Обработку текста мозгом изучили с помощью «Гарри Поттера»

Исследователи из Университета Карнеги-Меллон (США) с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) и книги «Гарри Поттер и философский камень» впервые создали компьютерную модель процессов, происходящих в головном мозге во время чтения. Ученые надеются, что полученные данные помогут в изучении и диагностике затрагивающих чтение расстройств, например дислексии. Отчет о работе опубликован в журнале PLOS ONE.

Для своего эксперимента авторы выбрали девятую главу книги, в которой главный герой впервые учится летать на метле. Они попросили восьмерых добровольцев читать про себя этот текст во время изучения активности различных областей их мозга с помощью фМРТ.

В работе ученые исходили из предположения о том, что человек в среднем каждые полсекунды переводит взгляд на следующее слово в тексте, то есть в двухсекундный скан фМРТ укладывается четыре слова. Для каждого слова в главе определили 195 характеристик от количества букв до части речи. Затем с помощью специально разработанного алгоритма провели анализ активности каждого кубического миллиметра мозга при прочтении каждого четырехсловного сегмента текста.

В итоге была получена интегрированная компьютерная модель чтения, показывающая например, какие отделы мозга ответственны за разбор предложения, определение значения слов и понимание взаимоотношений между персонажами. Модель позволяет по характерным сценариям активности мозга с 74-процентой точностью определить, какой именно фрагмент текста из двух возможных читает в данный момент человек, сообщает EurekAlert!.

Как рассказала одна из авторов работы Лейла Уэби (Leila Wehbe), при чтении о перемещениях персонажей в пространстве (например, полете на метле) активируются те же отделы мозга, которые задействованы в реальной жизни при оценке движений других людей.

Уэби и ее коллеги отмечают, что они находятся только в начале понимания того, что именно происходит в мозге во время чтения, как именно и почему возникают в нем характерные устойчивые нейронные связи. Хотя дальнейшие исследования в этом направлении еще предстоят, ученые полагают, что в будущем компьютерная модель может быть полезной при изучении и диагностике различных нарушений, связанных с чтением, например дислексии. Кроме того, ее можно использовать для наблюдения за процессом выздоровления пациентов с нарушениями речи в результате травмы или инсульта.

Новости по теме

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»