Новости – Здоровье
Здоровье
Увеличение непенсионного возраста
Фото: Дмитрий Рогулин/ТАСС
Ученый-биолог: старение — это болезнь, которую можно лечить
23 декабря, 2015 11:30
9 мин
Алексей Москалев, доктор биологических наук, заведующий лабораторией генетики продолжительности жизни и старения Московского физтеха, молекулярной радиобиологии Института биологии Коми (Сыктывкар), автор более 80 научных статей и книг в области генетики старения и продолжительности жизни, рассказывает о том, как профилактика старения может продлить жизнь и отодвинуть возрастные заболевания.
— Алексей, вы придерживаетесь мнения, что старость и старение — это заболевания. Каковы ваши аргументы?
— Старость — болезнь, которая есть в Международной классификации болезней. Это так называемый «мусорный» диагноз — его никто никому не ставит, и лекарства от старости никто не придумывает. Просто потому, что на сегодняшнем уровне науки уже поздно что-то делать, когда проявления старения в организме глубоко укоренились. А со старением, которое к болезням не причисляется, — интереснее. Сейчас все занимаются конкретными возраст-зависимыми заболеваниями. То есть лечат не причину, а следствия, и по этой причине успех минимален. Однако борьба со старением — это, скорее, профилактика возраст-зависимых заболеваний, чем непосредственно их лечение. В этом плане было бы правильно, чтобы старение тоже было внесено в список болезней. И тогда от лечения следствий медицина переориентировалась бы на исцеление причины.
В чем доказательства противников того, чтобы относить старение к болезни? Они считают, что старение нормально, потому что оно есть у всех. Но разве нормально то, что старение — главный фактор страданий и смерти (различных опухолей, сердечно-сосудистых заболеваний, обструктивной болезни легких, хронической болезни почек, жирового перерождения печени)? Вероятность ими заболеть резко увеличивается с возрастом. Причем возраст — старение — является в десятки раз большим фактором риска для этих заболеваний, чем, например, уровень холестерина. Более продуктивно рассматривать старение как болезнь, а возраст-зависимые заболевания — как симптомы, проявления этой общей болезни. «Старение — самая универсальная болезнь», — как говорил советский геронтолог Владимир Дильман.
Вполне вероятно, что если мы сможем на этой стадии, когда уже определяются некоторые маркеры старения, влиять на его скорость, то эти заболевания просто не появятся или их возникновение будет отсрочено. Это позитивно отразится на самочувствии, качестве жизни в преклонном возрасте. В качестве доказательства приведу в пример наследственных долгожителей. Эти люди живут 100–110 лет и по разным признакам имеют замедленное старение. Самое интересное, что они начинают страдать от возраст-зависимых хронических болезней или получают нетрудоспособность в среднем гораздо позже (на 20–30 лет), чем обычные люди — не в 60, а после 93 лет.
— Каковы причины старения?
— Сейчас их выделяют около 12. Среди них уменьшение количества стволовых клеток в тканях; генетическая нестабильность, когда повреждаются, ломаются ДНК и нарушается работа генов, которые расположены в наших хромосомах; хронические воспалительные процессы, связанные с тем, что организм начинает реагировать на поврежденные собственные клетки как на чужеродные агенты. Воспаление обычно возникает, когда в наш организм проникают вирусы, паразиты или микробы. И это полезный процесс. Но с возрастом поврежденные стареющие клетки начинают восприниматься организмом как чужеродные, и возникает хронический воспалительный процесс, который приводит к еще большему повреждению клеток, в том числе и здоровых. И это плохая сторона воспаления. Например, если у нас в кишечнике идет воспалительный процесс из-за расплодившихся болезнетворных бактерий или паразитов, он влияет на работу всех клеток тела, в том числе клеток мозга, что может вызывать старение мозга, нарушение памяти и мыслительной деятельности. Хотя кишечник расположен далеко от мозга, молекулы — посредники воспаления распространяются через кровь и достигают его.
Доктор биологических наук Алексей Москалев. Фото из личного архива
— Как питание связано с продолжительностью жизни?
— Еще с 20-х годов прошлого века мы знаем, что на многих модельных объектах, начиная от одноклеточных живых существ до многоклеточных простых животных и гораздо более сложно устроенных млекопитающих, ограничительная диета (это когда ешь порции на 30% меньше, чем хочется) приводит к увеличению продолжительности жизни. Применимо это к человеку или нет, до сих пор под вопросом, но некоторые исследования, не связанные с увеличением продолжительности жизни, а с изучением уровня здоровья, это подтверждают.
Профессор геронтологии Вальтер Лонго из университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе показал, что периодическое ограничение калорийности не только физиологически оздоравливает организм, но и способствует замедлению старения, снижается вероятность возникновения опухолевых заболеваний, воспалительных процессов, увеличивается количество стволовых клеток, в том числе в определенных отделах головного мозга, что приводит к улучшению, например, памяти.
Ограничительная диета — это фактор, который способствует долголетию, запускает в клетках механизмы самопереваривания. Клетка старается выжить, и для этого она начинает переваривать свои компоненты, прежде всего то, что повреждено, например старые поврежденные энергетические станции клетки — митохондрии. Если это кратковременный стресс, связанный с голоданием, с ограничительной диетой, то клетка благодаря этому выживает и дальше уже в более омоложенном состоянии продолжает свое существование. Сильные стрессы, например длительное голодание, конечно же, только вредят.
Не так давно выяснили, что, скорее всего, дело не в калориях как таковых, а в том, что конкретно мы едим, то есть в составе диеты. Например, было показано на модельном животном, что если ограничивать белковую составляющую пищи при той же калорийности питания, в отличие от ограничения только углеводной составляющей, то продолжительность жизни растет в большей степени. Оказалось даже, что достаточно иногда ограничивать количество лишь одной аминокислоты — метионина, и это способно привести к увеличению продолжительности жизни. Аминокислоты — это кирпичики, из которых состоят белки, а белки строят наше тело. Метионин должен обязательно присутствовать в пище, но на определенном необходимом достаточном уровне, не выше. Тогда мы получаем замедление старения.
Сейчас известно, что со старением связаны десятки разных генов. Активация некоторых из них с возрастом ускоряет его. Или, наоборот, есть гены, активация которых с возрастом замедляет старение, а выключение — ускоряет. И самое интересное для нас, что эти гены кодируют белки — ферменты, а ферменты мы можем регулировать фармакологически. Лекарства влияют на наш метаболизм и на здоровье, подавляя или активируя активность целевых белков. Но сигнальные пути, связанные со старением, в организме могут регулироваться не только таблетками (и некоторые из таких уже известны, но это отдельная тема).
Например, тунец, молоко, красное мясо содержат вещества, которые активируют определенный сигнальный путь, ускоряющий старение нашего организма. Но есть и многие вещества, которые могут подавлять этот сигнальный путь. Альфа-липоевая кислота есть в шпинате, урсоловая кислота — в базилике, мяте, розмарине, куркумин — в приправе куркуме, омега-3 жирные кислоты — в жирной рыбе. Кофе содержит кофеин, оливковое масло — линолевую кислоту и ряд других соединений, которые также подавляют этот сигнальный путь, ускоряющий наше старение. То есть, комбинируя составляющие нашей диеты и их количество, мы можем замедлять активность сигнальных внутриклеточных путей, ускоряющих старение, или, наоборот, активировать те, которые процесс старения замедляют.
— Какова профилактика старения и когда нужно ее начинать?
— Механизмы, приводящие к старению, запускаются с самого рождения, а некоторая предрасположенность к ускоренному старению даже иногда передается с генами в следующее поколение от родителей, поэтому заниматься профилактикой старения нужно с самого рождения.
Это, во-первых, модификация питания. Механизмы, замедляющие старение, могут крыться в биологически активных веществах, которые мы употребляем с пищей. А некоторые компоненты нашей пищи ускоряют процесс старения. Используя эти знания, можно сбалансировать диету и таким образом замедлить процесс старения.
Во-вторых, важен образ жизни. Внутренние часы существуют в каждой клетке нашего тела, даже в коже, в печени есть свои внутренние околосуточные ритмы. Сбой внутренних часов приводит к ускоренному старению и возникновению возраст-зависимых заболеваний. Если мы придерживаемся жесткого режима, связанного с питанием, сном, сочетанием отдыха и труда, то замедляем скорость старения. Пусть мы поздно ложимся спать, но всегда в одно и то же время, пусть мы любим, предположим, поздний завтрак, но мы это делаем каждый день одинаково в одно и то же время в течение всей жизни, тогда мы помогаем нашим внутренним часам и замедляем старение.
Третье — это физическая активность. Избыток жировой ткани — это тоже причина хронического воспаления. С возрастом в мышцах снижается активность генов, важных для регенерации мышечного волокна. Стволовые клетки мышц перестают делиться и замещать поврежденные мышечные волокна. Если мы поддерживаем высокий уровень физической активности, мы стимулируем эти процессы и отсрочиваем изменения в наших мышцах, а мышцы влияют на воспаление, как и жировая ткань, на самочувствие и качество жизни в целом.
Физическая нагрузка, определенная диета и строгий режим — слагаемые успеха, которые помогут нам прожить в среднем 86 лет.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости