Выяснен механизм формирования чувства жажды

Сотрудники медицинского института Говарда Хьюза установили механизм формирования чувства жажды, пишет MedicalXpress.

Известно, что центр регулирования жажды находится в субфорникальном органе гипоталамуса. Это одна из немногих областей мозга, расположенная вне гемато-энцефалического барьера и контактирующая с биологическими жидкостями в организме. Ученые под руководством Юки Оки (Yuki Oka) установили, какие клетки этого органа вовлечены в процесс формирования чувства жажды, а также осуществили регуляцию работы центра жажды в лабораторных условиях.

Ученые выделили три типа клеток субфорникального органа: возбудительные клетки, клетки-ингибиторы и астроциты, выполняющие опорную функцию. Авторы исследования ввели светочувствительный белок в клетки субфорникального органа мышей. Воздействуя на определенные области органа лазером, ученые выборочно активировали разные группы клеток.

Оказалось, что активация возбудительных клеток приводила к формированию у мышей устойчивого чувства жажды: животные выпивали объем воды, составляющий 8% от массы тела. При активации клеток-ингибиторов потребление воды грызунами уменьшалось на 80%.

«Похоже, что эти две группы клеток работают по принципу обратной связи. При потреблении большого количества жидкости изменяется электролитный баланс и включаются клетки-ингибиторы», — пояснил соавтор исследования Чарльз Цукер (Charles Zuker).

Данные исследования представлены в журнале Nature.