Союз мультфильма и добра
Фото: Ассоль Мукарова/ «Русская планета»

Фото: Ассоль Мукарова/ «Русская планета»

Как мульттерапия влияет на современных детей

Мультфильмы полезно не только смотреть, но и делать. У медиков уже есть и специальный термин — мульттерапия. Этот метод сегодня практикуют как в челябинской детской студии «ВидимоНевидимо», так и в областном онкоцентре. «Русская планета» обсудила с педагогами и психологами, как мультфильмы помогают детям бороться с трудностями, дружить и не терять надежды.

Сначала были розовые единороги

В творческой студии «ВидимоНевидимо» стены разрисованы причудливыми персонажами, на полочках со сказками Бажова соседствуют мультяшные игрушки. В центре комнаты стоит большой стол с красочными рисунками, который обступили дети. Они увлеченно что-то обсуждают. Под прицелом фотокамеры и яркой лампы стоит еще один небольшой столик. На нем лежат вырезанные картинки, а девочка лет семи с осторожностью то и дело их передвигает. В это же время мальчик, сидящий за компьютером, фиксирует кадры в специальной программе.

– Это называется перекладка, когда изображение складывается не из рисунков, сделанных художником, а из перекладки уже готовых фрагментов изображения, вырезанных из бумаги, — поясняет педагог-мультипликатор Юлия Белавина. — Но перед тем как создать новый мультфильм, мы организуем мозговой штурм, рисуем карандашом персонажей. Ребята высказывают свои идеи, и мы вместе их обсуждаем. Конечно, поначалу у девочек среди персонажей были розовые единороги, а у мальчиков — черепашки-ниндзя. Но мы объясняем, что нужно своих героев придумывать. Где-то даже идем на уловки: говорим, что есть авторское право, и ваш герой должен быть уникальным.

Первая студия детской мультипликации «ВидимоНевидимо» открылась в Челябинске пять лет назад. За это время ее воспитанники завоевали многочисленные награды на всероссийских и международных фестивалях детской анимации. Но, как призналась директор студии Екатерина Конакова, главное в их работе не дипломы, а огонек, который горит в глазах детей после очередной съемки мультфильма.

— Для ребят мультипликация — не пустое развлечение, а полезный труд, который вовсе не сложен, потому что он творческий. Каждый мультфильм — про ребят и про то, как они понимают мир, — говорит Екатерина Конакова. — Бывает, малыш молчит, смотрит недоверчиво, а потом мы начинаем работать с ним и оказывается, в его голове столько идей! И он начинает говорить взахлеб, смеяться, раскрашивать персонажей в невероятные цвета.

— В то же время многие детки приходят после школы возбужденные, гиперактивные, а наши занятия их успокаивают, — продолжает педагог Юлия Белавина. — Они понимают, какую ответственную работу выполняют, что их творение увидит много людей, и стараются делать мультики со всей серьезностью.

Сцена из будущего мультфильма. Фото: Ассоль Мукарова/ «Русская планета»

История о самом себе

В соседней комнате — секция пластилиновой мультипликации. Здесь уже ребята постарше работают над очередным мультфильмом. Пятнадцатилетний Валентин выполняет ювелирную работу — по миллиметру мизинцем передвигает брови и глаза пластилинового человечка, держащего в руках крохотную газету. Кадр за кадром, и вот спустя час персонаж оживает на экране, вдумчиво читая статью.

—Это будет мультик про старшего брата, которого родители попросили убрать за котом, а он перекинул всю работу на младшего, — делится Валентин Нагаев. — Раньше я ходил в разные кружки, много чего перепробовал, но четыре года назад впервые пришел в мультстудию и все — затянуло. Мне всегда нравились мультики, хотелось попробовать сделать их самому, своими руками оживить героев. В будущем хочу поступать на режиссерский факультет. Сейчас для меня это место отдыха для ума, потому что готовлюсь к экзаменам и очень устаю.

Режиссер студии Вячеслав Алексеенко отмечает, что подросткам на занятиях нужно в первую очередь выговориться. Они делятся своими проблемами, обидами. Эти откровенные беседы и последующая работа над своим мультфильмом имеют терапевтический эффект. Не зря существует такой термин как мульттерапия. 

— Задачи съемки мультфильмов с применением мульттерапии немного отличаются от тех, что мы выполняем, когда занимаемся с обычными детьми, — рассказывает директор студии Екатерина Конакова. — С обычными детьми — это творческое развитие, профориентация, досуг или даже обучение. А с особыми — это поддержка через творчество хорошего эмоционального состояния, вклад в их выздоровление, социализацию. В основном, это дети с задержкой психического или интеллектуального развития, аутизмом. Еще мы выезжали в детские дома, занимались с трудными подростками. Бывают тревожные дети, они свои внутренние конфликты не могут даже проговорить. И вот через вымышленных героев с помощью психолога прорабатываются их проблемы. Если, например, дети с нарушением речи, то с ними лучше работать, применяя метод сыпучей анимации. Работать с мелкими предметами, камушками, песком, кофе — это помогает улучшить мелкую моторику, а вместе с ней и речь.

Дети из онкоцентра готовят героев мультфильма

Дети из онкоцентра готовят героев мультфильма. Фото из личного архива Ольги Загоскиной

Семь историй о дружбе и любви

Мультстудия «ВидимоНевидимо» предложила свою помощь челябинскому общественному движению помощи онкобольным детям «Искорка». Специалисты провели для волонтеров мастер-классы по мультипликации, и теперь они сами занимаются мульттерапией в онкоцентре.

— Работать над созданием собственного мультфильма интересно, ведь дети сами придумывают персонажей и события в их жизни, — рассказывает мама девятилетнего Станислава Ирина Гурская. — На каждое занятие мы бежим с радостью! Мой ребенок учится делать собственный выбор, отстаивает свою точку зрения, спорит и рассуждает, как будут развиваться события. Обстановка очень душевная.

Ведет занятия в онкоцентре психолог с десятилетним стажем Ольга Загоскина.

— Еще год назад у нас в фонде зашел разговор о том, что можно приобрести полезное оборудование для реабилитации детей, и я предложила оборудование для мультипликации, — вспоминает Ольга Загоскина. — Ребята из «ВидимоНевидимо» рассказали, как и что делать. Оказалось, технически — это довольно сложный процесс, но в то же время увлекательный. У нас занимаются две группы детей. Одна работает в стационаре онкоцентра, а вторая — в помещении фонда для детей, проходящих реабилитацию.

— Ольга Александровна, в чем целительная сила мульттерапии?

— В творчестве и правильном подходе к нему. Мульттерапия эффективна, потому что с ее помощью можно сразу много моментов проработать. Это и работа в команде, и чувство авторства своей жизни. Когда ребята как бы отпускают свое творение на экран и видят уже отделенный от себя кусочек, включенный в общую картину. Ведь проблема наших детей в том, что они большую часть времени находятся в изоляции, и включение в общий процесс — это здорово для них.

Когда ребенок лепит своего героя, он чувствует его, как бы вдыхает в него жизнь. И он сам потом двигает его в своем сюжете. В этом я и вижу терапевтическое воздействие, что дети весь мультфильм придумывают от начала до конца. Мы, взрослые, много говорим, что они должны делать, а здесь дети все решают и свободно действуют.

— То есть вы работаете ради процесса, а не на результат?

— Мы считаем результатом именно отношения, процесс самовыражения. Мультипликация может показаться довольно нудным занятием, ведь нужно по миллиметру передвигать героя, для того, чтобы снять ролик в 20 секунд, уходит два часа. Мы делаем мультики со скоростью 6–8 кадров в секунду — это минимальная скорость. Чтобы снять минутный мультик, надо порядка 100 снимков. Тем не менее, дети проходят весь этот путь до конца. А если считать результатом сам мультик — то да, это не главная цель.

— Какое влияние мульттерапия уже оказала на ваших подопечных?

— Я вижу, как хорошо дети контактируют друг с другом, как сотрудничество между ними развивается. Насколько они умеют друг друга слышать, и как учатся это делать.

Когда мы начинали, у нас были большие трудности, потому что ребята могли взять и уничтожить чей-нибудь персонаж. Но постепенно мы учимся уважению чужого труда и личных границ.

Также дети, находящиеся долго в больнице, перестают верить в свои силы, им тяжело. А когда они снимают мультики, снова начинают верить в чудо, обретают надежду, что с ними все будет хорошо.

Если у взрослых основной язык — это речь, то у детей — это игра и творчество, и с помощью последнего они выражают свои страхи, желания, чувства.

Мы сняли семь мультфильмов. Они в основном о дружбе и доброте, а последний наш шедевр посвящен любви.

— Что вас удивило за время работы в студии?

— Насколько родители эмоционально включаются в процесс мультипликации. Мне очень нравится смотреть в их глаза, когда они с трепетом смотрят мультфильм, который получился у детей.

Рак не приговор Далее в рубрике Рак не приговорПочему не все пациенты могут получить современное лечение рака

Комментарии

13 февраля 2016, 09:12
Да ладно вам и у союз мультфильма были такие мультики, которые и взрослым не понять. Везде были ляпы, но мы помним хиты - добрые мультики.
14 февраля 2016, 23:05
Мультфильмы это слишком нудно и долго, предлагаю более простые варианты, спорт и выжигатель! Не благодарите
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»