Начаты клинические испытания препарата для профилактики ВИЧ-инфекции

Американские ученые исследуют новый препарат против ВИЧ-инфекции каботегравир. Они надеются, что в недалеком будущем это лекарство станет эффективным средством профилактики болезни.

В настоящее время в США началось многоцентровое клиническое исследование, переносимости и безопасности каботегравира. Ему предшествовали две научных работы, проведенных на животных, результаты одной из них были опубликованы вчера в Science Translational Medicine.

«Результаты клинического исследования демонстрируют, что эффективность профилактического орального приема может колебаться от 75% до ее полного отсутствия. Такая вариабельность связана с индивидуальной способностью пациентов правильно принимать таблетки, — рассказал соавтор исследования Мартин Марковиц (Martin Markowitz), профессор Рокфеллеровского Университета и Исследовательского центра СПИД Аарона Даймонда (ИЦСАД). — Длительно действующий каботегравир обладает потенциалом для увеличения приверженности к лечению, поскольку его можно вводить инъекционно всего раз в три месяца».

Каботегравир относится к антиретровирусным препаратам, которые препятствуют размножению (репликации) ВИЧ в клетках. Средство принадлежит к подгруппе средств, которые действуют на интегразу, фермент, который вирус использует для внедрения в клеточный геном.

Ранее исследования группы ученых из ИЦСАД и Рокфеллеровского университета показывали, что каботегравир способен защищать самцов макак-резусов от заражения вирусом, родственным ВИЧ. Исходя из этих данных, была начато клиническое исследование, в котором участвует 120 человек с низкой степенью риска инфицирования. Перед проверкой препарата на людях с высокой степенью риска, должно быть подтверждено, что препарат достаточно безопасен, а новаторские редкие инъекции нормально переносятся.

Новые исследования на животных фокусировались на самках. Работая по отдельности, две группы ученых показали способность лекарства предупреждать вагинальную передачу инфекции у двух видов обезьян с различной восприимчивостью к инфекции.

Первая группа ученых под руководством Чесити Энрюс (Chasity Andrews) изучала самок макаков-резусов, которые получали прогестерон для повышения восприимчивости к инфекции. Препарат показал 90% эффективности при повторных попытках заражения высокими дозами вируса. Дополнительное исследование, проведенное учеными Центров контроля и профилактики заболеваний, выявило, что самки свинохвостых макаков были полностью защищены от заражения каботегравиром.

Марковиц отметил, что доказательство того, что каботегравир эффективен в профилактике заражения ВИЧ у людей, займет долгое время. Ученый высказал надежду, что в профилактике ВИЧ-инфекции вскоре появятся новые возможности.