиа Владислав Гончарук назвал не трафик и просмотры, а лояльность и вовлеченность.

Дарья Денисова (ИТМО, редактор «Формулы научного PR 3.0») рассказала о сборнике и истории его формирования. В него вошли не только истории успешных кейсов, но и темы, перекочевавшие из неформального пространства: «Мы не умеем считать деньги, мы до конца не понимаем цель, зачем мы это делаем», т.е. о рассуждения о сложностях работы научного коммуникатора.

Елена Брандт (Yandex, один из учредителей АСКОНа) рассказала о причинах и целях создания ассоциации, как профессионального объединения. Спикер рассказал о некоторых проектах, связанных с АКСОНом, позволяющим тем компаниям, которые ограничены в средствах, быстро распространять свои новости (портал «Открытая наука»), и о возможностях членам Ассоциации получить доступ к некоторых сервисам, необходимых в работе коммуникатора.

Елена и Юна Брандт

Было отмечено, что вступление в Ассоциации производиться не на коммерческой основе.

Директор центра научных коммуникаций ИТМО Дмитрий Мальков рассказал о становлении и разработки программы по научной коммуникации в магистратуре университета. Дмитрий вместе с коллегами стал настоящим пионером по разработке учебной программы этой дисциплины, начинать приходилось с «нуля», т.к. научная коммуникация как дисциплина в России еще не существовала, и не было ни одного профессора. Но все первоначальные сложности оказались позади, через год состоится первый выпуск.

Дмитрий Мальков

Иван Бушмаринов (Yandex) указал на одно из направлений для научных журналистов. Писать о результатах исследований скучно, в самом деле, что интересного может быть в заметках типа «Российские ученые изобрели уникальную высокопрочную резину»? Потребителю будет интересно читать о батлах ученых, о конфликтных ситуациях в научных кругах.

В завершении мероприятия был произведен розыгрыш лотов, среди призов были довольно оригинальные: Приглашение на закрытую планерку «Кота Шрёдингера», стажировка в РИА-Наука, мастер-класс «Как соблазнить редактора» и т.д.

Будем надеяться, что подобные встречи сделают научную коммуникацию в России более эффективной и веселой, а версия 3.0 значительно облегчит «перевод» для малоподготовленной аудитории.

Далее в рубрике Молодые деньги Молодые деньги

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»