Культура
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Культура
Русская планета

Евгений Евстигнеев. Жить сердцем

Великий человек, которому исполнилось бы 92 года, не должен был стать актёром, но стал им не благодаря, а вопреки судьбе
Андрей Карелин
10 октября, 2018 10:57
12 мин
Евгений Евстигнеев родился 9 октября на окраине города Горького, который сегодня называется Нижним Новгородом. Взрослая жизнь началась до несправедливости рано. Он был похож на маму.
Когда ему было 6 лет, не стало отца. А в 17 лет скончался его отчим. С раннего детства Женя мечтал стать музыкантом и виртуозно играл на барабанах, в отсутствии которых он мог барабанить двумя вилками так, что окружающие расплывались в улыбке: «Талант!». Он был действительно талантлив. Самостоятельно овладел гитарой, прекрасно играл на фортепьяно, саксофоне.  
Но в предлагаемых обстоятельствах того времени, в котором он рос рассчитывать на возможность всестороннего творческого развития не приходилось. Чтобы хоть как-то помочь матери, он пошёл в 15 лет на завод, ремонтировал и обеспечивал наладку производственных агрегатов.
От недоедания на заводе многие теряли сознание, но Евстигнеев был молод и не унывал, энергии в те годы было хоть отбавляй. И Евгений создал собственный джаз-бэнд, в котором вместе с ним играли такие же 5 одержимых музыкой ребят. Где играли? В небольшом заводском клубе, администрация которого смотрела сквозь пальцы на то, что с нашей советской, понимаете ли, сцены несётся заокеанская «Серенада солнечной долины».
Это сегодня Нижний Новгород — благоустроенный во всех отношениях и красивый город с почти двумя десятками кинотеатров. А тогда на весь город кинотеатр был один. Показ патриотических советских лент, а-ля «Два бойца» предваряли выступления этого джаз-бэнда Евгения Евстигнеева.
Слесарь Женя и подумать не мог, что одним из зрителей, который оценит талант и артистизм парнишки станет Виталий Лебский. Она работал в Горьковском театральном училище. И не простым педагогом, а директором.
— Да ты, я смотрю, артист, — улыбался Виталий Александрович, глядя на молодого парня с пронзительно голубыми глазами.
— Какой я артист. Я слесарь на заводе, — отмахнулся Женя, смущенно сжимая в руках саксофон.  
— А хочешь учиться на артиста? — щурился Лебский, который прекрасно умел отделять зёрна от плевел и знал, чем талант отличается от бездарности.
— У меня семилетка за плечами…
— Доучишься потом.
— Учебный год ведь в разгаре, — думая, что это какой-то странный розыгрыш говорил Евгений.
— Нагонишь.  
Евстигнеев не поверил своим ушам. Но выучил басню и… рассказал её так, что оказался принят в нижегородскую театральную «альма-матер» без дополнительных экзаменов.
Окончив училище в начале 50-х, Евгений Александрович был распределён в город Владимир, где работал в театре. Но, понимая, что годы идут, а актёр решил штурмовать стены знаменитой школы-студии МХАТ.
Перед прослушиванием Евстигнеев волновался. И вот… на него смотрела комиссия. Женя волновался, как никогда, чувствуя, как сердце вот-вот вырвется из груди. Робея, он начал читать монолог Брута
— Римляне, сограждане, друзья!
Заворожённые огнём в его голубых глазах, легендарные мхатовцы ждали пылкого монолога Брута, но… на сцене царило молчание.
— Извините, забыл, — наконец, произнес Евстигнеев.
И в этой обречённости, в этих поникших вдруг плечах было столько подлинного трагизма, сколько в глазах сыгранного когда-то Евгением Александровичем профессора Плейшнера из «Семнадцати мгновений весны».
Евстигнееву шёл 29-й год на момент поступления этого замечательного актёра в школу-студию МХАТ, именно поэтому мы фактически не видели ни на сцене, ни в кино юного Евстигнеева.
В школе-студии МХАТ, во время исполнения разноплановых ролей в студенческих спектаклях, его талант раскрылся настолько, что Евгения Александровича пригласили остаться на главной театральной площадке Советского Союза, куда буквально грезили попасть любители театра хотя бы однажды, хотя бы в качестве зрителя.
И… он отказался, сделав выбор в пользу дружбы с человеком, которого его связывала впоследствии мистические и судьбоносные нити всю жизнь. То был Олег Николаевич Ефремов, создавший в 1956 году театр «Современник», где уже блистал на сцене еще один замечательный и, увы, недавно ушедший из жизни актёр той славной «старой школы» — Олег Павлович Табаков.
Кино…     
Многомиллионная аудитория в разных странах знает Евстигнеева по тем образам, которые были доступны всем и каждому с появлением телевидения.
Разве не хохотали мы в детстве над сатирической комедией «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». В этой дебютной картине Элема Климова Евстигнеев сыграл роль эдакого игемона хрущевской эпохи —директора детского лагеря Дынина с его «феноменальными» перлами, в которых легко узнавался сам Никита Сергеевич «Те, которые плавать не умеют, те и не тонут, а тонут совсем другие!».
А подпольный миллионер «Александр Ибн Иванович Корейко» из «Золотого телёнка», который никогда не протянет портсигара, вымучивая папироску и обречён на жалкий удел – всю жизнь таскать с вокзала на вокзал чемодан с десятью миллионами рублей? Можно ли представить в этой роли кого-то кроме Евстигнеева?  
Для многих Евстигнеев — это профессор Плейшнер, человек «на секунду» вырвавшийся из концлагеря, чтобы лихорадочно, судорожно, до спазма в лёгких глотнуть воздуха свободы, опьянеть от него и погибнуть трагически, нелепо, не заметив условного сигнала — цветка в окне конспиративной квартиры в Швейцарии, который русский разведчик успел выставить, когда в его двери постучали агенты СС.
И, конечно, же в середине 80-х Евгений Александрович блестяще сыграл роль профессора Преображенского, этого булгаковского гения, который в ходе, по сути, чудовищного эксперимента по пересадке гипофиза сумел сделать из дворняги человека, но… горько пожалел об этом.
Его последней ролью в кино стала уникальная работа в масштабном проекте «Ермак». В этой многосерийной кинокартине Евгений Александрович блестяще воплотил образ Ивана Грозного. В разгар работы актёр задохнулся от боли, нитроглицерин перестал помогать. И он — человек, который всегда всё держал в себе и не любил ни на что жаловаться! — просит приостановить съемки. Якобы для работы над ролью: «Чтобы… безупречно держать в руках скипетр», — слабо улыбаясь, пояснил он.   
Роль завершить так и не удалось… С театром также пришлось порвать из-за этой сердечной усталости, сменяемой болью, и боли, переходящей в усталость.
К середине 80-х востребованный и любимый всеми советскими зрителями актёр был катастрофически вымотан. Ему пришлось уйти из МХАТа. И случилось это так.
Актёр попросил своего друга, руководителя театра Олега Ефремова, не занимать его временно в репертуаре. Болело сердце, что привело к психологическому надлому.
Однако Ефремов посчитал, что порядок в театре может быть лишь один. Он не захотел исключения относительно одного, пусть даже великого актёра, хотя дружба между ними началась ещё тогда, в 1956 году, когда свои двери «Современник». Уходя из «Современника» во МХАТ, Олег Николаевич увёл вместе с собой во МХАТ и своего главного актёра — Евгения Александровича Евстигнеева. Он доверился ему. Он знал: Ефремов — друг. Друзей не бросают на перепутье. Однако до этого самого момента не полагал, что друзья, занявшие высокие должности, могут меняться.
Выслушав просьбу друга о передышке, Олег Николаевич взял паузу, а затем, поджав губы, затушил сигарету в массивной хрустальной пепельнице, стоявшей на столе в кабинете худрука.
— Устал, Женя? Так иди на пенсию, — наконец, произнёс он.
И Евстигнеев оторопел. Фраза «незаменимых у нас нет», разумеется, была культовой в СССР. Но здесь, во МХАТе, на главной театральной площадке страны опыт, мастерство, талант Евстигнеева вдруг, в одночасье, вдруг оставили его без этой, в общем-то, несущественной поблажки, без права на передышку.
Возраст был, действительно, пенсионный. Но Евстигнеев любил и уважал Ефремова. И не ожидал от него такого предательства. И Евгений Александрович ушёл на пенсию, ходя по инстанциям, где ему четко давали понять, что для бюрократов он вовсе не кумир миллионов, а обычный пенсионер. А исполнилось ему… всего-то шестьдесят.
Обиженный артист не хлопнул дверью, оборвав все концы.  Его по-прежнему видели зрители на сцене МХАТа, куда он приезжал, чтобы доигрывать свои старые роли, в ходе исполнения которых у него частенько под языком лежала таблетка нитроглицерина.
Ему мешало сердце. Оно было рабочим инструментом актёра не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле этого слова. Через него пропускались образы, роли, сцены. Они шли потоком, словно через турбину. И поток этот нескончаемым и безостановочным быть не мог.
Однажды на съемках фильма 1991 года «Ночные забавы» он отказался играть сцену, извинившись перед своими партнёрами и пояснив Валентину Гафту.
— Знаешь, Валя, не могу сегодня сыграть этот эпизод. Там ведь всё через сердце идёт, а я боюсь сегодня его перенапрягать. Болит, сволочь.
На 18 марта 1992 были проданы все билеты на спектакль «Вишневый сад». Накануне отъезда в Лондон он пришел домой, пригласив на домашний актёрский вечер Геннадия Хазанова.
На утро он уезжал в Лондон на операцию к известнейшему врачу. Шутил дома. Разговаривал с сыном Денисом. Но Геннадий Хазанов вспомнил, что на самом деле актёр очень нервничал и очень боялся хирургического вмешательства, всё спрашивая: «Может, как-то обойдётся без этой операции?».
Но его убедили в необходимости «лечь под нож». Надо принять во внимание, что в начале 90-х в России попасть к хирургу, который мастерски оперировал на открытом сердце, было непросто.
Евстигнеева ободрял пример его хорошего товарища — композитора Микаэла Таривердиева, который проучился у Терри Льюиса и говорил, что уже на четвертый день после операции бегал, словно мальчик, и пил виски.
Евгений Евстигнеев улетал 2 марта. Уже вечером он был в Лондоне.  Актёр частенько бывал на гастролях с театром, но… не любил расхаживать по улицам, знакомясь с достопримечательностями городов. Всё чаще находился в отелях.
Лишь поздним вечером 3 марта Ирина Цывина и Евгений отправляются на прогулку. Настроение Евгения Александровича кажется супруге прекрасным. Ей кажется, что у него нет никакого страха. Все его мысли заняты вопросами работы. Ведь в Москве его ждут не только в театре, но и на съемочной площадке.
Накануне операции супруга Евгения Александровича Евстигнеева проснулась, услышав запах дыма. Мужа рядом не было. Он сидел в соседней комнате и был покрыт холодной испариной, выкуривая сигареты одна за другой.
— Всё будет хорошо, - повторял он. — Всё будет хорошо. Она сжала его пальцы. И почувствовала, что они ледяные.
Таким был последний вечер в жизни Евгения Евстигнеева.
А на следующий день Терри Льюис решил ободрить пациента, нервничавшего чрезмерно и придумал замысловатую фразу о том, что никто не будет жить вечно. Нарисовав Евстигнееву его сердце, эскулап, не спеша, начал.
— Ну, что я вам скажу? — бодро произнёс он. — Вы можете сделать эту операцию, а можете ее не сделать. Вы в любом случае умрете. Возможно даже в ходе операции. 
Переводчик из посольства перевёл это дословно. И эта «метафора», которая должна была означать всего лишь бренность и конечность абсолютно любой человеческой жизни произвела на актёра сильнейшее впечатление. Случился сердечный приступ. И он умер после нескольких безуспешных попыток востановить его сердце.
Сердце, через которое было пропущено столько образов и ролей.
Такая история.
Поделиться
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ