Новости – Культура
Культура
Сергей Безруков. В тени Саши Белого
Исполнилось 45 лет замечательному актёру, отчаянно пытающемуся скрыть «криминальное прошлое»
18 октября, 2018 12:32
8 мин
Роль лидера «Бригады» Саши Белого сделала никому не известного актёра Сергея Безрукова популярным. «Бригаду», не отрываясь от экранов, смотрели в начале «нулевых» все, кто был резидентом этого славного, вполне романтического времени, когда бандиты были просто бандитами, а не «бигбоссами» в частных корпорациях и госструктурах.
«Бригада» сыграла злую шутку с поколением, подраставшим в очень непростое время. Увидев красивую историю русских бандитов, многие принялись создавать собственные преступные группировки, не понимая, что пройдёт через каких-нибудь 10-15 лет «бригады», не имеющие поддержки свыше, ждёт весьма незавидная участь.
И стреляли. И умирали. И садились в тюрьмы. И, глядя на всё это, был не очень-то рад отождествлению с Саней Белым сам актёр Сергей Витальевич Безруков, который тщился воплотить образы Пушкина, Есенина, Высоцкого. И воплощал. И получалось весьма и весьма неплохо, что породило у злых языков вполне смешную шутку: «Страшно не то, что рано или поздно умрёшь, а то, что тебя сыграет Безруков».
Родился Сергей Безруков 18 октября 1973 года в Москве в семье артиста Театра Сатиры Виталия Безрукова, очень известного в театральных кругах. Мама, Наталья Михайловна, работала заведующей магазином. Своё имя Сергей получил как раз в честь поэта, образ которого он воплотит и на сцене, и, позже, в кино. С «кабацкого певца буржуазной действительности» в те годы, конечно же, ещё не было снято клеймо, но за томик Есенина, обнаруженный дома, из партии не выгоняли.
Выбор профессии для мальчика был предопределён с детства. Серёжа, часто гостивший в Лысково у бабушки с дедушкой, не скрывал своих намерений поступать в театральный и рос душой компании, удивляя артистизмом, пением под гитару, мальчишескими выходками, после которых нередко слышал в след: «Хулиган!».
С малых лет заворожённый профессией отца он был «главным режиссёром двора», где вместе с ребятами сооружал сцену, развешивал какие-то занавесы-тряпки и… представление начиналось.
Первый спектакль, поставленный в малолетстве Сергеем Витальевичем Безруковым, назывался «Гуси-Лебеди».
В «свободное от творчества время» мальчик учился в 402-й московской школе, расположенной в Восточном административном округе на улице Косинской. Это невысокий парнишка с глазами ангела удивлял учителей невероятным упорством, которое позволило ему окончить школу с одними пятёрками в аттестате.
Но ещё до этого случилось то, что должно было случиться. Шёл 1985 год. Виталий Сергеевич Безруков, ставил в школе, где учился его сын, замечательную пьесу Алексея Арбузова. Называлась она «Мой бедный марат» и рассказывала о Ленинграде времён блокады.
Один из ключевых элементов сценографического решения — печку-буржуйку — мастерили из листов ржавого железа. Внутрь поставили свечку, на которую, не мигая, смотрел Сергей. У 12-летнего парнишки сковало мышцы холодом, он дрожал. Отец заметил это и, затаив дыхание, наблюдал, не веря, что в искусственно созданных предлагаемых обстоятельствах его Серёжка может не играть, а именно жить, чувствуя нутром всю скорбь, весь кромешный ужас тех, кто умирал в блокадном Ленинграде.
— Ты будешь актёром, — сказал в тот день Виталий Сергеевич сыну. — Обязательно будешь.
И как в воду глядел.
Первой значимой работой Сергея Безрукова в кино был фильм Каринэ Фолиянц о молодом «моторокере». Дебют режиссёра совпал с дебютом 19-летнего актёра. В самом названии картины «сквозят ветра» постперестроечной эпохи. Называлась она «Ноктюрн для барабана и мотоцикла».
Фильм вышел на экраны в 1994 году, а снимался ещё раньше, когда Серёже было всего 19 лет. Таким зрители Сергея Безрукова и не помнят. Сигареты «Мальборо», фигурировавшие в картине, Сергей и молодая режиссёр Каринэ, которая была чуть-чуть старше исполнителя главной роли, «покуривали» «тайком от взрослых».
Сюжет этого фильма сегодня выглядит наивно. Хорошую девочку продают в заграничный бордель Ей кажется, что жизнь окончится этим драматическим во всех отношениях эпизодом. Но появляется мотоциклист и барабанщик, который должен восстановить статус-кво, вернув девочку в семью и наказав негодяев. Неиспорченное время. Неиспорченные люди. Разве мог в те годы кто-то подумать, что вскоре на работу в заграничных борделях будет конкурс?
Снимаясь в фильме, Сергей будет отпрашиваться на съемки из театральной школы-студии МХАТа, где его мастером будет Олег Павлович Табаков. По завершении учёбы великий мэтр возьмёт талантливого ученика к себе на работу. Но, сыграв центральные роли в замечательных спектаклях «Ревизор» и «Последние», блестяще воплотив образ Сергея Есенина в спектакле «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?», на репетиции которого Безруков приходило только в костюме-тройке, актёр вряд ли добился бы всенародной славы, если бы не попал в «организованную преступную группировку».
Жизнь до и после «Бригады»
Безруков сыграл не только Пушкина в фильме «Пушкин. Последняя дуэль», но и Дантеса в фильме «Александр Пушкин». Славу ему принесли вовсе не эти ленты, не роль Есенина, Высоцкого в картине «Спасибо, что живой» или даже Иешуа Га-Ноцри в сериале «Мастер и Маргарита».
Сергей (с его нечеловеческой энергией) идеально подошёл на роль Сани Белого в сериале «Бригада» — многосерийной картине о «битлах» российского криминалитета.
Первая бандитская сага о «ребятах с нашего двора», с московской окраины, которые отслужили, поучаствовали в многочисленных «стенках на стенку» и — наконец! — слились в мистической гармонии с эпохой, организовав единственное — преступное! — сообщество, позволявшее быть с ущербной, коррумпированной и прогнившей властью «на ты», став хозяевами родной подворотни и целого мира.
Говорят, что «Бригада» стала плохим примером для сотен, а может быть и тысяч других ребят, которые дерзнули ступить на скользкую дорожку, чтобы повторить «успех» главных действующих лиц. На 13 лет за преступления в составе группы был осуждён даже Леонид, сын режиссёра сериала Алексея Сидорова. Впечатлённый кинотворчеством папы он сколотил свою банду.
Но винить в этом режиссёра или сериал также бессмысленно, как приговорить к расстрелу зеркало, отобразившее войну. Кино донельзя узнаваемо (слово «точно» можно было бы оспорить применительно к любой из художественных картин) показало происходившее в те годы в стране.
Удивительно! Роли по-настоящему славных героев ушедших времён (Пушкина, Есенина, Высоцкого) так и не смогли компенсировать этой магической привлекательности Сани Белого даже с учётом печальной развязки, когда главный герой теряет друзей, а потом и семью.
Что же так притягивает в нём? Атмосфера «Бригады». Её соответствие проблематике и «духу времени», в котором жили все мы, пытаясь «не пасть на полях действительности» случайной жертвой бандитской разборки.
И сколько бы не открещивался сам Сергей Безруков, отказавшийся сниматься в сиквеле «Бригады» за 1 млн долларов, от ассоциаций с главным «Бригадиром Всея Руси», получится это сделать навряд ли. А почему?
Только лишь потому что до сих пор в России не появилось настолько значимого фильма или сериала, в котором была бы с такой достоверностью и полным отсутствием пафоса воссоздана проблематика и чудовищная пагубность российской действительности.
В ближайшие 5-6 лет ждать такого сериала не стоит.
Интернет-издание «Русская Планета» поздравляет Сергея Витальевича Безрукова с юбилеем, желая новых творческих свершений!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости