Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

«Лето». Фильм о том, почему нас нет

В фильме о начале творческого пути Виктора Цоя Кирилл Серебрянников «заимствовал» известный приём Милоша Формана, сняв фильм об эпохе, которой нет
Андрей Карелин
18 июня, 2018 23:22
10 мин
Защемило. Этим ёмким словом можно охарактеризовать всю палитру впечатлений, которые испытываешь после просмотра снятой-таки картины. В разгар съёмочного периода задержали режиссёра Кирилла Серебренникова. Мэтру предъявили обвинение в хищении 68 млн рублей. Доснимали ассистенты. А монтировал фильм он сам, находясь под домашним арестом.
О чём же получилось кино?
Об эпохе
Советская эпоха вовсе не выглядит в этой картине чем-то вопиюще ужасным, как, например, в фильме «Груз-200» Алексея Балабанова. Ведь и там идёт речь о первой половине 80-х. Но картины бытия куда более страшны. В фильме «Лето» даже те, на кого возложена обязанность «бдеть, не переставая», не тянут на «злобных антагонистов» и «душителей рока». Как максимум, они могут округлить глаза и возмущённо передёрнуть плечами, услышав «не те слова со сцены». Но сомнительные тексты легко «утвердить» и «залитовать», принеся всё понимающей и в глубине души сопереживающей парням цензорше пару лишних стаканов компота из буфета. 
На то оно и «Лето»!
На просмотре преобладала аудитория 40+. Те, кому дороги 80-е. Люди, захватившие их начало и помнящие их печальный конец. Взрослые и даже дети прекрасно понимали, что больше так продолжаться не может. Но как? Как оно будет дальше?
Фильм Серебренникова рассказывает именно об этих томительно-счастливых 80-х, а точнее — 1981–1982-м, когда песня «Перемен!» ещё не звучала из каждого утюга, не проросли километровые очереди за мылом и порошком, а талоны на сахар не стали «альтернативной валютой современности».
О творчестве
Сказать, что «Лето» — фильм о Цое, значит, обмануть тех, кто хотел бы увидеть качественный байопик (сугубо биографический фильм). Недаром, посмотрев на то, что творится на экране, встрепенулись, как живые участники событий давно минувших лет, так и те, кого ход сюжета непосредственно не касался. Борис Гребенщиков, например, выразил решительный протест, авторитетно и категорично заявив: «Всё ложь от начала и до конца».
«Того Цоя», которого обрели зрители, смотревшие «Иглу» и «Ассу», в картине, конечно же, нет. Лирического героя из этого пэтэушника с неменяющимся (чуть-чуть удивлённым) выражением лица, не получилось. Социального протеста в нем ноль — если не считать попытки встать и уйти от незлой тётки-цензора (Юлия Ауг), троллящей тексты его первых песен.
Серебренников сознательно не стал снимать кино про Цоя-кумира, ограничившись периодом времени, когда Виктор Робертович учился в ПТУ. Мастеря образ, режиссёр использовал один известный киноприём.
Вспомните «Амадеус» — фильм Милоша Формана о Моцарте, снятый в начале 80-х. Ушедший 2 месяца назад из жизни мэтр мирового кинематографа доказал на практике: невозможно изобразить художественными средствами некую абстрактную гениальность человека. А парадоксально противопоставить гениальности характер человека? Почти всегда беспроигрышно.
Моцарт у Формана — пьяница и вульгарный шут, лапающий придворных дам, портящий воздух и вызывающий вполне обоснованное недоумение у благородного, возвышенно-утончённого Сальери. Тот никак не может взять в толк: «За что небеса наградили таким безграничным талантом этого совершеннейшего идиота?».
19-летний Цой у Серебренникова в исполнении 37-летнего корейского артиста Тео Ю, конечно же, не настолько ярок, как Амадеус. Да и Майк Науменко — вовсе не так возвышен, как придворный композитор Сальери. Он всего лишь «усечённый» советской цензурой рокер из ленинградского рок-клуба, гастролирующий по деревням Вологодской области и мечтающий о «песнях со смыслом».
Но «на безрыбье и Майк — рыба», — считают поклонницы, осаждающие лидера «Зоопарка». Его главной почитательницей является супруга — Наталья.
Но вот на горизонте появляются «самозванцы» — пэтэушник Цой и его друг Лёнька (прототип — гитарист первого состава группы «Кино» Алексей Рыбин). Жизнь начинает исподволь меняться.
Майк Науменко, роль которого более чем удачно исполнил заретушированный намертво непроницаемыми солнцезащитными очками Рома Зверь, понимает, что ему придётся потесниться не только на сцене. Но, вполне возможно, и в постели.
О любви
Любовный треугольник, однако, не является магистральной темой сценария. Он примитивно-вторичен. В Наталье борются два противоречивых чувства. С одной стороны, она исполнена классической преданности русской бабы мужу — прокуренному рокеру и меломану. В картине это выражено покорно исполняемой ролью «Йоко Оно ленинградского розлива», томными взглядами из зрительного зала на сцену, трогательной попыткой довезти до «абонента» чашку дефицитного чёрного кофе из столовой в переполненном троллейбусе.
С другой — её распирает нарастающее чувство симпатии к Вите, свалившемуся на берег Финского залива в ходе весёлой пирушки и покорившему парой примитивных песен под гитару. Симпатия плавно мутирует во что-то похожее на любовь.
В этом светлом чувстве она признается не восходящей рок-звезде, а супругу: «Я хочу поцеловать Витю!» — «А от меня-то что требуется — благословение?» — спокойно вопрошает Майк, который лежит с ней рядом и никак не может выбрать пластинку для ежевечернего музыкального «сеанса связи с женой».
Науменко-Зверь настолько восхищён талантом молодого корейца, что всячески содействует становлению Цоя как рок-музыканта. Он продюсирует запись его альбома в профессиональной студии. Зная о симпатиях молодой жены к начинающей рок-звезде, уходит в «час Х» из дома гулять под дождём, сам (!) предложив Цою: «Проводишь Наташу домой?».
А дальше действо прерывается на «том самом месте», где 12+ превращаются в +18. Режиссёр мастерит сюжетную капкан-загадку: скатилась Наташа до секса с Цоем, находясь в двадцати сантиметрах от колыбельки, где посапывает её с Майком сын? Или в последний момент что-то помешало?
Лишь в конце картины, когда выясняется, что Цой — обыкновенный меркантильный парнишка, стесняющийся спросить у Майка напрямую, сколько тот «зашибает» за концерт в Москве, мы узнаем, что потенциально возможный роман «Витя + Наташа» ограничился «санкционированным» поцелуем. 
Кстати, о потенциале!
Бунтарский потенциал тогдашней молодёжи режиссёрски иллюстрирован феерическими номерами-вставками (музыкальными и не очень). Вот компания молодых людей, пойманная в вагоне эдаким советским «шариковым» — Александром Башировым — даёт дружинникам феерически-музыкальную «оборотку». Вот Майк Науменко, зашитый наглухо в беззубые рамки допустимо-советского рока, «рвёт» зал ниспровергающим советские рамки дозволенного слэмом, и — словно заправский Мик Джаггер! — доводит аудиторию до исступления. А вот и диспут на тему «Что есть настоящий рок?!». Творческие искания рокеров заканчиваются «братоубийственной перестрелкой». 
Всё это могло бы быть, но… всякий раз возникает Скептик — персонаж, действующий от имени автора, с трафаретом «Этого на самом деле не было!».
А точнее и быть не могло. Всё лучшее во все времена появлялось у нас не благодаря, а вопреки, не переходя границ дозволенного, но при обязательном наличии этих границ. Так было и в царской России. Так было и в СССР. В те «заветные» моменты «оттепелей» и «перестроек», когда приоткрывалась крышка котла, в котором варились поколения советских людей. И сверху грозили вилкой.
Сколько по-настоящему ярких, неординарных личностей дала эта «проклятая» нами впоследствии эпоха «застоя»! Как много было в ней хорошего, бесценного, того, что останется на века!
Старшее поколение отцов помнит время, когда люди пытались пробиться не на концерт Бузовой, а на выступление Евтушенко, Вознесенского, Ахмадулиной. Поэты собирали стадионы, где вершилось таинство, опять-таки, не переходящее границ.
Опубликованный в начале 60-х по личному указанию Хрущёва «Один день из жизни Ивана Денисовича» вызывал столпотворения у киосков «Союзпечати».
Концерты Высоцкого. Квартирники Цоя. «Дети Арбата», перепечатанные на машинке. Даже старые советские анекдоты о том, что при капитализме человек погоняет человеком, а при социализме — наоборот.
Лучшим творческим стимулом была «система», готовая перемолоть, отправить в лагеря. Что мы имеем сейчас?
Пустоту. Удивительную пустоту в музыке, литературе, искусстве и кинематографе. Какие вам границы в Эру Интернета? Какие лагеря? Так разве что — «двушечку» по «282-й».
Причём здесь Цой?
Кино вовсе не о нём. Это, своего рода, «Сказка о потерянном времени», эпохе, которую мы утратили и мучительно пытаемся воссоздать, надеясь, что свежие музыкальные идеи, новые исполнители, темы хороших произведений литературы посетят резидентов и нашего поколения.
Внутренняя свобода героев 60-х и 80-х, протестовавших против не такой уж убийственной реальности, кто, как мог, нравится нам больше, чем молчаливая стадность резидентов наших дней. И мы мечемся, как раненые зайцы, не понимая, чья крепкая рука нам дороже — Николая II или товарища Сталина? 
Но когда из динамиков доносится единоутробно-радушное «Я забиваю сваю», понимаешь, что шансов на появление чего-то по-настоящему стоящего в любом из искусств сегодня крайне мало.
Поэтому и возникает щемящее чувство безнадёги, посещающее после просмотра каждой из картин Кирилла Серебренникова. Не стало исключением и «Лето» с нотами советской эпохи — этими фантомными болями канувшей в Лету загадочной цивилизации homo sovetikus.
Такое кино.  
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ