В МГУ открыли новое свойство каратиноидного белка
pixabay.com

Специалисты биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова выяснили, как свет влияет на фоточувствительность цианобактерий

Цианобактерии – это древнейшие микроорганизмы, которые в процессе фотосинтеза выделяют кислород. С помощью фотосинтеза они производят органические молекулы, тем самым обеспечивая себя питанием. Цианобактерии содержат каратиноидный белок оранжевого цвета – он помогает им защищаться от интенсивного света. Ученые из МГУ выяснили, как под действием света белок переходит из оранжевой формы в красную, которая признана его активным функциональным состоянием.

«Мы впервые показали, что скорости изменений спектральных характеристик каротиноида (органического пигмента) и белковой матрицы не совпадают на разных стадиях фотоцикла, и установили последовательность событий, происходящих с каротиноидом и ключевыми аминокислотными остатками в структуре белка», — рассказал один из авторов статьи, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории фотобиологии и биофотоники кафедры биофизики биологического факультета МГУ Евгений Максимов.

В результате работы ученые пришли к выводу, что оранжевый каротиноидный белок является модульной конструкцией, благодаря которой можно переносить молекулу каротиноида из мембраны в белок, а также доставлять антиоксиданты в отдельные части клетки, которые требуют защиты от кислорода. По мнению исследователей, это позволит решить ряд медицинских задач, связанных с использованием в терапии антиоксидантов, говорится на сайте МГУ.