Исследование: древние европейцы были очень смуглыми и голубоглазыми

Древние европейцы имели голубые глава и очень смуглую кожу, говорится в исследовании ученых из Института эволюционной биологии в Барселоне, опубликованном в журнале Nature, передает AFP.

Палоегенетики пришли к такому выводу, прочитав ДНК из костей древнего европейца, который жил около семи тысяч лет назад в пещере на севере Испании. Останки мужчины средних лет обнаружили в глубокой пещере Ла-Бранья-Аринтеро в 2006 году.

«До этого момента я предполагал, что европейцы со светлой кожей появились в позднем палеолите (50-10 тысяч лет назад — РП). Сейчас очевидно, что это не так», — сказал соавтор исследования Карлес Лалуэса-Фокс. Он отметил, что у обследованного мужчины, которого назвали La Brana 1, были африканские версии генов, управляющих пигментацией кожи. «Еще более удивительным стало то, что этот "испанец" обладал теми вариациями генов, которые делают глаза европейцев голубыми, что делает этот геном уникальных, так как по всем остальным признакам он происходит из Северной Европы», — подчеркнул Лалуэла-Фокс.

По словам ученого, изменение цвета кожи могло произойти в период неолита, когда бывшие охотники-собиратели становились фермерами. Причиной этого процесса могло стать изменение диеты, особенно снижение уровня витамина D, а также изменение в образе жизни. В отсутствии естественного витамина D человеческая кожа может производить собственный в случае контакта с солнцем. Темная кожа, однако, синтезирует витамин гораздо хуже светлой, что могло стать причиной для эволюционного изменения цвета кожи.

Так как конкретный оттенок кожи выяснить невозможно, исследователи предполагают, что подобная его комбинация с голубыми глазами и темными волосами не встречается среди современных европейцев. La Brana 1 по своей генетике наиболее схож с современными шведами или финнами, говорят ученые.

La Brana 1 — первый охотник-собиратель, геном которого удалось секвенировать. Ученые также выявили у него неспособность переваривать молоко, но хорошее усвоение крахмала. Вероятно, это стало последствием зарождения сельского хозяйства в период неолита.