Новости – Культура
Культура
«Золотая маска». Русский театральный код
В штабе легендарного фестиваля сообщили о беспрецедентной театральной активности 2018 года. Что и кто за этим стоит?
4 сентября, 2018 18:20
8 мин
В культурной жизни нашей страны до обидного мало терминов и определений, которые были бы на слуху каждого россиянина, начиная с простого обывателя и заканчивая деловыми людьми из списка Forbes. Но про театральный фестиваль «Золотая маска» хоть раз, но слышал каждый. Кому мы обязаны этим культурным явлением?
Михаилу Александровичу Ульянову, народному артисту СССР, возглавлявшему наш Союз театральных деятелей с 1986 по 1996 год, и подарившему нам «театральный «Оскар» изначально столичного (сугубо московского) масштаба.
1993 год…
Датой рождения «Золотой маски» принято считать именно 1993-й — время, когда в России буйствовала уже порядком поднадоевшая всем эпоха перемен. Их, как известно, «требовали наши сердца и наши глаза», примерно, с середины 80-х.
Но советский период «тотального дефицита» сменился совершенно другим — безвременьем раннего (как часто говорят «дикого») капитализма. В театре и кино самых разных стран мира в точке настолько глобального слома времён восходит на пик бешеной популярности либо абсурд, либо безвкусица, поднимаемая волной с самых низов «андеграунда».
В тот год экраны телевизоров и находившихся на грани закрытия кинотеатров заполонили первые российские сериалы (наш ответ «Тоже плачущим богатым» и «Рабыне Изауре»), «поздний Гайдай» да западные боевики.
Советский кинематограф, де-факто и де-юре, перестал существовать в начале 90-х. Индустрия ограничивалась выпуском 1-2 картин — или «прогрессивный» абсурд, или пошлая комедия, или «зубодробильный» боевик в стиле «По прозвищу Зверь». Судьбы многих советских и российских актёров безжалостно ломало «колесо истории».
Словно предчувствуя, что дальше дело будет только хуже, столичные театральные деятели во главе с Михаилом Ульяновым восстали на защиту старых добрых актёрских традиций, театральной школы, одно упоминание о которой вызывает у настоящего артиста — без пафоса — священнический трепет в душе, и системы Станиславского — нашего национального достояния.
Голливуд работает по разработанному именно в России принципу «тотального вживания в шкуру твоего персонажа», «умирания в его образе». Потерять, забыть эти драгоценные алгоритмы в те годы было бы равнозначно величайшей культурной трагедии.
«Русский театр жив и его лучшие традиции бережно сохранены его кое-как выживающими резидентами!» — с этой, пусть другими словами оформленной, идеей Михаил Ульянов попал в «десятку».
Вручить первые «маски» (вдогонку к которым не давалось и не даётся ни рубля) удалось только в 1995 году. А в 1996-м у руля фестиваля стал 32-летний театральный режиссёр и продюсер Эдуард Бояков.
Именно он развил идею «скромного театрального мероприятия городского масштаба с нескромным названием «Золотая маска» до масштабов ежегодного события федерального масштаба. Эдуард Бояков привёл команду специалистов, профессионально развивавших фестиваль на первом этапе существования.
На пост директора по связям с общественностью Наталья Николаева заступила в печальном известном 1998-м. Произошёл дефолт. И при разговорах о финансировании культурной отрасли у чиновников мог случиться нервный тик.
Эдуард Бояков, Наталья Николаева не сдавались и руки не опускали. Нужны цветы? Наталья шла к близлежащей палатке, расположенной недалеко от станции метро, и просила телефон руководителя. Продавщица неохотно давала телефон собственника, который снимал трубку и слышал приблизительно следующий текст:
— Добрый день. Беспокоит администрация российского театрального фестиваля «Золотая маска». Нам нужны цветы на мероприятие. Но денег нет.
А дальше – по бартеру. Вы нам цветы. Мы вам рекламу. По этому принципу делалась и печатная продукция. Фестиваль становился событием на глазах без поддержки. Позже подключатся и Министерство культуры, и Правительство Москвы. Одним из ключевых спонсоров станет Сбербанк России.
«Золотая Маска» перестала быть «городской радостью». Поучаствовать в нём получал возможность театральный коллектив из любой точки страны. Сколько восторженных отзывов когда-то вызвали «Циники» А.Мариенгофа в интерпретации театра из Минусинска. Стоило лишь заполнить заявку, пройти через «горнило» оценки экспертной комиссии, состоящей из авторитетных критиков, предстать перед уважаемым жюри и… вот он шанс, которого ждёшь всю жизнь.
На посту генерального директора Эдуарда Боякова сменила Мария Ревякина, опытнейший театральный менеджер, директор Государственного театра наций, заслуженный работник культуры РФ.
К этому моменту фестиваль уже стал живым организмом, который обрастал самыми неожиданными номинациями, давал дорогу не только «классике», но и эксперименту в своём лабораторном блоке.
За четверть века существования фестиваля награды, в которых читается славный российский герб — двуглавый орёл на фоне театральной маски — украсили стены десятков театров по всей стране.
А сколько интереснейших мастер-классов с участием патриархов российского театра и кино, сколько бесценных мастер-классов, захватывающих семинаров и продуктивных дискуссий прошло за эти 25 лет? Не сосчитать.
2018-й…
Как сообщила ТАСС пресс-служба фестиваля, в этом году сезон откроется уникальной палитрой проектов регионального и международного масштаба.
С 7 сентября по 2 декабря лучшие российские спектакли увидят жители Санкт-Петербурга и Петрозаводска, Череповца и Ульяновска, Сургута и Читы и Кинешмы, Иваново и Новокуйбышевска.
Те, кто не может себе позволить с головой окунуться в стремнину столичной театральной жизни, посмотрят постановки театра на Фонтанке и легендарной «Маяковки», театра имени А.С. Пушкина и театра Наций. В программе гастролей спектакли «Мастерской» и театра «Карамболь». Малыши смогут насладиться волшебными спектаклями московского ТЮЗа. Будут представлены «Электротеатр Станиславский», Минусинский драматический.
Громких слов, пожалуй, достаточно. Но вряд ли мы сможем переоценить культурную значимость показов для зрителей из регионов России тех театральных шедевров, которые созданы Римасом Туминасом и Юрием Бутусовым, Григорием Козловым и Мариной Брусникиной, Тимофеем Кулябиным, Алексеем Бородиным и другими прославленными мастерами отечественной сцены.
Региональными гастролями дело не ограничится. И если весной российские постановки вызвали аншлаг на Земле Обетованной, то осенью спектакли театра имени Евгения Вахтангова, театра имени Владимира Маяковского, «Школы драматического искусства», «Красного факела», Театра Наций увидят в Прибалтике. И не только в столицах Латвии и Эстонии, но и в маленьких городках, жители которых, интересующиеся русским театром, смогут пообщаться с нашими театральными деятелями вживую.
Завершится сезон в Стамбуле — там, где происходит действие замечательной пьесы «Бег» М.Булгакова. Помните? В одноимённой экранизации Михаил Ульянов блестяще сыграл свою лучшую роль. Он воплотил образ ищущего лучшей доли в турецкой эмиграции генерала Чарноты.
Михаила Александровича Ульянова нет с нами уже 11 лет. Но так хочется ещё раз сказать ему спасибо. Не только за его потрясающие роли. Но и за эту «волшебную лазейку» под названием «Золотая маска». За фестиваль, который стал сокровищницей нашей театральной культуры.
Благодаря ему мы, русские, имеем шанс остаться в истории не только как народ «восстанавливающий статус-кво» по всей планете, но и как нация, представители творческой интеллигенции которой (Чехов, Чайковский, Достоевский, Толстой, Станиславский, Булгаков) являются титанами человеческой мысли, преподнесённой этому огромному миру сквозь призму подлинного искусства.
Такая история.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости