Новости – Культура
Культура
Русская история в жанре графического романа
Издательство «Черная сотня» вернуло на Родину интеллектуальное наследие русских белогвардейцев, бежавших за границу 100 лет назад
23 августа, 2018 11:41
4 мин
Когда в 1917 году на смену русскому в нашей стране пришло советское, духовное наследие Великой России продолжали созидать за рубежом лучшие умы отечества – белогвардейцы-офицеры, вынужденные в 1917-1918 годах покинуть свою страну.
Произведения русских классиков создают в наших умах иллюзию о том, что большинство белых офицеров нашли пристанище в Париже. Читая «Бег» Михаила Булгакова, мы также узнаём о подробностях белогвардейского исхода в Турцию.
И почти никто не знает, что в Белграде долгие годы не просто влачила существование, а жила полноценной интеллектуальной и творческой жизнью русская диаспора. Она состояла из людей, утративших право жить на своей земле.
Велико ли было количество русских эмигрантов в Югославии? Статистика 30-х годов минувшего столетия свидетельствует о том, что порядка 10% трехсоттысячного населения страны были русскими. Эти люди демонстрировали ошеломительные результаты в искусстве и культуре, науке и медицине.
Ими, дворянами царской России, проектировались и возводились шедевры архитектуры. Создавались оперные и балетные труппы. Юристами, выходцами из России, шлифовалось местное законодательство. Процветала русская живопись.
А что же литература? Стирая самые значительные в ходе межнационального общения (языковые) барьеры, русский эмигрант Юрий Лобачёв, сын русского посланника в Османской Империи, подарил в 1935 году югославской аудитории первый графический роман. По совершенно понятным причинам с ним не могли ознакомиться его соотечественники, получившие «серпасто-молоткастые» паспорта.
История Белградского круга художников, ставшего впоследствии всемирно известным, началась с детектива «Кровавое наследство».
Русский детектив имел ошеломляющий успех. Белые офицеры, Константин Кузнецов и Алексей Рахнер, Сергей Соловьёв и Николай Навоев, имена которых в России практически не знает никто, с воодушевлением продолжают начатое ими дело. В жанре великолепного графического романа они рисуют, сопровождая комментариями, труды Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Льва Толстого, а также других классиков.
Несомненную ценность представляют собой авторские графические романы белградской группы графических литераторов, которые отображают период правления Петра I и Стеньки Разина, процессы освоения Кавказа.
Сквозь призму графического романа иностранные читатели (не только сербы, хорваты, но и жители других стран мира, включая США) в доступной форме постигали соль русской истории.
Белградскому союзу художников удалось переосмыслить и произведения иностранной литературы. В картинках русских художников читатель познакомился с произведениями Сервантеса и Дюма, Распе и Баума. Иногда их интерпретация была свободной, а порой — максимально близкой к литературному оригиналу.
А что же советская литература? Была ли интерпретирована в графическом ракурсе она? Белогвардеец-эмигрант Сергей Соловьев в очень неожиданном ключе переосмысливает историю «Тихого дона», которая впервые увидела свет в 1932 году.
Тем, кто захочет узнать, что думали об истории Григории Мелехова (главного героя «Тихого Дона») белогвардейцы, будет бесконечно интересно открыть для себя книгу «Русский комикс 1935-1945». Она содержит духовное наследие людей, утративших Родину, но не утративших своей русскости.
Эту возможность «Чёрная сотня» дарит приобретателям книги, работа над которой стала одной из значимых вех в истории издательства.
Прекрасному изданию объемом 434 страницы добавляет уникальности изящная суперобложка. Если её развернуть, она станет огромным постером, на котором запечатлены фрагменты нашего национального графического романа, вернувшегося на Родину. Книга с плотными качественными страницами формата А4 — изысканный, утончённый подарок человеку, живущему судьбой России.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости