Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

«Грубить, ругаться и драться на съёмках могу только я!»

Исполнилось 80 лет со дня рождения великого гения чёрно-белого кино, которому было особенно трудно быть богом
Андрей Карелин
20 июля, 2018 10:29
13 мин
Почему Алексей Герман снимал свою главную картину целых 15 лет, но так и не снял ее? Расследование РП.
«Андрей, где мы сейчас?! Какая у нас сцена?! Главного героя уже убили?!» — полгода подряд эти реплики выкрикивал мне из своего рулота режиссёр, которому было позарез нужно снять 16 серий дешёвого и донельзя глупого мыла за полгода… В эти минуты вспоминался Алексей Герман, вдумчиво и основательно создававший главный фильм в своей режиссёрской судьбе — «Трудно быть богом»! — годами… десятилетиями.
Эта картина снималась 15 лет. Завершить лично киноработу, в которой один лишь Леонид Ярмольник работал… 7 лет, Алексей Юрьевич так и не успел. Помешала смерть.
Кадр из фильма «Трудно быть богом
Заканчивали начатое полтора десятилетия назад его сын Алексей Герман младший и жена Светлана Кармалита, ненадолго пережившая мужа и ушедшая из жизни год назад.
Детство
В лихие послевоенные времена Лёша проводил время с малолетними уголовниками. Чем промышляли? Таскали кошельки в трамваях. Малолетние бандиты приглашали Германа отметить удачное дело в «Метрополе».
Парень, обрётший подходящую «компашку», был благодарен им за совместное времяпрепровождение безмерно, приводя их домой, где из личного кабинета посмотреть на гостей выходил сам Юрий Герман, сын офицера Русской армии, советский писатель, автор книг «Дорогой мой человек» и «России молодой».
— Лёша! У твоих друзей такие хорошие, одухотворённые лица! — говорил он, и поражался. — А почему все они носят эти высокие сапоги?
Не мог же Лёшка признаться своему именитому отцу, что за голенищем сапога очень удобно носить медицинский скальпель или нож. Вряд ли будет ошибкой сказать, что знакомство с такого рода контингентом будет неотъемлемой составляющей творческой концепции будущего режиссёра.
Нет-нет, блатная романтика, даже если брать в расчёт легендарный фильм «Мой друг Иван Лапшин», не является краеугольным камнем творчества Германа. 
Он был из той плеяды режиссёров, которые твёрдо знали, что настоящее кино получается только в том случае, если максимально приблизить его к нашей «чёрно-белой реальности».
— Одеваешь, гримируешь актёра — и всё не то, — часто признавал он. — А вываляешь в перьях и в дерьме, поставишь в кадр — хорошее кино!
В чем магия фильмов Германа?
В том, что в них никогда не было случайных лиц. Если он снимал кино 7 лет, то 4 года из них были посвящены упорной работе с массовкой. Как-то раз Алексею Юрьевичу позарез нужно было продемонстрировать огромное количество (порядка 600 человек!) советских военнопленных.
Баржа плывёт под мостом, по которому несётся военный эшелон. Мост должны взорвать красноармейцы (их роли исполнили Ролан Быков, Олег Борисов и другие замечательные советские актёры). Но они понимают, что, нажав на гашетку взрывного устройства, погубят людей, попавших в плен, и не решаются этого сделать… «И кто его знает, зачем он моргает!» — звучит на патефоне у фашистов песня.
— Какие типажи! Какие лица! — всплеснул руками легендарный писатель Константин Симонов.
Он так и не узнал, что Алексей Юрьевич договорился с колонией, которая предоставила для съёмок этого фильма людей, осуждённых по статье 131 УК РСФСР — «Изнасилование».
А где ещё можно было взять наголо бритых людей с мученическим выражением лица — да так, чтобы это было похоже на правду?
Утверждение массовки традиционно проводится каким-нибудь помрежем. Но Герман с маниакальным (в хорошем смысле слова) упорством утверждал каждого «бродягу» лично, проверяя наличие соплей под его носом, измеряя длину щетинок его небритости.
Очень трудно было не умереть от хохота, когда Алексей Юрьевич живо рассказывал, как хотел закончить фильм «Мой друг Иван Лапшин» таким кадром: люди прячутся от дождя в подъезде. И вдруг… камера выхватывает из толпы лица родителей режиссёра. Молодые парень и девушка. Похожих нашли… Мама подходила на эпизод однозначно. Папу удалось обнаружить среди курсантов милицейского училища.
— Камера наехала и всё выдала, — нарочито сокрушался Алексей Герман. — Стоит обыкновенный такой тупой баран. Ну и зачем мне такой папа?
Так и не вошёл этот кадр в замечательную картину.
Умение режиссёра управлять тысячами актёров массовки, добиваясь нужного и неожиданного эффекта, покоряло. В картине «Двадцать дней без войны» пятитысячной массовке, согнанной на экскаваторный завод, взяли и «долбанули» по ушам на полной громкости «Вставай, страна огромная!». А всё потому, что было крайне нужно и важно снять сцену, в которой толпы людей ошарашено слушают корреспондента Лопатина (актёр Юрий Никулин).
Драные ватники, изношенные до дыр шубейки, шинельки — всё это кропотливо собиралось для этой сцены по личному распоряжению режиссёра чуть ли не год. Неимоверно долго шли поиски заброшенной деревни для «Проверки на дорогах». Их не было в советской России. Их банально сносили, чтобы не портили нашу славную реальность, как только деревня становилась пустой. Нашли… одну…. в Калининской области.
И вся группа покорно потащилась туда. Для съёмки кадра, где Ролан Быков идёт по деревне. Никто не возразил. Снимает Герман. Это святое. Возразить ему — значит, совершить преступление по законам киношного времени.
Эпизоды, которые кому-то из дилетантов кажутся самыми незначительными, снимались сутками. В «Лапшине…» уголовник мнёт женщине голую грудь. Снимали 8 часов. Устали. Сняли. После этого к Герману подошла актриса массовки: «Товарищ режиссёр. Что ж такое? Мял-мял. А в постель теперь со мной идти не хочет». Сигарета падучей звездой выпала изо рта режиссёра.
Так люди (никогда не являвшиеся профессиональными актёрами) вживались в предлагаемые обстоятельства без остатка (совсем-совсем по Станиславскому) за одну рабочую киносмену.
Отчего же такое внимание к массовке?
Герман, этот величайший мастер детали, свято верил, что успех «Андрея Рублёва» вовсе не заключается в одной лишь гениальной игре Анатолия (Отто) Солоницына. Успех в том, что герой был помещён режиссёром в специально созданный для этого, бесконечно живой и правдоподобный мир, в котором были и старые паровозы, и простреленные снарядами вагоны, и ещё ровно один миллион и одна мелочь, изъяв которую из «крупнячка» (крупного плана) в одном из четырёх фильмов Германа можно запросто разрушить всю картину мира.
А состоит этот мир из таких вот лиц и бесконечного множества важнейших деталей. Тех деталей, из которых готовит своё киноварево режиссёр. 
Преувеличиваю? Дудки.
Алексей Герман знал, что мелочей в кино не бывает. Испытывал священный трепет перед каждой из них. И сурово карал, расценивая, как предательство, любое нарушение трудовой дисциплины. Так, например, однажды Алексей Юрьевич рассвирепел и…
Отдубасил милиционера 
Кто был на съёмках, тот знает, что «невмешательство» в созданный хорошим режиссёром, актёрами, бутафорами, гримёрами, реквизиторами и ещё доброй сотней работников мир стоит дорого. Одна минута экранного времени — это десятки тысяч зелёных долларов. И дабы она не была нарушена, создаётся оцепление.
Если, идя по улице, вы вдруг услышите шипение рации, из которой доносятся диалог а-ля
— Перекрываем движение, перекрываем.
— Перекрыто.
— Камера, мотор. Начали.
Бегите. Ведь есть шанс попасть под горячую и тяжёлую руку такого режиссёра, каким был Алексей Юрьевич Герман.
Он вспоминал, как ещё в советские времена на съёмках всё того же фильма «Двадцать дней без войны» милиционер, руководивший оцеплением, взял и ушёл на обед, посчитав, что в «Багдаде всё спокойно», и съёмочной группе ничего не угрожает.
Увидев Юрия Никулина (дело было уже после «Бриллиантовой руки»), восторженная толпа едва не разорвала его на сувениры.
Вернувшийся с обеда, милиционер довольно вытирал усы после вкуснейшего бешбармака, когда «за проявленное усердие в работе» лично Алексей Герман наградил его смачным пенделем.
— Посадят! — выдохнул кто-то из группы, увидев, как представитель власти вспахал землю носом.
Но на съёмочной площадке действуют совершенно другие законы, нежели в жизни. И режиссёр (если это режиссёр, а не создатель убогого мыла) здесь Царь и Бог, создавший мир, который существует по своим законам.
Трудно ли было работать с непрофессиональными актёрами?
«При виде камеры или НКВД-шной формы героев многие обмирали!» —признавался Герман. «Особо одарённым» он вставлял в ухо микрофон, который не был заметен «глазу» камеры. «Актёр» шёл в кадре, а в ухе у него раздавалось: «Стой, гад… Почеши нос… Обернись… Пшёл дальше».
Типажи, которые «воскресали» в фильмах Германа, были гиперреалистичны, непредсказуемы до судорог. Их мэтр брал из жизни. Ну, как не взять?
Однажды Алексей Герман и Андрей Миронов решили, на свою беду, пообедать в вагоне-ресторанчике, где Андрея Александровича мгновенно узнали поклонники. Один из них был с дочерью и женой. Засвидетельствовать своё почтение Миронову он решил, подсев… с бутылкой водки и стаканом.
— Я шахтёр Иванов! Это моя жена Лиза. А это дочка Леночка! Разрешите с вами выпить за нашу шахтёрскую бригаду, товарищ актёр? — разливал он водку по стаканам.
От природы интеллигентный Миронов улыбчиво сказал, что готов засвидетельствовать своё почтение бригаде, семье и лично Иванову, выпив стакан лимонада.
— Отказываешься выпить с русским человеком, жидовская морда? — незамедлительно последовал вопрос.
Такими «персонажами» изобиловали фильмы Германа.
Как решал национальный вопрос?
Получив в паспорте «заветный шенген» и заглянув в одну из прибалтийских республик, можно убедиться в том, что многие жители Литвы, Латвии, Эстонии отныне и навсегда «твоя моя не понимай».
В ходе съёмок фильма «Трудно быть богом» Герману привели парочку прибалтов с откровенно «нерусскими» лицами. Их «пробовали» на роль серых офицеров.
Режиссёр начал было ставить задачу, но… выяснилось, что по-русски «актёры» ни бельмеса. Не терять же съёмочный день? И Алексей Юрьевич произнёс заветные слова.
— Триста долларов за смену, и кончаем валять дурака.
На его глазах произошло невозможное. Граждане Литовской Республики вдруг заговорили на чистейшем русском, продемонстрировав блестящее владение языком.
Тиран! Да и только
Для достижения цели Герман мог пустить в ход кулаки, построить загадочную семиэтажную матерную конструкцию.
— По-другому? Нет, ничего не получится в таком случае, — чуть ли не со слезами на глазах признавался он. — Массовка будет притянута из актерского отдела «Мосфильма», декорации развалятся, а плёнку в камеру зарядят украинскую.
О завершении съёмок «Трудно быть богом» говорили ещё 2006 году, когда Алексей Юрьевич праздновал 68-летие.
— И восьми лет не прошло, как Герман снял свой фильм! — шутили киноведы.
И как они ошибались. Впереди были ещё 7 лет работы над картиной, заканчивать которую, в итоге, пришлось вдове и сыну.
О чём кино?
О фашизме, хоть действие происходит и на другой планете. Картина Германа на пальцах доказывает зрителю, что фашизм — это не только неприятие одной нации другой и превознесение надуманных эксклюзивно-исключительных качеств одного народа, которых, якобы, нет у другого.
— Вы не снимаете фильмы о нашем времени! — ставили Герману в вину.
— Отчего же? Снимаю! — отвечал он, ссылаясь на «Трудно быть богом».
Эта картина о так называемых классовых различиях, в обстоятельствах которых жили его современники. О ситуации, когда одна, успевшая урвать свой кусок в 90-е часть общества откровенно главенствует, глумится над другой — той, которая получит свою крошечную пенсию на 5 (кто знает? может быть, десять лет позже).
Алексей Герман с его воспетым в деталях русским киношным гиперреализмом не просто велик. Он вечен.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ