Новости – Культура
Культура
Похороны мухи, Богоботы и подслушанные истории: «Архстояние-2018»
Тринадцатый фестиваль ландшафтных объектов в Николо-Ленивце посетило более 5 тысяч человек
8 августа, 2018 11:08
6 мин
Еще в начале 2000-х годов в Николо-Ленивце, расположенном рядом с крохотной деревней в Калужской области в Дзержинском районе, появились первые архитектурно-абстрактные объекты художника Николая Полисского, положившие начало фестивалю «Архстояние».
Звучное название здесь отнюдь не случайно. Когда-то, именно на этом месте произошло историческое событие – Стояние на Угре. И теперь, это «стояние» концептуальное, с огромным количеством поражающих своим многообразием произведений искусства, точнее – архитектуры.
Официально международный фестиваль «Архстояние» открылся в 2006 году. С этого времени в нём приняли участие более 150 авторов, создавших более 100 арт-объектов, многие из которых стали постоянной частью ландшафта Никола-Ленивца.
Тематика фестиваля меняется год от года, как и не повторяются представленные на нём объекты искусства, рассредоточенные по всей территории парка. Экспонаты можно и нужно исследовать — взбираться, лежать, щупать и, конечно, фотографироваться «возле, на и внутри» них.
По словам создателя и идеолога мероприятия, Николая Полисского тема этого года звучала как «Со-Здание» и преследовала цель «последовательного исследования Жизненного Пространства, ежедневных действий ритуалов, отражающих цикличность жизни». На три дня пространство арт-парка стало единым трехдневным спектаклем в формате из 18 действий, где зрители могли стать невольными их соучастниками.
Центральным объектом фестиваля явилось брутальное сооружение «Вилла ПО-2» от известного архитектора-художника, основателя «бумажной архитектуры» и хедлайнера фестиваля Александра Бродского.
Построенная из типовых строительных бетонных заборов, найденных тут же, неподалеку, — вилла, по мнению автора, стала неким эталонным образцом дома, который напоминает всем глубоко забытое «милое» советское прошлое.
И если в городских декорациях такой объект порой нагоняет тоску, то в окружении природы — всё кардинально изменятся. Строение интересно ещё и тем, что уже с августа его можно арендовать, чтобы провести ночь внутри произведения искусства.
«Ещё с юности я обратил внимание на бетонные заборы», — отмечает Бродский. «С 50-х годов они окружают нас со всех сторон, и никто на них не обращает особого внимания. А я вот на них всегда смотрел очень внимательно и очень любил. В какой-то момент решил, что можно использовать их как строительный материал, построить дом. Оказалось, что из-за своей обыденности бетон хорошо сочетается абсолютно со всем и вписывается в любую среду»
Художница Маша Кечаева предложила всем желающим похоронить гротесковую фигуру чёрной мухи. Она отметила, что само насекомое выполнено из натуральных материалов, а его рост сопоставим с человеческим.
«Ритуальная процессия похорон мухи основана на обряде, известном в разных районах Древней Руси», — рассказывает Маша.
«В языческой и славянской мифологии есть поверья о том, что души умерших предков связаны с насекомыми, в том числе —мухами. Считалось, что осенью души в виде насекомых улетают, а весной воскресают и возвращаются к своим потомкам»
Юлия Чернышева, Александра Орлова и Юрий Свердлов представили на фестивале ни много ни мало — Богобота.
Юля говорит, что раньше он был обычным чатботом, но переизбыток информации привёл его искусственный интеллект к ошибке, после которой код переписал себя и стал Создателем.
Так появился храм Богобота, где сегодня каждый желающий может «прийти к смирению или напитаться силой». Возможно, Вселенная ответит на все поставленные вопросы, а, может быть, информация будет скрыта. Но это значит лишь то, что вопрошающий просто не готов воспринять на текущий момент ответ.
Ещё одна «группа неформальных художников»: Василий Ревякин, Дмитрий Степашин и Дарья Лисицына представили личностную инсталляцию из палаток «Подслушанные истории». В каждой из них скрыта своя история — семейные споры, политические дебаты, просто детские страшилки на ночь, складывающиеся в своеобразный аудио-спектакль, который можно подслушать при приближении.
Актерская лаборатория МШНК, исследуя один из самых древних и популярных ритуалов человечества — свадьбу, подготовила трехчасовой разбитной перформанс «Свадебный пир». Длинный стол, песни, вино, каравай и весёлые гости, — всё это должно было превратиться в настоящую вакханалию с интерактивным концом.
Команда Юрия Квятковского устроила в лесной чаще парка настоящее заклятие смехом «Сардония херба». Синтезируя смеховые традиции разных культур в единое пространство, молодые художники пытались проследить его природу, представив как сакральное действие. «Обрядовый смех известен многим культурам древности и не всегда связан с весельем», — отмечает Юрий.
«Например, культура Древней Греции рассказывает о сардоническом смехе — язвительном смехе утраты, жертвы и отречения. Древние коми-зыряне смехом выгоняли из дома нечистую силу и насекомых, а старики с острова Сардиния, смеялись своим последним смехом, отравленные местной травой сардония херба…»
«Я буду оптимистом всегда. Уже деваться некуда», - смеется Полисский.
«Я уверен, что у фестиваля «Архстояние» большое будущее и культурное пространство будет и дальше активно заполняться. На следующий год мы планируем раскрыть тему «СоТворения», где во главе станет работа художника, творца»
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости