Вырваться из звукового вакуума
Если ребенок совсем не разговаривает в год, в три года нет фразовой речи или она стала пропадать, надо обращаться к специалисту. Фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости

Если ребенок совсем не разговаривает в год, в три года нет фразовой речи или она стала пропадать, надо обращаться к специалисту. Фото: Дмитрий Коробейников/РИА Новости

Логопед Наталья Руковишникова — о самых эффективных методиках социализации детей с различными отклонениями

С каждым годом в России увеличивается количество детей с различными речевыми дефектами. Для их реабилитации создаются специальные центры, но квалифицированных педагогов в регионах не хватает. В образовательном социальном проекте «Академия речи» во Владивостоке нашли решение проблемы, выиграв частный грант. По нему в конце февраля из Москвы приедут дефектологи из центра «Логомаг» и поделятся с приморскими логопедами, психологами и родителями опытом работы с неговорящими детьми. «Русская планета» встретилась с руководительницей детского логопедического центра «Академия активной речи» Натальей Руковишниковой и узнала, с какого возраста нужно развивать речь ребенка.

Сейчас в центре занимаются около 30 детей с разными проблемами: задержка развития, алалия, аутизм, безречевые — это те дети, которые не произносят ни звука, и таких с каждый годом становится больше. Точно никто не знает, как с ними работать.

— Наталья, скажите, давно вы работаете с особенными детьми? Какая задача у вашего центра?

— По профессии я учитель-логопед, ко мне приводили детей со сложными проблемами, в том числе не говорящих совсем. В конце 2015 года я открыла свой детский логопедический центр «Академия активной речи». Наша задача — научить детей говорить, вызвать речь у абсолютно безречевых детей. Причин, по которым ребенок молчит, существует очень много: аутизм, алалия, умственная отсталость, неврологические и другие проблемы.

— Какие занятия уже сейчас проходят в вашем центре? С какими самыми сложными случаями вы работали?

— Индивидуальные логопедические занятия, направленные на развитие речи, веду я и еще два логопеда. Также у нас работает психолог, она занимается с обычными детьми и их родителями; помимо этого, ведет нейропсихологическую группу для детей с проблемами. Логопедические диагнозы звучат так: общее недоразвитие речи разной степени, фонетико-фонематическое недоразвитие речи и др. Мы работаем с симптомами: не говорит — будем учить, есть проблемы в речи — будем корректировать.

У нас занимаются дети со сложными неврологическими диагнозами. Приходят совсем отрешенные от мира, не реагирующие на обращенную речь, не владеющие социальными навыками: не понимают, что нужно ходить в туалет, как сидеть за столом. Делаем все, что можем, в тесном контакте с родителями. Чаще всего дети начинают произносить звуки, меняется поведение, взгляд.

— На какие особенности ребенка с раннего возраста должны обращать внимание родители?

— Тревожный знак, если до года ребенок не реагирует на просьбы родителей, не отзывается на имя, постоянно пугается громких звуков. Если совсем не начинает разговаривать в год, в три года нет фразовой речи или она стала пропадать, надо обращаться к специалисту. Раньше считалось, что, если дети не говорят до трех лет, это нормально, в настоящее время это может быть первым звоночком серьезной проблемы. Следует обязательно показать ребенка врачу и выяснить причину.

— Как вы работаете с детьми с аутизмом? Есть какой-то особый подход?

На мой взгляд, аутизма не существует, есть алалия, из-за которой ребенок уходит в такое состояние. Звуковой вакуум, как будто вы находитесь в другой стране и не понимаете, что с вами происходит. Аутисты пытаются вырваться из этого состояния, отсюда агрессия по отношению к окружающим. Должное медицинское лечение, работа с психологом и логопедом приносят свои плоды — малыши меняются на глазах. И важное значение имеет возраст: чем младше ребенок, тем благоприятнее прогноз.

Наталья Руковишникова (слева) на церемонии вручения гранта

Наталья Руковишникова (слева) на церемонии вручения гранта. Фото: vk.com

Большую роль играет правильное взаимодействие с ребенком в семье. У меня на занятиях дети с родителями занимаются вместе. Это очень важно, потому что мамы и папы с детьми находятся постоянно, и они должны знать, как обращаться с особенным ребенком. Мы учим детей слышать, а родителей — понимать их. Изредка малыш лучше себя ведет, когда родителей рядом нет.

— Во Владивостоке есть специальные учреждения для обучения особенных детей?

— Есть специальная коррекционная начальная школа — детский сад VII вида, несколько школ VIII вида, муниципальный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. У нас нет ни одной речевой школы. И самая главная проблема — почти нет детских садов с логопедическими группами. В одном детсаду есть инклюзивная группа, но здесь хорошая идея недостаточно продумана. Во Владивостоке немало логопедов, но они могут работать не со всеми детьми, боятся не справиться, если ребенок очень сложный. И сегодня, на мой взгляд, нет логопедической методики, которая бы позволила на 100% эффективно работать с детьми-аутистами.

— Ваш центр выиграл грант приморского общественного деятеля и бизнесмена Константина Богданенко. Почему вы обратились к предпринимателю, ведь проблему недостатка образования у логопедов должно решать государство?

— Несколько не так. Заявку на получение гранта подавала инициативная группа неравнодушных родителей детей-инвалидов. Раньше они уже привозили специалистов за свой счет. В стране, и в городе в том числе, сложная экономическая ситуация. Поэтому мы решили обратиться за помощью к предпринимателю: дети — это социум сегодняшнего и завтрашнего дня. Администрация ведет работу по улучшению качества образования, пусть и небыстро, но изменения происходят. Родители просили открыть массовые группы в детских садах, их сделали. Я думаю, что будет решаться проблема и с логопедами, потому что сады наполнятся, понадобятся специалисты. Я очень надеюсь, что снова будут организованы логопедические группы. Они очень нужны. Но на то, чтобы открывать новые ставки, опять же нужны финансы.

— Когда состоится семинар, и о чем там будут говорить?

— Общее название семинара «Современный взгляд на диагностику и коррекцию». Он пройдет в ДВФУ 21 и 22 февраля, проведут его директор московского центра «Логомаг», логопед-дефектолог Юлия Покровская и дефектолог, специалист по сенсорной интеграции Вероника Малькова. Мы приглашаем на эти лекции логопедов, дефектологов, психологов, учителей, волонтеров, студентов специализированных факультетов и обязательно родителей детей-инвалидов. Главным образом мы обменяемся опытом и узнаем о новых методиках работы с безречевыми детьми, которые применяют в Москве.

— Наталья, какой, на ваш взгляд, в идеале нужен центр во Владивостоке?

— Центр, где бы совместно работали неврологи, психологи, эрготерапевты, кинезиотерапевты, нейро- и интегративные психологи, логопеды, специалисты по ЛФК и воспитатели, которые находятся с ребенком еще и дома. Такой специальный воспитатель важен, потому что он может научить тяжелых детей одеваться, есть ложкой, ходить в туалет — тому, с чем не справляются родители. И большую пользу дают занятия музыкой и ИЗО. Рисование помогает развивать моторику и речь, ведь о рисунке можно поговорить. К тому же на бумагу выливаются все эмоции, что полезно для психологического состояния ребенка. Я нашла учителя для своего центра, надеюсь, она скоро начнет работать вместе с нами. У музыки своя роль: она помогает научиться слышать и различать разные звуки тем детям, для которых существует только шум, общий поток. В будущем мне бы хотелось, чтобы у нас в центре дети могли находиться полдня, как в детском саду, но пока это только мечты.

Союз мультфильма и добра Далее в рубрике Союз мультфильма и добраКак мульттерапия влияет на современных детей

Комментарии

14 февраля 2016, 09:59
У нас много стало этих, с каждым годом растет число тех, мы будето не лечимся и не пытаемся, просто умираем с улыбкой и делаем вид, что так должно быть.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»