Ученые создали трехмерную вакцину нового поколения

Американские ученые разработали вакцину, компоненты которой при введении в организм спонтанно образуют объемные комплексы, способные эффективно активировать иммунные клетки организма для целенаправленного устранения чужеродных клеток и вирусов, сообщает Science Daily.

В вакцине, созданной сотрудниками Гарвардского Университета, содержатся микроскопические структуры из диоксида кремния, т.н. мезопоровые кремниевые палочки (МКП). На поверхности палочек расположены поры определенного диаметра. В них можно «загрузить» различные молекулы, способные оказывать терапевтический эффект: цитокины, антигены, олигонуклеотиды.

При введении препарата в организм происходит процесс спонтанной самосборки МКП в более крупные трехмерные структуры, и активное вещество выделяется в ткани. Это способствует привлечению к месту инъекции особых клеток иммунной системы — дендритных клеток. После взаимодействия с активным веществом вакцины, дендритные клетки разносятся по лимфатическим узлам, сигнализируя об «опасности» другим клеткам, которые начинают атаковать чужеродные клетки. В зависимости от желаемого эффекта, можно комбинировать концентрацию и тип активного компонента в порах МКП.

Ученые протестировали вакцину на мышах. Введение препарата способствовало привлечению к месту инъекции миллионов дендритных клеток, которые эффективно активировали иммунную систему организма.

Вакцины изготавливаются быстро, поэтому они могут использоваться в экстренных случаях. По мнению ученых, данные их исследования позволять разработать эффективные способы лечения и профилактики онкологических и вирусных заболеваний.

Исследование, опубликованное в журнале Nature Biotechnology, впервые демонстрирует возможность использования МНП in vivo.