Ученые создали новый метод целенаправленной доставки лекарств в органы

Американские ученые создали новый метод доставки лекарств в органы-мишени с помощью ДНК, пишет MedicalXpess.

Сотрудники Медицинской школы Гарварда во главе с Дениэлом Коэйном (Daniel Kohane) разработали новый способ целенаправленной доставки лекарств в органы. Активными компонентами этой системы являются так называемые аптамеры — короткие одноцепочечные последовательности ДНК. Эти структуры не расщепляются ферментами крови, способны проникать в ткани и быстро доставлять лекарство.

Недостатком системы является то, что аптамеры доставляются кровотоком не только в орган-мишень, но и в здоровые ткани. Чтобы повысить эффективность метода, ученые добавили еще один компонент — короткие двухцепочечные молекулы ДНК (олигонуклеотиды), структура которых нарушается при воздействии ультрафиолетового излучения.

В норме эти олигонукеотиды связываются с аптамерами, образуя комплексы, которые не взаимодействуют с клетками. При воздействии ультрафиолета химические связи олигонуклеотидов разрушаются, что препятствует образованию комплексов, поэтому свободные аптамеры связываются с органом-мишенью.

«Во всем организме аптамеры в комплексе с олигонуклеотидами неактивны, терапевтический эффект наблюдается только в тканях, облученных ультрафиолетом», — пояснил Кохэйн.

Метод тестировался на клеточной линии рака молочной железы человека и на мышах с опухолями молочных желез. Ученые использовали аптамеры к белкам нуклеолинам, которые определяются во многих злокачественных новообразованиях. В обоих случаях метод оказался эффективным.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.