Французские ученые назвали мытье рук способом снижения чувства вины

Мытье рук способствует снижению чувства вины и может помешать человеку совершить альтруистичный поступок, показало совместное исследование ученых из французского Университета Пьера Мендеса-Франса (Университет Гренобль 2) и американского Государственного университета Огайо. Результаты работы опубликовал международный журнал Frontiers in neuroscience.

Для проведения исследования ученые произвольно выбрали 65 посетителей муниципальной библиотеки французского города Гренобль, которым пообещали заплатить по 10€, и попросили их за 15 минут вспомнить и подробно описать в письменном виде плохой поступок, который они когда-либо совершали по отношению к своим друзьям или родственникам. Затем участников эксперимента разделили на три группы. Людей из первой отправили мыть руки, членам второй показывали видео, на котором кто-то моет руки, а посетителям библиотеки из третьей группы продемонстрировали ролик, на котором человек набирает текст на компьютерной клавиатуре.

Ученые определили степень чувства вины каждого из участников эксперимента с помощью специального теста, обращая внимание на их мелкие движения и эмоциональное состояние, а для фиксирования готовности респондентов к альтруистичным поступкам попросили их в течение трех недель принять участие в опросе об общественном транспорте. Выяснилось, что люди, которые мыли руки или наблюдали за этим процессом на видео, испытали минимальное чувство вины после рассказа о своем плохом поступке и проявили минимальную готовность к альтруизму, дав ученым отрицательный ответ на предложение принять участие в следующем опросе.

«Простого упоминания акта мытья рук, возможности увидеть, как кто-то делает это на экране, достаточно, чтобы произвести этот эффект», — пояснил один из авторов эксперимента, профессор социальной психологии Университета Пьера Мендеса-Франса Лоуренс Беге. С другой стороны, участники исследования, которые не мыли руки и не наблюдали, как это делают другие, испытали самое сильное чувство вины и проявили готовность к альтруистичному поведению. Беге объясняет этот результат «универсальностью ритуального очищения водой, которое связывает физическую чистоту с моральной чистотой». «Мытье рук полезно для здоровья, но вредно для общественных отношений», — заключают исследователи.